Цели:
- познакомить учащихся с письменным приёмом сложения двузначных чисел с переходом через разряд, формировать вычислительные навыки, способствовать формированию умений сравнивать, анализировать, делать выводы;
- способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания;
- воспитывать любовь к окружающему миру, самостоятельность, трудолюбие.
Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе №2, раздаточный материал (набор индивидуальных карточек №1 и №2), компьютер, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаю всем удачи –
За работу, в добрый час!
2. Основная часть:
1) Учитель. На уроках окружающего мира мы много говорили об экологии, о том, что должны делать люди, чтобы наша планета Земля всегда была жизненной. В школе, являясь членами клуба “Зелёный десант”, мы принимаем активное участие в озеленении пришкольного участка. Сегодня на уроке мы тоже будем заниматься благоустройством , будем сажать… А что? Вы узнаете, выполнив первое задание.
На экране появляется запись:
1 | 13 | 13 | 6 | 33 | |
5 | 18 | 21 | 8 | 2 | 29 |
Учитель. В зашифрованном предложении каждая буква заменена её порядковым номером в алфавите. Расшифруйте эту запись.
После разгадывания появляется запись на экране “Аллея дружбы”.
Учитель. Молодцы! Справились с заданием. Сегодня на уроке мы будем сажать аллею дружбы. У нас всё готово для работы- саженцы приобретены, ямки выкопаны .(На экране показан слайд с изображением саженцев и выкопанных ямок)
2) Работа над новой темой.
Чтобы посадить аллею, нам необходимо правильно выполнить следующее задание.
На экране появляется запись:
26+31 | 67+22 |
52+45 | 33+36 |
18+61 | 36+27 |
Учитель. Чем похожи эти записи?
Найдите значения сумм 1-ого столбика удобной для Вас записью.(Учащиеся работают самостоятельно. По ходу выполнения задания дети выходят к доске и делают записи:
26+31=(20+6)+(30+1)=(20+30)+(6+1)=50+7=57
52+45=(50+40)+(2+5)=90+7=97
18+61=70+9=79
Учитель. Мы научились сокращать алгоритм вычисления данных выражений и нашли самый короткий путь. Найдите значения сумм 2-ого столбика, используя самую короткую запись.
Ученики работают самостоятельно. Некоторые учащиеся испытывают затруднения при нахождении значения последней суммы (выслушиваются высказывания учеников по данной проблеме и возможные пути её решения).
Учитель. Мы начали работу над №202 на странице 94 нашего учебника. Откройте учебник и посмотрите на 3-ий пункт, попробуйте объяснить рассуждения ребят.
(Выслушиваются высказывания учащихся)
Учитель. Над какой темой мы будем работать сегодня на уроке?
Выслушиваются ответы детей. На экране высвечивается тема урока “Сложение двузначных чисел с переходом через разряд”.
Учитель. Какие цели Вы поставите перед собой, начиная работать над данной темой?
Выслушиваются ответы учеников.
Пункт №4 учащиеся выполняют самостоятельно, при необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь. Взаимопроверка.
Учитель. Молодцы! Справились с заданием, деревья посадили. ( На экране слайд с посаженными деревцами)
3) Настало время и для отдыха. Физ. минутка “Мы берёзку посадили”
Мы берёзку посадили,
И водой её полили,
И берёзка подросла,
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила
И ребят поблагодарила.
Учитель. Наши берёзки тоже подросли и потянули веточки к тёплому летнему солнышку.
(На экране слайд – лето, чуть подросшие берёзки)
4) Работа над задачами.
Учитель. Мы должны трудиться дальше, чтобы наши саженцы не погибли. Перед Вами карточки. Возьмите карточку №1 (белую), (на экране слайд с текстом карточки №1), прочитайте.
- В парковой аллее росло 24 липы и 28 клёнов.
- Ребята посадили 18 тюльпанов, 10 из них были красные, а остальные- жёлтые. Сколько красных тюльпанов посадили ребята?
- В школьном саду росло 25 яблонь, а груш на 4 дерева меньше. Сколько груш росло в школьном саду?
- На сливе висело 80 слив, 20 слив упало. Сколько слив осталось висеть на дереве?
- Ирина к 5 яблокам, лежащим в вазе, прибавила ещё 4 яблока, лежащих на тарелке. Сколько яблок получилось у Ирины?
- Для озеленения города закупили 65 саженцев сирени, а рябины – на 23 саженца меньше. Сколько саженцев ели закупили для озеленения города?
Учитель. Какие тексты нельзя назвать задачами? Докажите.
Решите задачи (устно).
Как 1-ый текст преобразовать в задачу? Составьте вопросы. ( На экране слайд с возможными вопросами)
Сколько задач получилось?
Решите любую из полученных задач в тетради. Самостоятельная работа (при необходимости индивидуальная помощь). Проверка с помощью сигнальных карточек.
Учитель. Молодцы! Справились и с этим заданием. Наша аллея ещё немного подросла
(На экране слайд-осень, берёзовая аллея)
5) Учитель. В каких единицах можно измерить рост наших берёзок?
Перед Вами набор карточек №2 разных цветов (на экране слайд).
4дм= см | 5дм2см= см | 3дс2см6мм= мм |
7см= мм | 1см9мм= мм | 7дм8мм= мм |
1дм3см= см | 1дм2см7мм= мм | 5дм1см= мм |
3см*3см1мм | 54см*45см | 3см2мм*3дм2см |
5дм*5см | 2дм2см*20см | 78мм*7см8мм |
Выберите любую карточку (разный уровень сложности) и выполните преобразования.
После самостоятельной работы проводится проверка.
Учитель. Справились и с этим заданием. Хотите узнать, что произошло с аллеей дружбы?
(На экране слайд – берёзовая аллея зимой)
6)Учитель. Наша аллея в состоянии покоя, т. к. наступила зима. А зимой мы отмечаем любимый праздник детей и взрослых – Новый год. Сейчас мы будем закупать продукты для новогоднего праздника.
Работа в тетрадях на печатной основе: №2: стр. 21, №45. (На экране слайд с заданием).
Коллективная работа.
Учитель. Молодцы! Наша аллея дружбы перезимовала: распустила нежные клейкие листочки и будет радовать нас красотой и прохладой. ( На экране слайд). И всё это благодаря вашей активной работе во время урока.
7) Итог урока.