Пищеварительная система (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

Обучающие:

  • формировать знания учащихся о пищеварительной системе;
  • познакомить с органами пищеварения и их работой;

Развивающие:

  • формировать культурно-гигиенические навыки приёма пищи;
  • развивать стремление соблюдать режим питания;

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к собственному организму;

Оборудование: плакат «Пищеварительная система», листы с заготовкой кластера «Пищеварительная система», на доске рисунок корзины, маленькие листочки для идей на столах, листы с заготовкой «фишбоуна», учебник Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть.

Ход урока.

1. Орг. момент.

-Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтоб мир окружающий познавать,
Нужно серьёзно всё изучать.

- (Звучит музыка, дети выполняют упражнения по образцу – у доски дежурный).

-Спасибо. Садитесь. Начинаем урок.

2. Стадия вызова.

-Сначала проверим материал прошлого урока. Каждой группе необходимо придумать 2 толстых и 2 тонких вопроса по теме «Мышцы». (Дети оформляют мини-таблицу с вопросами в течение 2 минут, затем меняются таблицами между группами, в течение следующих 2 минут готовят ответы на вопросы. Заслушиваются ответы детей, оценивается полнота, точность и лаконичность ответа, подводится мини итог).

-(Сообщение темы урока. Инсценировка стихотворения С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».

Юля плохо кушает, Глеб Сергеевич Пугач.
Никого не слушает. Смотрит строго и сердито:
-Съешь яичко, Юлечка! -Нет у Юли аппетита?
-Не хочу, мамулечка! Только вижу, что она,
-Съешь с колбаской бутерброд.
Прикрывает Юля рот.
-Супик?
-Нет.
-Котлетку?
Нет.
Стынет Юлечкин обед.
-Что с тобою, Юлечка?
-Ничего, мамулечка.
-Сделай, внученька, глоточек,
Проглоти ещё кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
-Не могу, бабулечка!
Мама с бабушкой в слезах –
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач –
Безусловно, не больна.
А тебе скажу, девица,
Все едят: и зверь, и птица,
От зайчат и до котят,
Все на свете есть хотят.
С хрустом конь жуёт овёс,
Кость грызёт дворовый пёс.
Воробьи зерно клюют,
Там, где только достают.
Утром завтракает слон -
Обожает фрукты он.
Бурый мишка лижет мёд,
В норке завтракает крот.
Попрощался с Юлей врач -
Глеб Сергеевич Пугач,
И сказала громко Юля:
-Накорми меня, мамуля!

-Почему к девочке пригласили врача?

- Почему человек должен питаться?

- Сегодня на уроке мы постараемся ответить на этот вопрос, а ещё узнаем, какую пищу полезно есть, как правильно это делать; узнаем, как устроены органы пищеварения, как всегда оставаться здоровым и красивым.

3. Стадия осмысления.

-Может ли человек обходиться без пищи?

-Сколько времени?

-Приходилось ли вам голодать?

-Расскажите о своих ощущениях.

-Чтобы понять смысл питания, проследим путь съедаемой нами пищи. В группах заполните кластер «Органы пищеварения», опираясь на статью и рисунок в учебнике стр.17. [Приложение №1]

(Работы вывешиваются на доске, заслушиваются ответы детей, сопровождающиеся показом органов на таблице).

-Молодцы. Все группы правильно усвоили структуру строения пищеварительной системы и роль каждого органа. (Отмечаются группы, у которых защита получилась удачнее).

-Думаю, что сейчас самое подходящее время дать нашим мышцам отдохнуть после плодотворной работы.

Физкультминутка.

Раз – правую ногу вперёд, назад и в сторону.
Два – вправо, не торопясь, повернули голову.
Три – попрыгать три раза на левой ноге.
Четыре – туловищем потянуться к правой руке.
Пять – вдох глубокий, закончили отдыхать,
Сесть, продолжим урок изучать.

-Предлагаю игру «Продолжи историю»:

«Жила-была девочка. Она любила только сладкое. И вдруг с нею случилась беда ………..»

(Дети в группах обсуждают возможные варианты продолжения истории. Заслушиваются ответы детей).

-Почему же с этой девочкой произошли такие неприятности?

(Дети формулируют вывод о правильном питании, здоровой пище).

-Проведём деловую игру «Корзина идей» по проблеме : создание правил здорового питания.

(Сначала дети работают индивидуально. Затем обсуждают предложения в группах, формулируют правила и записывают их на специальных листах).

-В корзину кладут только те идеи, которые не прозвучали ранее. Каждая группа озвучивает свои предложения по очереди.

- Молодцы, все правила здорового питания вы знаете. Но нас не устраивает простое их перечисление. Создадим несколько «фишбоунов» [Приложение №2 ] - подтвердим аргументами каждое правило.(Всего правил 16, каждая группа получила 4, у каждой группы получилась своя схема по принципу: не пить во время еды – вода уходит из желудка через 10 минут, уносит с собой желудочный сок, это нарушает пищеварение. Дети работали со статьёй из журнала ЗОЖ..) [Приложение №3]

-Вывешиваются на доску работы детей, заслушивается их защита.

(Подводится мини итог).

4. Рефлексия.

-Мы многое узнали сегодня нового, давайте попытаемся все знания систематизировать, сочиним « синквейн».

(Создание «синквейна» . Ребята работают в группах. Примерные темы «синквейна»: желудок, печень, рот, кишечник).

Пример готового «синквейна»:

- Желудок
Нежный, длинный
Варит, молчит, урчит
Я за здоровую пищу!
Мышечный мешок.

-Скажите, какой орган первым встречает пищу?

-Правильно, этот орган – зубы. О них мы будем говорить на следующем уроке, попытайтесь найти интересные высказывания о зубах.

-Что вам понравилось сегодня на уроке?

-С какими трудностями столкнулись?

- О чём хотели бы рассказать своим родителям?

-Домашнее задание:

  • выполнить задание №14 в рабочей тетради;
  • составить меню на завтрак;
  • подготовить сообщение об Иване Петровиче Павлове.(по желанию)
  • Составить презентацию о работе пищеварительной системы.(по желанию).

 Приложения.