Цели:
- дать представление о происхождении образов славянской мифологии;
- воспитывать интерес к многообразию и культурно-исторической значимости образов русских народных сказок, чувство доброты, взаимопомощи, любви к русскому фольклору.
- развивать память, воображение, абстрактное мышление, познавательную активности детей.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, книги, костюмы, детские рисунки, мифологические словари, бутылка.
Ход урока
I. Орг. момент. (Звучит песня: “Спор Маши и Вити о сказках”)
II. Проверка домашнего задания. (Рассказ детей о своей стране - Вообразилии)
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы вспомним сказки, которые мы читали на уроках, которые вы слышали от мам, бабушек, читали сами. (Приложение 1, слайд 2)
Сегодня утром я нашла на столе записку: "Ребята! Я в беде. Думал, что со мной ничего не случится. Попал на остров, “Сна” и засыпаю здесь, как все. Аф..."
- Кто это Аф..? (Наш домовой Афанасий). Он оказался в беде. Поможем ему? Для этого надо пройти все препятствия, но как же найти этот остров “Сна”?
- Вот на обратной стороне какая-то карта. Может, по ней и отправимся в путь? (Cлайд 3)
Закрываем глаза (звучит медленная музыка, слайд 5).
Представите, что мы отправляемся в страну “Снов”. Мы с вами попали на чудесную полянку, где пахнет различными цветами, нам в лицо дует легкий ветерок.
Повторяйте за мной:
- мы самые умные!
- мы самые дружные!
- мы справимся со всеми преградами!
IV. Работа над новой темой. (Слайд 5)
Первая страна: “Происхождение мира”.
Вот и первая наша остановка. Как называется этот таинственный город? (“Происхождение мира”)
- Но мы не можем зайти в этот город, здесь стоят охранники и просят нас назвать значения слов: миф, мифология, славянская мифология? (Дети отвечают используя мифологические словари). (Слайд 6)
Беседа учителя:
И вот нас встречает хозяин этой страны…
До рождения света белого, тьмой кромешною был окутан мир. Был во тьме лишь Род - прародитель наш. Род - родник вселенной, отец богов. Был вначале Род заключен в яйце, был он семенем не пророщенным. Род родил Любовь - Ладу-матушку. Род разрушил темницу силою Любви, и тогда Любовью мир наполнился. Долго мучился Род, долго тужился. И родил он царство небесное, а под ним создал поднебесное. Пуповину разрезал радугой, отделил Океан - море синее. Разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою. Род родил затем Землю-матушку, и ушла Земля в бездну темную, в Океане она схоронилась. Солнце вышло тогда из лица. Месяц светлый - из груди , звезды частые - из очей его, зори ясные - из бровей его, ночи темные - да из дум его, ветры буйные - из дыхания, дождь и снег, и град - от слезы его, громом с молнией - голос стал его. (Cлайд 7)
- Ребята, а кто это хозяин?
- А что сделал Род?
V. Продолжение темы урока.
Все ответили сполна,
Дальше путь держать пора.
Будет город впереди.
Надо вам в него войти.
- Ребята, а здесь кто нас встречает у ворот? (Выходят дети в костюмах с табличками, на которых написано: Кострома и Моряна)
В этом городе живут божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами и судьбоносными явлениями в жизни человека: Доля-Недоля, Чур, Услад, Радегаст - божество бранной славы, Сильнобог - бог силы и гармоничного тела. Лель, отвечающий за изначальную любовь между парнем и девицей, Морена - смерть. Жива - юность, красота, плодоносная сила.
Все эти образы ярко и выразительно отражают возможные и почти невозможные свойства человека. (Cлайд 8)
МОРЯНА - дева морских вод, дочь морского царя. Большую часть времени плавает в глубинах моря, превратившись в рыбину, играет с дельфинами. Выходит на берег в тихие вечера, колышется на волнах, плещется, перебирает морские камешки-голыши. Когда поднимает шторм разгневанный царь морской, успокаивает его, унимает бурю. В русских сказках близкий Моряне образ Марьи Моревны. (Cлайд 9)
КОСТРОМА - в восточнославянской мифологии - воплощение весны и плодородия. В обрядах проводов весны - зто молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. Делали также чучело Костромы из соломы и устраивали ритуальные похороны (сжигали, разрывали на части) с обрядовым оплакиванием. Ритуал символизировал также возрождение природы. Хоронили Кострому в Духов день - первый понедельник после Троицы.
- Кто такая Моряна?
- Как называлось богиня славянской мифологии воплощение весны и плодородия?
VI. Физкультминутка. (Cлайд 10)
Наступила весна, а зима ни как не может с нами расстаться, давайте встанем и позовем солнышко нас погреть, ветерок, который принесет запах весны.
Динь! Дон!
Динь! Дон!
Это что за нежный звон?
Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малышей
Улыбаться до ушей?
Это чья же теплота,
Чья такая доброта
Заставляет улыбаться
Зайца, курицу, кота?
И по какому поводу?
Идет Весна
По городу!
Вот и получается,
Что не помещается
На одной странице
Улыбка необъятная,
- До чего приятная!
Вот такой длины.
Вот такой ширины!
А по какому поводу?
Идет Весна
По городу!
Весна Мартовна Подснежникова,
Весна Апрелевна Скворешникова,
Весна Маевна Черешникова!
VII. Продолжение путешествия.
- Куда мы попали? Не видно небес.
Как страшно здесь! Это же сказочный лес.
Все тайны, загадки надо открыть,
Чтоб злых колдунов их чар лишить.
В этом городе нас никто не встречает, но нам кто-то оставил подсказки. (Фрагмент из сказки “Огонь, вода и медные трубы”. Вася попадает в Дремучий лес к нечистой силе)
- Прочитайте отрывки-подсказки. Угадайте, кто они и в каких сказках мы их встречали. (Ученики подходят к доске и берут листочки)
1) Лес темный, дремучий, болотистый. Живет здесь в избушке старушка вздорная и непредсказуемая. Летает она к Лысой горе. Кроме кота живут с ней еще совы, филины, вороны. Гостей не любит, не жалует, непрошеного часто попросту съедает. При вежливом обращении может помочь советом. (Баба-яга), (слайд 11, фрагмент из сказки “Огонь, вода и медные трубы”. Встреча Васи с Бабой-Ягой)
2) В полночь камыши раздвинулись, показалась из воды лохматая губастая голова в колпаке. Вылез на берег толстый и важный дед. Усами водит. Редко он выбирается из воды. Плавает, проверяет, не утонул ли кто. А вообще-то нрав у него обидчивый и мстительный. (Водяной), (слайд 12, фрагмент из сказки “Огонь, вода и медные трубы”. Вася поподает в Подводное царство Водяного)
3) На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук стоит, в сундуке- заяц, в зайце утка, в утке яйцо, а там смерть… (Кащей), (слайд 13, фрагмент из сказки “Огонь, вода и медные трубы”. Свадьба Кощея бессмертного)
Злое божество ночных кошмаров, недобрый дух крестьянской избы; маленькая, тоненькая, не толще соломинки, далеко видит, быстро бегает, постоянно подпрыгивает на одном месте. (Кикимора), (слайд 14, фрагмент из сказки “Огонь, вода и медные трубы”. Встреча Васи с Кикиморой (Кикимора - собирательный образ. В этой сказке она представлена в виде Ягусеньки)). (Слайд 15)
Все загадки отгадали, к морю Желаний попали.
Это море необыкновенное. Около него сбываются желания. Давайте загадаем желания, запишем его на листочке, сложим в бутылку и бросим в море. (Слайд 16)
А еще пожелаем, чтобы Афанасий очнулся ото сна, и вместе скажем:
"Афанасий, приходи!
К новой сказке нас веди!". (Слайд 17)
"Все испытания прошли
И мне, друзья, вы помогли.
Спасибо вам! Не буду спать -
В разделе новом вас встречать
Мне предстоит. До встречи той!
Ваш Афанасий - домовой".
VIII. Подведение итогов.
- Вот и закончилось наше путешествие. Что нового узнали? Понравилось ли оно вам? А что больше всего?
IX. Домашнее задание.
Сочинить маленькую сказку с образами славянской мифологии.
Музыкальное приложение