Цели:
- Обобщить знания учащихся по разделу «Сказочные человечки».
- Продолжить формирование умения находить в тексте предложения, подтверждающие высказанную мысль, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы учащихся.
- Развивать устную речь и словарный запас учащихся, совершенствовать навыки чтения, развивать индивидуальные способности учащихся, устойчивый интерес к книге, как источнику знаний.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.
(на доске авторы изученных произведений, названия этих произведений и сказочные герои).
– Ребята, прочитайте, что записано на доске.(дети читают)
– Кто это? (Авторы произведений)
– Что их объединяет? (сказочная тема).
– Выберите каждому автору своё сказочное произведение.
– Ребята, а это кто? (сказочные герои)
– Давайте поможем им вернуться в свои сказки. (ученики сказочных человечков отправляют в свои сказки, к своим авторам).
- Туве Янссон «Шляпа волшебника» – Муми-тролль.
- Джон Р.Р. Толкин «Хоббит» – хоббит Бильбо и другие.
- Алан Милн «Винни-Пух» – Винни-Пух и Пятачок.
- Алексей Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» – Буратино (деревянный человечек).
- Джанни Родари « Приключения Чиполлино» – мальчик-луковка Чиполлино.
- Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» – Сказочный человечек Карлсон и Малыш – Сванте Свантесон.
– Вот сколько сказочных произведений мы с вами прочитали.
– Ребята, а как не читая сказки, рассказы, повести определить, о чём или о ком идёт речь в этом произведении? (по заглавию).
– Что выражает заглавие? (заглавие выражает главную мысль рассказа, сказки, повести).
– Посмотрите сколько у нас сказочных человечков. Кто из сказочных человечков понравился вам и почему? (ученики приводят примеры)
– Расскажите маленький эпизод, где действует ваш любимый герой.
– Чем похожи сказочные человечки?
– Почему дети так любят этих героев?
– Кто догадался, какая тема нашего урока? (Сказочные человечки).
III. Игровой момент.
– Ребята, сказочные герои очень довольны тем, что вы так хорошо знаете авторов и произведения, в которых они живут. Они для Вас
приготовили сюрприз. Сначала нам нужно выполнить несколько заданий.
IV. Работа с текстом.
Стр. 158, 167. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
– Ребята, я читаю вопрос, а вы находите ответ в произведении и зачитываете.
- Кто такой Малыш? (обыкновенный мальчик) – стр. 159.
- Кто такой Карлсон? (маленький толстенький человечек.) – с. 159.
- Как по-настоящему звали Малыша? (Сванте Свантесон) – с.161.
- Сколько лет Малышу? (Семь) – стр. 161.
- Как про свой возраст говорит Карлсон? (Я – мужчина в самом расцвете сил …) – стр. 162.
- Где живёт Карлсон? (на крыше) – стр. 165.
- Какие слова любил повторять Карлсон? (Пустяки, дело житейское. Спокойствие, только спокойствие). – стр.165, 166.
V. Коллективная работа по сказочным произведениям.
– Ребята, вы молодцы, хорошо справились со всеми заданиями сказочных героев, и теперь сюрприз. Они составили для вас кроссворд по своим произведениям.
Стр. 169.
По вертикали:
- При встрече с этим героем все тут же начинали плакать.
По горизонтали:
- Этот герой ради спасения друга не пожалел своего подарка.
- Герой, который очень любил домашний уют, но вынужден был сделаться отважным путешественником.
- Кто от всех болезней лечился сладостями?
- А этот человечек отлично плавает, не боится воды, но для него нет ничего опаснее, чем огонь очага.
- Герой, который в самый неподходящий момент начинает читать стихи.
VI. Самостоятельная работа.
Стр. 169.
– Угадайте, кому из сказочных героев принадлежать слова:
«Этот «Очень одинокий петух» создан лучшим в мире рисовальщиком петухов...» (Карлсон)
«Если девчонка опять надумает нас воспитывать, напьёмся молока, – и нипочём я здесь не останусь!» (Буратино)
«Ага! Если я что-нибудь в чём-нибудь понимаю, то дыра – это нора, а нора – это Кролик, а Кролик – это подходящая компания, а подходящая компания – это такая компания, где меня чем-нибудь угостят и с удовольствием послушают мою Ворчалку». (Винни-Пух)
VII. Итог.
– Какой раздел мы с вами закончили изучать? («Сказочные человечки»).
– Перечислите героев литературных сказок, которых придумали писатели.
– Как вы думаете, почему дети так любят этих сказочных человечков?
– Какого сказочного героя ты хотел бы видеть среди своих друзей?
VIII. Дом. задание.
– Ребята, нарисуйте сказочного героя, который вам понравился больше всего.