Урок математики по теме "Сложение двузначных чисел с переходом через разряд"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с письменным приёмом сложения двузначных чисел с переходом через разряд, формировать вычислительные навыки, способствовать формированию умений сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания;
  • воспитывать любовь к окружающему миру, самостоятельность, трудолюбие.

Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе №2, раздаточный материал (набор индивидуальных карточек №1 и №2), компьютер, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент:

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаю всем удачи –
За работу, в добрый час!

2. Основная часть:

1) Учитель. На уроках окружающего мира мы много говорили об экологии, о том, что должны делать люди, чтобы наша планета Земля всегда была жизненной. В школе, являясь членами клуба “Зелёный десант”, мы принимаем активное участие в озеленении пришкольного участка. Сегодня на уроке мы тоже будем заниматься благоустройством , будем сажать… А что? Вы узнаете, выполнив первое задание.

На экране появляется запись:

1 13 13 6 33  
5 18 21 8 2 29

Учитель. В зашифрованном предложении каждая буква заменена её порядковым номером в алфавите. Расшифруйте эту запись.

После разгадывания появляется запись на экране “Аллея дружбы”.

Учитель. Молодцы! Справились с заданием. Сегодня на уроке мы будем сажать аллею дружбы. У нас всё готово для работы- саженцы приобретены, ямки выкопаны .(На экране показан слайд с изображением саженцев и выкопанных ямок)

2) Работа над новой темой.

Чтобы посадить аллею, нам необходимо правильно выполнить следующее задание.

На экране появляется запись:

26+31 67+22
52+45 33+36
18+61 36+27

Учитель. Чем похожи эти записи?

Найдите значения сумм 1-ого столбика удобной для Вас записью.(Учащиеся работают самостоятельно. По ходу выполнения задания дети выходят к доске и делают записи:

26+31=(20+6)+(30+1)=(20+30)+(6+1)=50+7=57

52+45=(50+40)+(2+5)=90+7=97

18+61=70+9=79

Учитель. Мы научились сокращать алгоритм вычисления данных выражений и нашли самый короткий путь. Найдите значения сумм 2-ого столбика, используя самую короткую запись.

Ученики работают самостоятельно. Некоторые учащиеся испытывают затруднения при нахождении значения последней суммы (выслушиваются высказывания учеников по данной проблеме и возможные пути её решения).

Учитель. Мы начали работу над №202 на странице 94 нашего учебника. Откройте учебник и посмотрите на 3-ий пункт, попробуйте объяснить рассуждения ребят.

(Выслушиваются высказывания учащихся)

Учитель. Над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?

Выслушиваются ответы детей. На экране высвечивается тема урока “Сложение двузначных чисел с переходом через разряд”.

Учитель. Какие цели Вы поставите перед собой, начиная работать над данной темой?

Выслушиваются ответы учеников.

Пункт №4 учащиеся выполняют самостоятельно, при необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь. Взаимопроверка.

Учитель. Молодцы! Справились с заданием, деревья посадили. ( На экране слайд с посаженными деревцами)

3) Настало время и для отдыха. Физ. минутка “Мы берёзку посадили”

Мы берёзку посадили,
И водой её полили,
И берёзка подросла,
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила
И ребят поблагодарила.

Учитель. Наши берёзки тоже подросли и потянули веточки к тёплому летнему солнышку.

(На экране слайд – лето, чуть подросшие берёзки)

4) Работа над задачами.

Учитель. Мы должны трудиться дальше, чтобы наши саженцы не погибли. Перед Вами карточки. Возьмите карточку №1 (белую), (на экране слайд с текстом карточки №1), прочитайте.

  1. В парковой аллее росло 24 липы и 28 клёнов.
  2. Ребята посадили 18 тюльпанов, 10 из них были красные, а остальные- жёлтые. Сколько красных тюльпанов посадили ребята?
  3. В школьном саду росло 25 яблонь, а груш на 4 дерева меньше. Сколько груш росло в школьном саду?
  4. На сливе висело 80 слив, 20 слив упало. Сколько слив осталось висеть на дереве?
  5. Ирина к 5 яблокам, лежащим в вазе, прибавила ещё 4 яблока, лежащих на тарелке. Сколько яблок получилось у Ирины?
  6. Для озеленения города закупили 65 саженцев сирени, а рябины – на 23 саженца меньше. Сколько саженцев ели закупили для озеленения города?

Учитель. Какие тексты нельзя назвать задачами? Докажите.

Решите задачи (устно).

Как 1-ый текст преобразовать в задачу? Составьте вопросы. ( На экране слайд с возможными вопросами)

Сколько задач получилось?

Решите любую из полученных задач в тетради. Самостоятельная работа (при необходимости индивидуальная помощь). Проверка с помощью сигнальных карточек.

Учитель. Молодцы! Справились и с этим заданием. Наша аллея ещё немного подросла

(На экране слайд-осень, берёзовая аллея)

5) Учитель. В каких единицах можно измерить рост наших берёзок?

Перед Вами набор карточек №2 разных цветов (на экране слайд).

4дм= см 5дм2см= см 3дс2см6мм= мм
7см= мм 1см9мм= мм 7дм8мм= мм
1дм3см= см 1дм2см7мм= мм 5дм1см= мм
3см*3см1мм 54см*45см 3см2мм*3дм2см
5дм*5см 2дм2см*20см 78мм*7см8мм

Выберите любую карточку (разный уровень сложности) и выполните преобразования.

После самостоятельной работы проводится проверка.

Учитель. Справились и с этим заданием. Хотите узнать, что произошло с аллеей дружбы?

(На экране слайд – берёзовая аллея зимой)

6)Учитель. Наша аллея в состоянии покоя, т. к. наступила зима. А зимой мы отмечаем любимый праздник детей и взрослых – Новый год. Сейчас мы будем закупать продукты для новогоднего праздника.

Работа в тетрадях на печатной основе: №2: стр. 21, №45. (На экране слайд с заданием).

Коллективная работа.

Учитель. Молодцы! Наша аллея дружбы перезимовала: распустила нежные клейкие листочки и будет радовать нас красотой и прохладой. ( На экране слайд). И всё это благодаря вашей активной работе во время урока.

7) Итог урока.

3. Заключительная часть.