Цели:
- Образовательная:
Привитие интереса к предмету.
Демонстрация применимости в жизни знаний, получаемых на различных уроках.
Вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс.
Выработка предметных компетенций. - Воспитательная: воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников.
- Развивающая:
развитие умений и способностей учащихся работать самостоятельно;
расширение кругозора;
повышение эрудиции;
Развивать умения творчески подходить к решению задач;
Развитие умений выступления перед аудиторией.
Структура урока:
- Постановка учебной цели.
- Повторение пройденного материала.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного.
- Домашнее задание.
Оборудование:
- мультимедиа;
- презентация PowerPoint
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
На прошлом уроке мы с вами разобрали понятия тепловых машин, их виды и краткую историю развития. Давайте вкратце повторим пройденный материал, но сначала послушаем сообщения, которые вы подготовили.
История ДВС (Презентация. Слайд 1). Сообщение учащегося “Первые тепловые машины”.
Слайд 2
- Какие устройства называются тепловыми двигателями? (Машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию, называются тепловыми двигателями.)
- Можно ли огнестрельное оружие отнести к тепловым двигателям? (Да. Энергия сгоревшего пороха переходит в механическую энергию снаряда.)
- Можно ли человеческий организм отнести к тепловым двигателям? (Да.)
- Почему ДВС не используются в подводных лодках при подводном плавании? (Под водой для работы двигателя внутреннего сгорания необходим воздух, а его там нет, либо необходимо брать сжиженный воздух, но это нерентабельно и усложняет процесс.)
- Изменяется ли температура пара в турбине? (Да, она уменьшается.)
- Все ли тепловые двигатели одинаково рентабельны? (Нет, не все, есть более экономичные, например дизельный двигатель.)
III. Изучение нового материала.
Обычно, рентабельность двигателей определяется их КПД. (Коэффициентом полезного действия.)
Слайд 3
Физический словарик.
Коэффициент (от лат coefficientis) обычно постоянная или известная величина – множитель при переменной или известной величине./
??? Что мы называли коэффициентом полезного действия при изучении механики? (Отношение полезной работы к работе затраченной.)
(h = А п / Аз записать формулу на доске).
При работе тепловых двигателей механическая работа совершается за счет превращения внутренней энергии горения топлива в механическую энергию.Т.е. то, производя математические преобразования основной формулы ή получим новые формулы для расчета КПД теплового двигателя: (учащиеся на местах, а затем у доски производят необходимые преобразования).
Совершая работу, тепловой двигатель использует лишь некоторую часть той энергии, которая выделяется при сгорании топлива.
Физическая величина, показывающая, какую долю составляет совершаемая двигателем работа от энергии, полученной при сгорании топлива, называется коэффициентом полезного действия теплового двигателя.
КПД теплового двигателя находят по формуле
где Q – количество теплоты, полученное в результате сгорания топлива; А – работа, совершаемая двигателем.
Задание: стр. 56–57 учебника, найти определение и формулу для расчета КПД теплового двигателя. В чем сходство или отличие данных понятий?
Кроме того КПД теплового двигателя можно вычислять по формулам:
Слайд 4
Рассмотрим характеристики некоторых, наиболее используемых тепловых двигателей
Характеристики тепловых двигателей (Слайд 5)
Двигатели | Мощность, кВт | КПД, % |
ДВС: карбюраторный дизельный |
1 – 200 15 – 2200 |
~ 25 ~ 35 |
Турбины: паровые газовые |
3 × 105 12 × 105 |
~ 30 ~ 27 |
Реактивный |
3 × 107 | ~ 80 |
??? Как вы думаете, на что тратится большая часть внутренней энергии тепловых двигателей?
??? Безопасны ли тепловые двигатели с точки зрения экологии?
Вы правы и это хорошо видно из следующих данных:
Применение тепловых машин и проблемы охраны окружающей среды (Слайд 6)
При сжигании топлива в тепловых машинах требуется большое количество кислорода. На сгорание разнообразного топлива расходуется от 10 до 25% кислорода, производимого зелеными растениями.
Тепловые машины не только сжигают кислород, но и выбрасывают в атмосферу эквивалентные количества двуокиси углерода (углекислого газа). Сгорание топлива в топках промышленных предприятий и тепловых электростанций почти никогда не бывает полным, поэтому происходит загрязнение воздуха золой, хлопьями сажи. Сейчас во всем мире обычные энергетические установки выбрасывают в атмосферу ежегодно 200–250 млн. т золы и около 60 млн. т диоксида серы.
Кроме промышленности воздух загрязняет и транспорт, прежде всего автомобильный (жители больших городов задыхаются от выхлопных газов автомобильных двигателей).
IV. Закрепление.
Качественные задачи: (Слайд 7)
1. Один из учеников при решении получил ответ, что КПД теплового двигателя равен 200%. Правильно ли решил ученик задачу? (Нет. КПД теплового двигателя не может быть больше 100% или равен 100%)
2. КПД теплового двигателя 45%. Что означает это число? (45% энергии идет на совершение полезной работы, а 55% энергии тратится впустую на обогрев атмосферы, самого двигателя и т.д.)
3. Может ли КПД теплового двигателя быть равен 1,8; 50; 4; 90; 100%? (КПД теплового двигателя всегда меньше 100%)
4. Задача для любителей биологии: (Слайд 8)
В организме человека насчитывается около 600 мышц. Если бы все мышцы человека напряглись, они вызвали бы усилие, равное приблизительно 25 т. считается, что при нормальных условиях работы человек может развивать мощность 70–80 Вт, однако возможна моментальная отдача энергии в таких видах спорта, как толкание ядра или прыжки в высоту. Наблюдения показали, что при прыжках в высоту с одновременным отталкиванием обеими ногами некоторые мужчины развивают в течение 0,1 с среднюю мощность около 3700 Вт, а женщины – 2600 Вт.
КПД мышц человека равен 20%. Что это значит? Какую часть энергии мышцы тратят впустую? (20% энергии тратится на полезную работу; 80% энергии мышцы тратят впустую.)
5. Тепловой двигатель за цикл получает от нагревателя энергию, равную 1000 Дж, и отдает холодильнику энергию 800 Дж. Чему равен КПД теплового двигателя? (20%)
Попробуйте решить данную задачу самостоятельно, а в помощь я напомню вам общую схему теплового двигателя. (Затем разобрать решение у доски).
(схему заранее заготовить с
обратной стороны на доске)
|
6. Тепловой двигатель за цикл получает от нагревателя энергию, равную 1000 Дж, и отдает холодильнику энергию 700 Дж. Чему равен КПД теплового двигателя? (30%) (Решить самостоятельно.)
V. Итог урока (повторить основные понятия и формулы).
VI. Д/З
§ 24; вопросы на с.57; индивидуальные карточки с задачами; всем желающим – составить ребус или кроссворд по изученной теме.
Индивидуальные карточки домашнего задания:
К – 1.
- Какое количество теплоты потребуется , чтобы расплавить 500 г льда, взятого при температуре -10 ºС, полученную воду довести до кипения и испарить 100 г воды? (620,5кДж)
- Чему равен КПД плавильной печи, в которой на плавление 1 кг меди, взятой при температуре 85 ºС, расходуется 400 г каменного угля? (≈ 5,7%)
К – 2.
- На нагревание и плавление меди израсходовано 1276 кДж теплоты. Определить массу меди, если ее начальная температура 15 ºС. (2 кг)
- Какую массу антрацита надо сжечь в котле с КПД 40%, чтобы 1 т воды, поступающей в него при 20 ºС, нагреть до 100 ºС и половину превратить в пар при 100 ºС? (≈ 124 кг)