Тип урока: урок-освоение новых знаний
Цель: создание условий для развития умения правильно писать слова с разделительным Ъ, через проблемную ситуацию.
Задачи:
образовательные:
- решать орфографическую задачу:
- как выбрать из двух разделительных знаков нужный?
- сравнивать разделительные Ь и Ъ;
- учиться писать слова с разделительным Ъ, применяя правило.
развивающие:
- развивать рефлексию (умение отделять то, что я знаю от того, что я не знаю), самооценку, фонематический слух;
- формировать умение самостоятельно добывать знания в процессе наблюдения за словами;
- применять умение анализировать, сравнивать, классифицировать.
воспитательные:
- воспитывать умения слушать одноклассников;
- высказывать свою точку зрения и обосновывать её.
Методы и приёмы:
- деятельностный подход;
- работа в парах.
Оборудование:
- слова-карточки (на доске);
- слова-карточки (для учащихся);
- опорные таблицы схемы;
- карточки с заданиями (для работы в парах);
- алгоритм правильного написания разделительного Ъ в словах;
- светофоры;
- магниты.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие гостей, проверка готовности рабочего места, настрой на урок, правила диалога.
II. Актуализация знаний
Чтение слов с окошками.
На доске:
в_юга, пол_ка, ден_, друз_я, в_ехал
– Прочитайте слова для себя.
– Какое слово будет лишним, почему?
Учащиеся доказывают по правилу (опорной схеме), где возникло затруднение.
– Что писать Ъ и Ь в слове в_ехал? (1-ая версия учащихся – после пишем Ъ, 2-ая версия учащихся – после согласной и перед гласной пишем Ь)
– Кто прав? Эту проблему попробуем решить сегодня на уроке.
– Сформулируйте тему урока. (Разделительный Ъ)
Физминутка (зрительная)
III. Наблюдение места разделительного Ъ в слове
– Прочитайте для себя столбики слов и понаблюдайте, где пишется Ъ.
На доске:
поезд | сузить | объявить | ||
выезд | сэкономить | подъюбник | ||
заезд | безоблачный | въезд | ||
безаварийный | съёмка |
Работа с 1-ым столбиком:
– На какую букву оканчиваются приставки?
– С какой буквы начинается корень слова?
– Какой вывод можно сделать? (при написании между гласными буквами не пишется Ъ, когда приставка оканчивается на гласную букву, а корень начинается тоже с гласной буквы)
Работа со 2-ым столбиком:
– Почему нет разделительного Ъ?(разделительный Ъ не пишется перед гласными у, э, о, а в корне)
Работа с 3-им столбиком:
– Почему в этих словах появился разделительный Ъ? (разделительный Ъ пишется когда приставка оканчивается на согласную букву, а корень начинается с гласных букв е, ё, ю, я)
– Попробуйте построить схему написания разделительного Ъ в словах.
Учащиеся строят схему на листах, один ученик – у доски:
– Сформулируйте правило по опорной схеме.
– Откройте учебник на с.122, прочитайте правило .
– Сравните ваш вывод с правилом учебника.
– Мы на верном пути, смогли открыть новые знания, сформулировать правило.
– Сравните опорные схемы разделительных Ь и Ъ знаков.
На доске:
– Что общего у букв разделительных Ь и Ъ?
– А чем они отличаются?
– Приведите свои примеры, пользуясь схемой.
IV. Домашнее задание
– По желанию придумать рассказ, сказку или сочинить стихотворение, употребив слова с разделительным Ь и Ъ.
Физминутка двигательная
V. Самостоятельная работа
– Работа в парах через игру «Не попадись в ловушку».
VI. Итог урока
– Чему учились?
– Что нового узнали?
– Где могут пригодиться новые знания?