Цели урока:
- Систематизировать знания учащихся по теме “Времена года. Апрель ”;
- Обеспечение единства знаний о космосе. Приобщение к работе с энциклопедическим материалом;
- Повышение культуры речи учащихся, воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.
Оборудование: глобус, мультимедийная презентация, энциклопедии, учебник “Окружающий мир”, 1 класс (автор Н.Ф.Виноградова), детали игры “Танграмм”.
Ученики заранее готовят сообщения о космосе.
Ход урока
1. Организационный момент, сообщение целей урока.
Долгожданный дан звонок, начинается урок
Вот книжки на столе, а вот тетрадки
И недосуг дуть на корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.
Сегодня у нас урок-путешествие в космический словарик. На уроке мы расширим свои знания о космосе. За нашим путешествием будут следить гости.
Сначала мы с вами познакомимся с прогнозом погоды на сегодня. Это важно для всех нас. Сообщение дежурного синоптика.
Что такое путешествие? Для чего люди отправляются в путешествие? (Чтобы получать новые знания.)
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель: В путешествие сегодня пойдут те ребята, кто хорошо знает тему прошлого урока.
Ваши знания покажет экспресс-опрос. (Презентация. Слайд 1)
- В апреле прилетают грачи. –
- В апреле много воды. +
- Зайка сменил шубу и стал серым. +
- На реках начался ледоход. +
- Жужелица охотится ночью. +
- Весной муравьи прячутся в муравейники от холода. –
- Майский жук приносит пользу. –
- Пчелы греются на солнышке. +
- Лягушки откладывают икринку. +
- В апреле много снега.–
Ответы: –, +, +, +, +, –, –, +, +, –.
Учитель: Молодцы, все готовы к путешествию.
Для путешествия нужен транспорт. На чем же можно отправиться в путешествие? Мы отправимся на ракете. Каждый из вас сейчас становится конструктором.
3. Практическая работа.
Соберем ракету из геометрических фигур.
Наши ракеты готовы. Внимание! К запуску ракеты приготовиться. Есть приготовиться!
Пристегнуть ремни. Есть пристегнуть ремни!
Завести мотор. Есть завести мотор!
5, 4, 3, 2, 1 – пуск! Ура!
4. Работа над новой темой.
Учитель: Наши ракеты полетели в космос. Как вы можете объяснить, что такое космос? (Ответы учащихся.) Слово помощнику учителя .(Слайд 2)
Ученик: Космосом мы называем пространство, которое окружает со всех сторон нашу планету Земля. На протяжении многих тысячелетий люди любовались звездами, сияющими в ночном небе. Постепенно они узнавали все больше и больше о мерцающих звездах, планетах. Многие мечтали о том, чтобы попасть на другие планеты и исследовать их, но у них не было такой возможности. В наши дни люди могут совершить космические полеты. Для этого людям пришлось изобрести свой транспорт.
На каком транспорте можно отправиться в космос? (Ответы учащихся.)
Об этом расскажет мой помощник Саша Васильев. (Слайд 3)
Ученик: На космических ракетах могут совершить полет только специально подготовленные люди. Их называют космонавтами. У космонавтов для полетов имеется специальная одежда – скафандр. В космосе происходят необычные явления. По земле мы ходим, а предметы имеют свои места. А в космосе все не так. Там предметы летают как воздушный шар, потому что они не имеют веса. Это явление называется невесомостью. (Слайд 4)
5. Физкультминутка
Учитель: Знаете ли вы, что прежде чем в космос полетел первый человек, ученые сначала отправляли в космическую неизвестность различных животных. Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. В собачьем космическом отряде каждый день проводились тренировки и занятия. Лучше других сдала выпускные экзамены умная и смелая собака Лайка. Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки: Белка и Стрелка, Чернушка и Звездочка, Пчелка и Мушка. Все они возвратились на Землю. Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
Ученик: Первым космонавтом был Ю.А.Гагарин. (Слайд 5) 12 апреля 1961 года гражданин нашей страны впервые в мире совершил космический полет. Он облетел земной шар один раз за 108 минут. Но об этом узнал весь мир. Сейчас в мире насчитывается более 400 космонавтов. Они наблюдают за звездами, планетами и Солнцем, фотографируют и изучают Землю, помогают составлять прогноз погоды.
Учитель: Чувашия – родина трех космонавтов. Третий космонавт мира А.Г.Николаев родился 5 сентября 1929 года в селе Шоршелы. Он совершил два космических полета. Жил в г. “Звездный”, но очень часто бывал в родной Чувашии. 3 июля нашего Андрияна не стало. Наша республика подарила России еще двух космонавтов – Николая Михайловича Бударина и Муссу Манарова. (Слайды 6,7)
В космосе были и женщины: В.В.Терешкова, Е.Кондакова, С.Савицкая. (Слайды 8,9,10)
Наше путешествие продолжается. На нашем пути появилась яркая звезда. Как вы думаете, что это?
Это Солнце. (Слайд 11)
Учитель: Вокруг Солнца вращаются планеты. Их всего 9. что говорится о планетах в энциклопедии? (Слайд 12)
Третья от Солнца планета – Земля. С космоса она выглядит так (Слайд 13). У Земли есть спутник – Луна. (Слайд 14). Первыми на Луне были астронавты из Америки (Слайд 15).
На планете Земля наша страна Россия, в составе России наша республика Чувашия, город Чебоксары, наш поселок, школа № 7. где мы с вами находимся.
6. Обобщение и подведение итогов.
Мы с вами много говорили о космосе. На ваших партах есть энциклопедии. Что нового вы узнали из этих умных книжек?
(Чтение учащимися высказываний из книг.)
Для закрепления наших знаний ответим на некоторые вопросы.
– что такое космос? (Пространство, которое окружает Землю со всех сторон.)
– на чем летают в космос? (На космической ракете.)
– как называется костюм космонавта? (Скафандр.)
– что такое невесомость? (Предметы не имеют веса)
– первый человек, побывавший в космосе? (Ю.А.Гагарин)
– космонавт № 3? (А.Г.Николаев)
– самая яркая звезда? (Солнце.)
– назовите известные вам планеты
– третья планета от Солнца называется …(Земля)
– спутник Земли? (Луна)
Учитель: В честь успешного возвращения на Землю все участники путешествия получают специальные значки путешественников в космос.
Спасибо за урок.