На уроке мною была поставлена ТЦУ (триединая цель урока).
- Познавательный аспект: формирование умений выделять звуки [г] и [г’] в словах и обозначать их буквой “Г”.
- Развивающий аспект: развитие устной речи, умения анализировать, сравнивать, обобщать.
- Воспитательный аспект: воспитание доброжелательного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать.
Для реализации ТЦУ мною было спланировано четыре этапа урока: АОЗ (актуализация опорных знаний), ФНЗ (формирование новых знаний), ПНЗ (применение полученных знаний), подведение итогов и рефлексия.
Целью первого этапа урока была организация познавательной деятельности учащихся, подготовка их к усвоению нового материала, формулирование учащимися темы и цели урока. Использовала репродуктивный и частично-поисковый метод обучения через фронтальную форму работы. Задания на этом этапе были подобраны так, что учащиеся самостоятельно смогли определить тему и цель урока.
Цель второго этапа – научить выделять звуки [г] [г’] в словах, характеризовать эти звуки, познакомить с буквой “Г”. Для обеспечения включенности учащихся в сюжет урока ввела игровой персонаж, который предлагал дидактические задания в игровой форме. Ребята с интересом и желанием выполняли задания, выделяли новые звуки в словах, давали характеристику звуков, сделали вывод о различении звуков [г] [г’], нарисовали звуковика, в образе которого скрыты признаки новых звуков. Для знакомства с новой буквой учащимся задавала вопросы, способствующие соотнесению звуков с буквой. Применение частично-поискового метода и интеллектуальных средств обучения, способствовало развитию логического мышления, памяти, умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Проведенная физкультминутка не делит урок на части. Она гармонично объединяет структурные этапы между собой в единое целое. Физические упражнения сочетаются с минимальными умственными действиями, связанными с темой урока. Упражнения способствуют высокому физическому и эмоциональному подъему, вызывают у ребят желание активно продолжать работу на уроке.
Для формирования практических умений, учащимся были предложены дидактические игры: “Посади цветы”, “Зажги звезды”. Данные игры позволили интенсивно совершенствовать важнейшие мыслительные операции: умение осуществлять сопоставительный анализ, сравнивать лексическое значение слов, обобщать суждения, формировать умение читать слова с новой буквой. Задания нестандартны по содержанию, призваны стимулировать мыслительную деятельность, формировать творческое воображение и сосредоточенность внимания. Частично-поисковый метод на данном этапе урока способствовал повышению уровня осмысления и глубины понимания нового материала.
Подведение итогов урока помогло повторить и закрепить знания, полученные учащимися. В ходе рефлексии каждый учащийся смог оценить достижение поставленной цели. Подняв красное яблоко, объяснили, почему выбрали этот цвет, дав характеристику звукам. Сделали вывод, о том, что все учащиеся класса цели достигли, т. к. на яблоне все яблоки красные.
Структура урока была подчинена ТЦУ и содействовала достижению конечного результата урока. Взаимообусловленность методической и организационной сторон повлияла на результат работы учеников. На протяжении всего урока старалась каждого ученика включить в активную познавательную деятельность. Используемый на уроке частично-поисковый метод позволил повысить уровень осмысления нового материала. Применение дидактических игр на уроке способствовало развитию у учащихся интереса к обучению, повышению внимания, более прочному и осознанному усвоению изучаемого материала, формированию коммуникативных умений.
Задачи воспитания коллектива осуществлялись через создание дружеской, творческой атмосферы на уроке, доброжелательные отношения учителя и учеников.