Защита проекта "Как сохранить доброту и милосердие в людях"

Разделы: Начальная школа


Цели: на примере литературных произведений объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия “добро” и “зло”; научить разделять радости и печали других; внушить необходимость доброжелательного и снисходительного отношения к окружающим.

Этапы работы над проектом.

Этап 1. Разработка проектного задания.

Задачи этапа: определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс делится на 3 группы, которые получают задания:

I-я группа. Прочитать произведения, раскрывающие взаимоотношения детей и взрослых.

II-я группа. Прочитать произведения о взаимоотношениях детей со сверстниками.

III-я группа. Прочитать произведения об ответственном отношении к братьям нашим меньшим.

Задания для всех участников проекта.

  1. Нарисовать иллюстрации к прочитанным произведениям.
  2. Подобрать 1-2 пословицы о добре и зле и объяснить их смысл.
  3. Найти в толковом словаре объяснение слов: доброта, добрый, добросердечный, зло.

Этап 2. Разработка проекта.

Задачи этапа: сбор и уточнение информации.

Учащиеся самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах, парах; анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов.

Задачи этапа: анализ выполнения проектных заданий.

Учащиеся участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация.

Задачи этапа: коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками, гостями.

 Ход урока-презентации

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

– Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы представляем вашему вниманию итог нашей кропотливой работы над проектом “Как сохранить доброту и милосердие в людях”. Эта тема выбрана нами не случайно, так как в повседневной жизни, мы очень часто сталкиваемся с проблемой добра и зла.

Человек в этом мире не одинок. Он живет среди людей, для людей, а это значит, и для себя. Все мы зависим друг от друга, потому что не может быть хорошо одному, если всем остальным плохо. . Иногда мы слышим от своих родителей, бабушек и дедушек упрек в том, что раньше люди были добрее, внимательнее. А людей, готовых прийти на помощь, поделиться последним было гораздо больше. Что же нужно сделать, чтобы сохранить доброту и милосердие в людях?

Великий русский писатель Л.Н.Толстой сказал: “ Чтобы поверить в добро, надо начать его делать”. Но, чтобы делать добро, надо, прежде всего им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту. А помогут нам в этом произведения детских писателей.

– Давайте выясним, а что такое доброта? Если заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, то найдем пояснение. (Учащиеся работают со словарем.)

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Добрый:

  1. Делающий добро другим, отзывчивый.
  2. Несущий благо, добро, благополучие.
  3. Хороший, нравственный.
  4. Дружески близкий, милый.

Добросердечный – обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый.

Зло:

  1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру.
  2. Беда, несчастье, неприятность.

III. Защита творческих проектов.

– А теперь предоставим слово 1-ой группе.

Выступление 1группы. “Взрослые и дети”.

Воспитание человека начинается в семье. Именно здесь он получает первые уроки доброты, уважения и поддержки. На Руси в давние времена в любой семье слово старших членов семьи являлось законом для остальных. Тогда, как правило, бабушки и дедушки жили в семье, а не отдельно, поэтому к их жизненному опыту, мудрости прислушивались все, так как они прожили долгую жизнь. Но случалось и по-другому, как описано в произведении Л.Н.Толстого “Старый дед и внучек”.

1. Анализ рассказа Л.Н.Толстого “Старый дед и внучек”.

Только поступок мальчика, заставил родителей изменить свое отношение к дедушке, которого не приглашали за общий стол, потому, что у него не было зубов, и он не мог аккуратно есть. Родителей напугало то, что когда они станут пожилыми, сын тоже будет кормить их из лохани за печкой.

2. Анализ рассказа Иосифа Дика “Красные яблоки”.

– Ребята, как вы думаете, почему Валерка, когда пришла мама, “стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал”?

3. Чтение стихотворения А. Барто “Разговор с дочкой”.

Героиня стихотворения А.Л.Барто “Разговор с дочкой” сетует на то, что ей “не хватает теплоты”, а дочка принесла маме одеяло.

Нельзя не согласиться со словами В.Сухомлинского: “Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, – ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой”.

– Как вы думаете, что нужно сделать вам для того, чтобы ваши родители были счастливы?

– Сейчас вы еще младшие школьники, но уже не малыши. Всем вам необходимо воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение.

Выступление 2 группа. “Дети среди детей”.

1. Мы расскажем вам о том, как можно и как нельзя относиться к своим сверстникам. Иногда ребята дразнят толстых и худых детей, высоких и низких ростом. Придумывают различные обидные клички своим товарищам, переделывают их имена и фамилии. И не понимают, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство.

2. Анализ стихотворения С.Маршака “Четыре глаза”.

3. Чтение и анализ стихотворения А. Барто “Я был когда– то болен”.

– Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними, и не позволят другим унижать и оскорблять больного человека.

4. Чтение и анализ стихотворения С Михалкова “Хорошие товарищи”.

– Ученые и врачи попытались ответить на вопрос: влияют ли грубость, насмешки, оскорбления на здоровье людей? А вы как думаете?

– Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют самые серьезные последствия. Когда школьнику приходится переживать боль и унижение, вызванные грубостью сверстников, это сохраняется в его памяти на долгие годы. Пережитая обида делает ребят замкнутыми, недоверчивыми к словам и поступкам своих одноклассников. И детям и взрослым людям хочется, чтобы к ним относились внимательно и по-доброму.

– В нашем внимании и заботе нуждаются и животные.

Выступление 3 группы. “Наши четвероногие друзья”.

В нашем внимании и заботе нуждаются и животные. Люди, взяв в дом собаку, кошку или другое животное, несут большую ответственность за ее жизнь. Сначала приручают, заботятся, а потом, когда животное надоест или заболеет, выбрасывают его на улицу, как надоевшую игрушку. Выгнав на улицу, они обрекают его на голод и мучения.

1 Краткий пересказ с анализом. К. Ушинский “Слепая лошадь”.

 Неблагодарный хозяин перестал кормить, а потом еще и выгнал старую слепую лошадь, которая спасла его когда-то от не минуемой гибели. На защиту лошади встал весь город.

2. Никого не оставит равнодушным стихотворение Агнии Барто “Уехали”. Находясь в детском лагере, ребята все лето заботились о щенке, учили его выполнять команды, учили ходить на поводке, отличать “своих” от “ чужих”. Они следили за его здоровьем, чтобы он не скучал. И вот перед самым отъездом по домам, ребята забыли о щенке. А он ждал, он надеялся, что о нем вспомнят, что его еще любят, он лег и не хотел даже вставать. Он просто ждал! Он не хотел думать, что его бросили! И как же обрадовалось маленькое сердечко, когда ребята вернулись за ним. Он не мог сказать им о своем страхе, своих надеждах, о своей любви.

Он им навстречу, на крыльцо
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

3. Иногда животные и хозяева случайно теряют друг друга и очень переживают. Вспомните девочку из стихотворения С.Михалкова “У меня пропал щенок”, как она была расстроена пропажей щенка, и какова же была радость, когда испуганный, израненный щенок прибежал домой. Девочка сама взялась его лечить и воспитывать, и хочется верить в то, что этот маленький неслух вырос в преданного и умного пса. Ведь доброта сердца творит чудеса.

4. Не меньше людей страдают животные.

“Молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой, …бегала взад и вперед по тротуару и беспойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?” (А.П.Чехов. Каштанка.)

– Многие животные, к сожалению, становятся бездомными. У нас в Айхале нет приюта для животных, поэтому эту проблему ребята и их родители пытаются решать самостоятельно, об этом говорят их сочинения. Добродушные люди не могут пройти мимо несчастного брошенного животного, поэтому стараются найти ему хорошего хозяина или оставляют у себя. Людям никогда не надо забывать слова писателя Антуана Сент– Экзюпери: “Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”.

– Легко ли быть добрым?

IV. Чтение лучших творческих работ учащихся. (Сочинения на тему “Легко ли быть добрым")

– Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, дающим вам добро. Недаром гласит русская пословица: “Доброе дело два века живет”.

– Как вы ее понимаете? (Доброе дело люди помнят долго.)

IV. Работа над пословицами.

– Какие пословицы о добре вы знаете и как их понимаете?

Доброе дело само себя хвалит.

Доброе слово сказать – посошок в руку дать.

Худо тому, кто добра не делает никому.

За добро добром платят.

V. Чтение стихотворения. “Не стой в сторонке равнодушно…”

VI. Итог урока.

– Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое. В это сердце – кармашек вы опустите сейчас “ладошку” со своими пожеланиями. (Читают по желанию.)

– Я тоже хочу вам прочитать пожелание. “Дорога добрасл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова.

Спроси у жизни строгой:
– Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
– Иди за солнцем следом,
Пусть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда
Дорогою добра.