Разработка урока по русскому языку по теме "Повторение и систематизация по теме «Лексика»" (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  • Обучающая: повторить и систематизировать изученный материал по теме “Лексика”.
  • Развивающая: развивать умение производить комплексный анализ текста, развивать умение пользоваться различными вилами словарей.
  • Воспитательная: воспитывать внимание к материи языка, к слову, как к лексической единице языка, воспитывать потребность пользоваться словарями.
  • Коммуникативная: формировать навыки общения на уроке при ответах, формировать навык монологического ответа.

Ход урока

I. Подготовка к восприятию.

Зима – прекрасное время. Все улицы засыпаны снегом, деревья стоят одетые в серебряные шубы, уютно светятся окна домов, замерзшие прохожие спешат по домам, а ребятишки с восторгом устраивают разные зимние развлечения. Сегодня на уроке мы будем работать с текстом Г.Скребицкого, в котором рассказывается о приходе зимы.

(Постановка целей и задач, запись в тетради числа и темы урока.)

II. Дальнейшая работа проводится с текстом, задания распределены по разным разделам русского языка.

Задания.

1) Стилистика.

а) самостоятельное чтение текста;
б) выразительное чтение текста вслух;
в) какова тема текста? (запись в тетрадь);
г) озаглавьте текст (запись в тетрадь);
д) какова основная мысль текста? (запись в тетрадь);
е) определите тип текста (доказать);
ж) определите стиль речи (доказать).

2) Орфография, пунктуация, синтаксис.

Учащиеся после выполнения каждого задания этой части урока отгадывают по одному заданию из кроссворда “Лексика”, после чего получают оценку за ответ. Перед работой с кроссвордом учащимся задается вопрос: “По какому принципу составляются кроссворды?” (По лексическому значению нужно определить, какое слово дано в кроссворде.)

а) вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы;
б) произвести синтаксический разбор первого и четвертого предложений, знаки препинания не поставлены (по вариантам);
в) объяснить знаки препинания в пятом и шестом предложениях, составьте схемы.

3) Лексика.

а) найдите в последнем абзаце существительное, употребленное в переносном значении; найдите по толковому словарю его лексическое значение.
б) работа с выделенными словами.

Один ученик получает карточку с индивидуальным заданием: слово Темный нужно охарактеризовать при помощи Толкового словаря С.И.Ожегова, словаря синонимов и словаря антонимов.

В это время остальные ученики работают с другими выделенными словами.

Большой.

– определите лексическое значение.
– однозначное или многозначное это слово?
– подберите синонимы (при затруднении обращаемся к словарю синонимов).
– подберите антонимы (при затруднении обращаемся к словарю антонимов).
– составьте предложение с этим словом.

(Вся работа проводится в тетради.)

Аналогичная работа проводится со словами Бежать, Радостный.

в) заслушиваем монологический ответ по индивидуальному заданию.

4) Составление текста из 5–7 предложений на тему “Пришла зима” (самостоятельная работа).

5) чтение и обсуждение некоторых работ.

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Закончить составление текста.

Текст.

  1. Мы ждали зиму и вот она пришла.
  2. С веч..ра земля, д..рев..я в с..ду и крыши сосе..них домов были ТЕМНЫМИ.
  3. Вдруг по..но вечером вместе с д..ждем посыпались на землю б..льшие сн..жинки.
  4. За ноч.? сне.. укрыл все вокруг к утру небо раз..яснилось.
  5. Зима воскликнули мы, когда посм..трели в окно.
  6. Первое зимнее утро праздник земли. Нам ужа.?но хотелось взять санки, лыжи и б..жать к горк.. .
  7. Но надо было идти в школу. 8. Как долго т..нулись уроки в этот радо..ный день!

Задания к кроссворду.

По горизонтали:

1. Слово, имеющее одно значение. (Однозначное.)
2. Словарный запас одного человека. (Лексикон.)
3. Значение слова, содержащее его смысл. (Лексическое.)
4. Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся по-разному, но имеют сходное лексическое значение. (Синонимы.)
5. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. (Антонимы.)

По вертикали:

6. Слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение. (Омонимы.)
7. Слово, имеющее несколько лексических значений. (Многозначное.)
8. Раздел науки о языке, в котором изучается слово и его лексическое значение. (Лексика.)
9. Законченная в смысловом отношении часть текста. (Контекст.)