Цели: на примере литературных произведений объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия “добро” и “зло”; научить разделять радости и печали других; внушить необходимость доброжелательного и снисходительного отношения к окружающим.
Этапы работы над проектом.
Этап 1. Разработка проектного задания.
Задачи этапа: определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.
Класс делится на 3 группы, которые получают задания:
I-я группа. Прочитать произведения, раскрывающие взаимоотношения детей и взрослых.
II-я группа. Прочитать произведения о взаимоотношениях детей со сверстниками.
III-я группа. Прочитать произведения об ответственном отношении к братьям нашим меньшим.
Задания для всех участников проекта.
- Нарисовать иллюстрации к прочитанным произведениям.
- Подобрать 1-2 пословицы о добре и зле и объяснить их смысл.
- Найти в толковом словаре объяснение слов: доброта, добрый, добросердечный, зло.
Этап 2. Разработка проекта.
Задачи этапа: сбор и уточнение информации.
Учащиеся самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах, парах; анализируют и синтезируют идеи.
Учитель наблюдает и консультирует.
Этап 3. Оценка результатов.
Задачи этапа: анализ выполнения проектных заданий.
Учащиеся участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.
Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация.
Задачи этапа: коллективная защита проекта.
Ученики выступают перед одноклассниками, гостями.
Ход урока-презентации
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
– Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы представляем вашему вниманию итог нашей кропотливой работы над проектом “Как сохранить доброту и милосердие в людях”. Эта тема выбрана нами не случайно, так как в повседневной жизни, мы очень часто сталкиваемся с проблемой добра и зла.
Человек в этом мире не одинок. Он живет среди людей, для людей, а это значит, и для себя. Все мы зависим друг от друга, потому что не может быть хорошо одному, если всем остальным плохо. . Иногда мы слышим от своих родителей, бабушек и дедушек упрек в том, что раньше люди были добрее, внимательнее. А людей, готовых прийти на помощь, поделиться последним было гораздо больше. Что же нужно сделать, чтобы сохранить доброту и милосердие в людях?
Великий русский писатель Л.Н.Толстой сказал: “ Чтобы поверить в добро, надо начать его делать”. Но, чтобы делать добро, надо, прежде всего им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту. А помогут нам в этом произведения детских писателей.
– Давайте выясним, а что такое доброта? Если заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, то найдем пояснение. (Учащиеся работают со словарем.)
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Добрый:
- Делающий добро другим, отзывчивый.
- Несущий благо, добро, благополучие.
- Хороший, нравственный.
- Дружески близкий, милый.
Добросердечный – обладающий добрым сердцем, ласковый, участливый.
Зло:
- Нечто дурное, вредное, противоположное добру.
- Беда, несчастье, неприятность.
III. Защита творческих проектов.
– А теперь предоставим слово 1-ой группе.
Выступление 1группы. “Взрослые и дети”.
Воспитание человека начинается в семье. Именно здесь он получает первые уроки доброты, уважения и поддержки. На Руси в давние времена в любой семье слово старших членов семьи являлось законом для остальных. Тогда, как правило, бабушки и дедушки жили в семье, а не отдельно, поэтому к их жизненному опыту, мудрости прислушивались все, так как они прожили долгую жизнь. Но случалось и по-другому, как описано в произведении Л.Н.Толстого “Старый дед и внучек”.
1. Анализ рассказа Л.Н.Толстого “Старый дед и внучек”.
Только поступок мальчика, заставил родителей изменить свое отношение к дедушке, которого не приглашали за общий стол, потому, что у него не было зубов, и он не мог аккуратно есть. Родителей напугало то, что когда они станут пожилыми, сын тоже будет кормить их из лохани за печкой.
2. Анализ рассказа Иосифа Дика “Красные яблоки”.
– Ребята, как вы думаете, почему Валерка, когда пришла мама, “стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал”?
3. Чтение стихотворения А. Барто “Разговор с дочкой”.
Героиня стихотворения А.Л.Барто “Разговор с дочкой” сетует на то, что ей “не хватает теплоты”, а дочка принесла маме одеяло.
Нельзя не согласиться со словами В.Сухомлинского: “Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, – ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой”.
– Как вы думаете, что нужно сделать вам для того, чтобы ваши родители были счастливы?
– Сейчас вы еще младшие школьники, но уже не малыши. Всем вам необходимо воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение.
Выступление 2 группа. “Дети среди детей”.
1. Мы расскажем вам о том, как можно и как нельзя относиться к своим сверстникам. Иногда ребята дразнят толстых и худых детей, высоких и низких ростом. Придумывают различные обидные клички своим товарищам, переделывают их имена и фамилии. И не понимают, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство.
2. Анализ стихотворения С.Маршака “Четыре глаза”.
3. Чтение и анализ стихотворения А. Барто “Я был когда– то болен”.
– Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними, и не позволят другим унижать и оскорблять больного человека.
4. Чтение и анализ стихотворения С Михалкова “Хорошие товарищи”.
– Ученые и врачи попытались ответить на вопрос: влияют ли грубость, насмешки, оскорбления на здоровье людей? А вы как думаете?
– Они установили, что жестокие поступки и обидные прозвища имеют самые серьезные последствия. Когда школьнику приходится переживать боль и унижение, вызванные грубостью сверстников, это сохраняется в его памяти на долгие годы. Пережитая обида делает ребят замкнутыми, недоверчивыми к словам и поступкам своих одноклассников. И детям и взрослым людям хочется, чтобы к ним относились внимательно и по-доброму.
– В нашем внимании и заботе нуждаются и животные.
Выступление 3 группы. “Наши четвероногие друзья”.
В нашем внимании и заботе нуждаются и животные. Люди, взяв в дом собаку, кошку или другое животное, несут большую ответственность за ее жизнь. Сначала приручают, заботятся, а потом, когда животное надоест или заболеет, выбрасывают его на улицу, как надоевшую игрушку. Выгнав на улицу, они обрекают его на голод и мучения.
1 Краткий пересказ с анализом. К. Ушинский “Слепая лошадь”.
Неблагодарный хозяин перестал кормить, а потом еще и выгнал старую слепую лошадь, которая спасла его когда-то от не минуемой гибели. На защиту лошади встал весь город.
2. Никого не оставит равнодушным стихотворение Агнии Барто “Уехали”. Находясь в детском лагере, ребята все лето заботились о щенке, учили его выполнять команды, учили ходить на поводке, отличать “своих” от “ чужих”. Они следили за его здоровьем, чтобы он не скучал. И вот перед самым отъездом по домам, ребята забыли о щенке. А он ждал, он надеялся, что о нем вспомнят, что его еще любят, он лег и не хотел даже вставать. Он просто ждал! Он не хотел думать, что его бросили! И как же обрадовалось маленькое сердечко, когда ребята вернулись за ним. Он не мог сказать им о своем страхе, своих надеждах, о своей любви.
Он им навстречу, на крыльцо
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.
3. Иногда животные и хозяева случайно теряют друг друга и очень переживают. Вспомните девочку из стихотворения С.Михалкова “У меня пропал щенок”, как она была расстроена пропажей щенка, и какова же была радость, когда испуганный, израненный щенок прибежал домой. Девочка сама взялась его лечить и воспитывать, и хочется верить в то, что этот маленький неслух вырос в преданного и умного пса. Ведь доброта сердца творит чудеса.
4. Не меньше людей страдают животные.
“Молодая рыжая собака – помесь таксы с дворняжкой, …бегала взад и вперед по тротуару и беспойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?” (А.П.Чехов. Каштанка.)
– Многие животные, к сожалению, становятся бездомными. У нас в Айхале нет приюта для животных, поэтому эту проблему ребята и их родители пытаются решать самостоятельно, об этом говорят их сочинения. Добродушные люди не могут пройти мимо несчастного брошенного животного, поэтому стараются найти ему хорошего хозяина или оставляют у себя. Людям никогда не надо забывать слова писателя Антуана Сент– Экзюпери: “Ты всегда в ответе за тех, кого приручил”.
– Легко ли быть добрым?
IV. Чтение лучших творческих работ учащихся. (Сочинения на тему “Легко ли быть добрым")
– Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, дающим вам добро. Недаром гласит русская пословица: “Доброе дело два века живет”.
– Как вы ее понимаете? (Доброе дело люди помнят долго.)
IV. Работа над пословицами.
– Какие пословицы о добре вы знаете и как их понимаете?
Доброе дело само себя хвалит.
Доброе слово сказать – посошок в руку дать.
Худо тому, кто добра не делает никому.
За добро добром платят.
V. Чтение стихотворения. “Не стой в сторонке равнодушно…”
VI. Итог урока.
– Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое. В это сердце – кармашек вы опустите сейчас “ладошку” со своими пожеланиями. (Читают по желанию.)
– Я тоже хочу вам прочитать пожелание. “Дорога добра” сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова.
Спроси у жизни строгой:
– Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
– Иди за солнцем следом,
Пусть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда
Дорогою добра.