Занятие по развитию речи в старшей группе "В гости к Зимушке-Зиме"

Разделы: Работа с дошкольниками


П.С.: закрепить у детей знания признаков зимних явлений природы, обобщать словарь с помощью прилагательных и глаголов, расширять представления о живой природе. Способствовать развитию общей и мелкой моторики, развивать логическое мышление, воспитывать любовь к природе.

Материал: массажные мячи, контуры животных, клей, кисти, салфетки, цветная бумага, елочки, изображение птиц; санки, ведро, морковь, пуговицы, коньки, лыжи, ледянка, шайба, скакалка, мяч, кормушка для птиц.

Ход занятия

Воспитатель: закончились Новогодние праздники, а у нас в группе снова праздник. Посмотрите, как много пришло к нам гостей. Ребята, а как обычно встречают гостей?

Дети: приглашают пройти в комнату, предлагают угощения, интересуются как дела?

Воспитатель: Ребята, зимой много праздников?

Дети: да.

Воспитатель: какие зимние праздники вы знаете?

Дети: Новый год, Рождество, Старый Новый год, Крещение.

Воспитатель: да, зимой много новогодних праздников.

Стих:

Ночью ветер волком выл,
И по крыше палкой бил.
Утром глянули в окно –
Там волшебное кино.
Раскатала белый холст,
Набросала светлых звезд.
И папахи на дома
Нахлобучила зима.
(В. Фетисов)

Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года – “Зимушке – Зиме”.

На дворе зима, а как называются зимние месяцы?

Дети: Декабрь, Январь, Февраль.

Воспитатель: как вы думаете, почему о Зимушке говорят: “Мороз не велик, да стоять не велит”.

“Береги нос в большой мороз”

Дети: Когда сильный мороз, на месте не устоять, потому что замерзнешь, нужно бегать прыгать ноги руки согревать.

Воспитатель: А какие изменения происходят в природе зимой?

Дети: выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.

Воспитатель: вы обратили внимание как часто мы говорим: вьюга, метель, пурга. Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Ветер со снегом называется метелью. Бывает метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то услышим – у-у-у-у воет, как волк.

Воспитатель: давайте ребята устроим вьюгу. Возьмем охапку снега, поднесем ко рту, вытянем хорошо губы трубочкой, глубоко вдохнем через нос и сделаем длинный выдох и завоем, как вьюга у-у-у-у.

Воспитатель: посмотрите какой у нас получилась вьюга. Что происходит со снегом?

Дети: падает, ложится, стелится на землю.

Воспитатель: какой у нас получился снежный сугроб!?

/Подходим к сугробу, а там санки, на них коньки, лыжи…/

Воспитатель: и каких развлечений только не приготовила Зимушка – Зима? Посмотрите на эти санки, что на них лежит?

Дети: коньки, лыжи…

Воспитатель: а что на них можно делать?

Дети: кататься по льду, по снегу…

Воспитатель: а почему вы не взяли скакалку?

Дети: зимой на ней неудобно прыгать, лучше прыгать летом.

Воспитатель: зимних забав много, много веселья приносит зима, а как вы считаете, легко ли зимой птицам?

Дети: нет

Воспитатель: а почему?

Дети: им холодно и голодно.

Воспитатель: птицы улетают в теплые края, а самые смелые и выносливые зимуют. Птиц, которые не улетают в теплые края, а остаются зимовать, как называют?

Дети: зимующие.

Воспитатель: а каких зимующих птиц, вы знает? Давайте подойдем к елочке, посмотрим на елочку вверх, вниз, влево, вправо и найдем на ней птиц. Каких птиц вы видите?

Дети: синичка, дятей, воробей, снегирь, ворона.

Воспитатель: а как мы люди можем помочь птицам пережить самое суровое время года – зиму?

Дети: на деревья повесить кормушки, класть в них зерна, хлеб, нанизывать на веточки хлеб, сало.

Воспитатель: ребята мы говорим о зимушке, о холоде и что-то стало прохладно. Замерзли руки. Давайте разогреем руки. / Берем массажные мячи, зажимаем его и катаем между ладонями./

Я мячом круги катаю, взад вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто бы сметаю крошку,
И помну его немножко, как сжимает лапу кошка.

Воспитатель: вот наши пальчики и разогрелись, потрогайте друг у друга. А посмотрите, кто это у нас под елкой мне, кажется там кто-то спит. Как вы думаете, кто это?

Дети: медведь спит в своей берлоге.

Воспитатель: тихо, не разбудите его. В лесу зимуют много животных, которые не ложатся зимой в спячку, какие это животные, назовите?

Дети: волк, заяц, лиса, белка, соболь.

/Подходим к столу, на столе бумага, клей…/

Воспитатель: выберете каждый себе силуэт животного. Как зимует волк?

Дети: рыщет по лесу, ищет себе еду, прячется от метели в логове. Белка живет в дупле.

Воспитатель: а давайте ваших животных оденем в теплые шубки. Каждый выберет шубку, которая по цвету подходит вашему животному.

/Взять кисти, нанести клей на всю поверхность, а затем наносим бумагу./

Воспитатель: ну что одели в теплые шубки животных? Ну как вы думаете, не замерзнут наши животные зимой? Теперь им не страшны ни метели, ни вьюги.

Воспитатель: Как много мы с вами узнали о самом загадочном времени года.

Дети: Зиме.

Воспитатель: ну что, пора проститься с нашими гостями. А как провожают гостей?

Дети: до свидания, желают всего хорошего. Приходите к нам еще.