П.С.: закрепить у детей знания признаков зимних явлений природы, обобщать словарь с помощью прилагательных и глаголов, расширять представления о живой природе. Способствовать развитию общей и мелкой моторики, развивать логическое мышление, воспитывать любовь к природе.
Материал: массажные мячи, контуры животных, клей, кисти, салфетки, цветная бумага, елочки, изображение птиц; санки, ведро, морковь, пуговицы, коньки, лыжи, ледянка, шайба, скакалка, мяч, кормушка для птиц.
Ход занятия
Воспитатель: закончились Новогодние праздники, а у нас в группе снова праздник. Посмотрите, как много пришло к нам гостей. Ребята, а как обычно встречают гостей?
Дети: приглашают пройти в комнату, предлагают угощения, интересуются как дела?
Воспитатель: Ребята, зимой много праздников?
Дети: да.
Воспитатель: какие зимние праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, Старый Новый год, Крещение.
Воспитатель: да, зимой много новогодних праздников.
Стих:
Ночью ветер волком выл,
И по крыше палкой бил.
Утром глянули в окно –
Там волшебное кино.
Раскатала белый холст,
Набросала светлых звезд.
И папахи на дома
Нахлобучила зима.
(В. Фетисов)
Воспитатель: сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года – “Зимушке – Зиме”.
На дворе зима, а как называются зимние месяцы?
Дети: Декабрь, Январь, Февраль.
Воспитатель: как вы думаете, почему о Зимушке говорят: “Мороз не велик, да стоять не велит”.
“Береги нос в большой мороз”
Дети: Когда сильный мороз, на месте не устоять, потому что замерзнешь, нужно бегать прыгать ноги руки согревать.
Воспитатель: А какие изменения происходят в природе зимой?
Дети: выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.
Воспитатель: вы обратили внимание как часто мы говорим: вьюга, метель, пурга. Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Ветер со снегом называется метелью. Бывает метель называют вьюгой. Если прислушаться к вою ветра, то услышим – у-у-у-у воет, как волк.
Воспитатель: давайте ребята устроим вьюгу. Возьмем охапку снега, поднесем ко рту, вытянем хорошо губы трубочкой, глубоко вдохнем через нос и сделаем длинный выдох и завоем, как вьюга у-у-у-у.
Воспитатель: посмотрите какой у нас получилась вьюга. Что происходит со снегом?
Дети: падает, ложится, стелится на землю.
Воспитатель: какой у нас получился снежный сугроб!?
/Подходим к сугробу, а там санки, на них коньки, лыжи…/
Воспитатель: и каких развлечений только не приготовила Зимушка – Зима? Посмотрите на эти санки, что на них лежит?
Дети: коньки, лыжи…
Воспитатель: а что на них можно делать?
Дети: кататься по льду, по снегу…
Воспитатель: а почему вы не взяли скакалку?
Дети: зимой на ней неудобно прыгать, лучше прыгать летом.
Воспитатель: зимних забав много, много веселья приносит зима, а как вы считаете, легко ли зимой птицам?
Дети: нет
Воспитатель: а почему?
Дети: им холодно и голодно.
Воспитатель: птицы улетают в теплые края, а самые смелые и выносливые зимуют. Птиц, которые не улетают в теплые края, а остаются зимовать, как называют?
Дети: зимующие.
Воспитатель: а каких зимующих птиц, вы знает? Давайте подойдем к елочке, посмотрим на елочку вверх, вниз, влево, вправо и найдем на ней птиц. Каких птиц вы видите?
Дети: синичка, дятей, воробей, снегирь, ворона.
Воспитатель: а как мы люди можем помочь птицам пережить самое суровое время года – зиму?
Дети: на деревья повесить кормушки, класть в них зерна, хлеб, нанизывать на веточки хлеб, сало.
Воспитатель: ребята мы говорим о зимушке, о холоде и что-то стало прохладно. Замерзли руки. Давайте разогреем руки. / Берем массажные мячи, зажимаем его и катаем между ладонями./
Я мячом круги катаю, взад вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто бы сметаю крошку,
И помну его немножко, как сжимает лапу кошка.
Воспитатель: вот наши пальчики и разогрелись, потрогайте друг у друга. А посмотрите, кто это у нас под елкой мне, кажется там кто-то спит. Как вы думаете, кто это?
Дети: медведь спит в своей берлоге.
Воспитатель: тихо, не разбудите его. В лесу зимуют много животных, которые не ложатся зимой в спячку, какие это животные, назовите?
Дети: волк, заяц, лиса, белка, соболь.
/Подходим к столу, на столе бумага, клей…/
Воспитатель: выберете каждый себе силуэт животного. Как зимует волк?
Дети: рыщет по лесу, ищет себе еду, прячется от метели в логове. Белка живет в дупле.
Воспитатель: а давайте ваших животных оденем в теплые шубки. Каждый выберет шубку, которая по цвету подходит вашему животному.
/Взять кисти, нанести клей на всю поверхность, а затем наносим бумагу./
Воспитатель: ну что одели в теплые шубки животных? Ну как вы думаете, не замерзнут наши животные зимой? Теперь им не страшны ни метели, ни вьюги.
Воспитатель: Как много мы с вами узнали о самом загадочном времени года.
Дети: Зиме.
Воспитатель: ну что, пора проститься с нашими гостями. А как провожают гостей?
Дети: до свидания, желают всего хорошего. Приходите к нам еще.