Цель урока: Выявление роли музыки в литературе.
Задачи:
- Познакомить со сказкой «Музыкант-чародей», песней «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского.
- Развивать механизмы творческого мышления: объем и надежность памяти, механизм сближения понятий, воображение, фантазия, цельность восприятия, способность к открытию, развитию музыкальных способностей, чувство ритма, ладового слуха, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
- Формировать устойчивый интерес к искусству вообще, к музыке в частности.
- Воспитывать интерес к процессу творчества.
Тип урока: введение в новую тему.
Виды деятельности:
- беседа;
- слушание музыки;
- вокальная работа;
- выполнение творческих заданий;
- игра;
- разминка;
- пение;
- игра на детских муз. инструментах.
Методы обучения:
- обобщение;
- наглядно-слуховой;
- игровой метод;
- метод опережения и возвращения назад;
- стимулирование творческой деятельности, через создание проблемной ситуации;
- проблемно-поисковый метод был основным, и идет лейтмотивом через весь урок.
Ход урока
I. Организационный момент:
- вход под музыку;
- музыкальное приветствие.
II. Разминка:
- дыхательные упражнения;
- упражнения на артикуляцию;
- упражнения на внимание и музыкальный слух;
- упражнения на развитие мимических мышц и фантазии:
а) нахмурится как:
- король;
- ребенок, у которого отняли игрушку.
б) улыбнуться как:
- мать младенцу;
- кот на солнце;
- вежливый японец.
III. Повторение пройденного материала:
Учитель: Давайте вспомним, о чем мы говорили в первом полугодии.
Посмотрите на доску, вы увидите несколько слов - это слова-подсказки, по ним вы должны угадать одно слово, которое я загадала.
- Музыкант – песня – композитор - музыкальный инструмент =? (музыка)
- стихи – поэт – песня - книга =? (литература)
Учитель: найдите в этих загадках общее слово?
- конечно, слово песня повторяется, а почему?
Дети: потому, что песня не сможет существовать ни без музыки, ни без литературы.
Учитель: а что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Какие муз. жанры не появились бы?
(ответы учащихся)
Учитель: действительно, музыка и литература два разных вида искусства, которые прекрасно существуют вместе, дополняя, и обогащая друг друга.
А представьте на секунду, если бы на свете не было музыки?!....
Что стало бы с литературой?
IV. Объяснение новой темы:
Учитель: Перед вами отрывок из стихотворения С. Есенина, прочитайте и выделите музыкальные слова:
«Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает,
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою,
Плывут в стану далекую,
Седые облака.»
Учитель: Попробуйте заменить эти слова. Что же стало с этим стихотворением без музыкальных слов?
Дети: Стихи теряют свою красоту.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, сможет ли литература обойтись без музыки?! А поможет нам в этом - сказка!
Вы любите сказки?
О музыке рассказывается во многих сказках, о ее волшебной силе, о чудесах, которые она творит. И сегодня я вам расскажу одну из таких сказок,- называется она « Музыкант-чародей».
А вы усаживайтесь удобнее, слушайте и мне помогайте:
« Жил-был на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет. Пасет бывало коров на лужайке, сделает себе дудочку и как заиграет… (звучит « У ручья» Х. Заимов); ( дети изображаю игру на флейте ) Так коровы перестанут жевать травку- навострят уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше- в чистое синее небо, к ясным звездам. И хочется сидеть вот так всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились. Играл печально – на всех тоска нападала. Вот такой был музыкант – чародей, что захочет, то с сердцем и сделает.
Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку ( дети изображают игру на скрипке) и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его и его музыку. А были и злые, те кто завидовал таланту музыканта. И решили злые люди погубить нашего музыканта – чародея. Сговорились, заманили в лес и натравили 20 голодных волков.
Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, рычат ( дети изображают)
А у музыканта в руках, кроме скрипочки ничего нет. « Эх, погибать так с музыкой» - подумал музыкант, достал скрипку, прислонился к дереву и провел смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка…. (звучит «Ноктюрн» ми-бемоль мажор Ф. Шуберт ) Замерли кусты и деревья, а волки как стояли разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и о голоде своем забыли.
Перестал музыкант играть, а волки, как сонные в лес потянулись. Вот какой был музыкант- чародей»
Учитель:- Понравилась вам сказка?
- Назовите героев сказки? А еще?
- Почему волки отступили от музыканта?
- Если у музыканта бы не было денег, волки бы отступили от него?
- Итак, кто же главный герой сказки?
Дети: Музыка - является главным героем этой сказки.
Учитель: Ребята, кто из вас уже догадался, как же называется тема нашего урока?
Дети: Музыка- главный герой сказки.
Учитель: А сейчас, я спою вам песню, а вы скажите, имеет ли она отношение к нашей теме урока?
Звучит песня «Сказки гуляют по свету» музыка Е. Птичкина, слова М. Пляцковского.
Учитель: Я предлагаю вам поиграть в игру « Пойми меня», победит в ней тот, кто внимательней всех слушал песню.
Итак, вы должны разделиться на четыре команды и каждой команде будет дано слово, которое вы должны будете изобразить, объяснить только движениями, мимикой. А мы попробуем отгадать.
(детям раздаются карточки со славами: «Золушка», «змей-Горыныч»,
«Кощей», «Белоснежка».)
Вокально-хоровая работа:
- распевка;
- разучивание I куплета;
- прохлопываем ритм;
- поем и аккомпанируем себе на детских музыкальных инструментах.
V. Выводы:
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- С какой сказкой познакомились?
- Кто в нашей сказке был главным героем?
- Почему?
- Появилась бы сказка «Музыкант-чародей» если бы не было музыки?
- Почему?
- Последний, но самый важный вопрос: может ли литература обойтись без музыки?
Дети: Нет, без музыки многие стихи не стали бы песнями; без музыкальных слов, многие стихи не были бы такими красивыми; не появились бы многие музыкальные жанры, а также литературные произведения и сказки, где главным героем является музыка!
VI. Оценивание:
отмечаются и награждаются наиболее активные ученики.
VII. Домашнее задание:
Учитель: Представьте что, вы художники-декораторы, и вам нужно дома нарисовать декорации к сказке «Музыкант-чародей».
На этом наш урок закончен, до встречи!