Пояснительная записка
На сегодняшний день формирование у учащихся творческих умений и навыков проектной деятельности является одной из основных задач. Другой важной потребностью подрастающего поколения является расширение “горизонтов познания” для более адекватного миропонимания, самовосприятия, формирования личных целей и для профориентации. Решать эффективно эти задачи призвана система кружковой работы. Дефицит политехнического образования в современной школьной и послешкольной системе является третьим аргументом в пользу кружков технического направления.
Предлагаемая программа кружка включает занятия по овладению различными технологиями обработки древесины (ручными и механическими); творческое проектирование научно-исследовательской установки, бытового макета, предмета дикоративно-прикладного творчества; экскурсии на предприятия или на выставки соответствующей направленности; подготовку и проведение коллективно-творческих дел игрового и конкурсного характера в области науки и техники.
Широкий диапазон тем должен способствовать вовлечению детей с разными наклонностями, многостороннему развитию этих способностей и интересов; расширению взглядов на прикладное творчество. Интерес представляет следующее утверждение, которое лежит в основе сформированной программы: творчество имеет место и в науке, и в быту, и в игре. Замечательно явлено будет оно, если будет а)создано руками; б) по законам логики; в) в соответствии с эстетическими принципами. Составляя эту программу я стремился объединить интеллектуальные поиски + умелые воплощения + декоративные решения при решении различных задач.
Особый вид деятельности детей, в котором творчество присутствует больше, чем в чем-либо еще – это их взаимное наставничество. Поэтому в программе кружка много игр научно-познавательного и соревновательного характера, которые участники кружка сами (и это важно) будут придумывать и готовить для ровесником и ребят по младше. Способствуя разнообразию, я внес в программу различные формы деятельности участников кружка: индивидуальная работа с материалом или информацией; разработка и защита проектов; коллективно-творческие дела; посещение выставок предприятий; подготовка творческих отчетов.
Не случаен и выбор науки-спутницы – физики, поскольку не с одной другой наукой техническое творчество так тесно не связано. И эту связь полезно будет вложить в сознание учащихся.
Данная программа рассчитана на учащихся 6–7 классов. Поскольку на этой ступени во-первых уже сформированы первоначальные технологические умения; во-вторых, вслед за приобретенными навыками у ребят этого возраста сильнее пробуждается любопытство к технике и рабочим профессиям; в третьих, в 7-м классе начинается изучение физики.
В заключении надо отметить, что данная программа является синтезом разработок других авторов, ссылки на которые приведены ниже. Программа рассчитана на 1 год (68 часов). Занятия планируется проводить по два спаренных урока после обеденного перерыва. Формы подведения итогов и способы определения результативности описаны в разделе планирования. Это выставка поделок, два конкурса проектов, 4 КТД.
Календарно-тематическое планирование.
№ | содержание занятий | Планируемый период | Число часов |
1 | Украшение деревянных изделий росписью или выжиганием | сентябрь | 6 |
2 | Резьба по дереву | октябрь | 8 |
3 | Экскурсия на выставку декоративно-прикладного или технического творчества | ноябрь | 4 |
4 | Подготовка и проведения “Интеллектуального марафона” (КТД) | ноябрь | 4 |
5 | Изготовление поделки из фанеры | Ноябрь-декабрь | 8 |
6 | Подготовка магических фокусов, основанных на физических закономерностей (КТД) | декабрь | 4 |
7 | Изготовление точеных изделий. | Январь-февраль | 12 |
8 | Разработка и презентация проекта “Макет дома” | март | 6 |
9 | Подготовка и проведение “Что? Где? Когда?” для 5-6 классов по естествознанию (КТД) | март | 4 |
10 | Объемная аппликация | Апрель-май | 4 |
11 | Разработка, изготовление и защита физической установки | Апрель-май | 8 |
12 | Викторина на знание технологий и инструмента в деревообработке | май | 2 |
итого | 70 |
Содержание программы.
- Роспись деревянных изделий планируется акварельными или масляными красками, украшение контурным рисунком, выжиганием. В качестве изделий – кухонные доски.
- Резьба по дереву: геометрическая и контурная. Сначала тренировочные упражнения, потом оформление изделия.
- Экскурсии могут быть в картинную галерею на выставку ДПТ, на станцию юных техников, на выступления авиа – или судомоделистов.
- “Интеллектуальный марафон” – это соревнование между группами ребят одного возраста, в котором ребятам последовательно на “разных станциях предлагается выполнить разные задания (практические, теоретические, шуточные и.т.д). Победа присваивается по сумме очков.
- Поделками из фанеры могут быть стакан для карандашей, модель на подставке, игрушки (“самолет”, “клоун” и прочее).
- Необычные и на первый взгляд парадоксальные опыты, описанные, например, в журнале “юный техник” или в книге Алексеевой М.Н. “физика – юным”.
- Точеные изделия (солонки, вазочки, кубки, подсвечники, различные ручки) изготавливаются на токарном станке по дереву. Изделия в последствии могут быть украшены росписью или резьбой.
- Модель дома с прилегающим ландшафтом – подходящая тема для проявления пространственного воображения, фантазии и формирования умения планировать деятельность над проектом. Конкурс – среда для конкуренции и стимул для защиты (рекламы) своей работы. В качестве материала – все подручные средства.
- Викторина по правилам известной телепередачи сформирует интерес у младших “участников” и поможет обобщить знания у старших “организаторов”.
- “Объемная аппликация” – еще одна доступная для ребят технология. Применяя ткань, соломку, бумагу, жесть, шпон и другие материалы можно воплотить любые образы.
- В книге “Знай и умей (лаборатория юного физика)” (Гальперштейн Л) описаны несложные в изготовлении, но интересные по сути, установки, демонстрирующие физические явления. Работа над этими конструкциями и дальнейшая их презентация представляют большой интерес и пользу.
- Викторина с выставкой работ кружка должна стать своего рода отчетом, чему научились кружковцы за год.
Список литературы:
- Программа кружка “Умелые руки” (авторы: В. Ф. Куличенко, К. Ф. Ширина, И. Б. Ковыршина,, И. С. Воейкова, М. Ф. Шепелев и Ю. А. Бугельский), переработанная
- Учебная программа кружка технического творчества (Евдокимов В)
- “Основы технологической подготовки” (программа);В.Д. Симоненко, В.П. Овечкин
- “Знай и умей (лаборатория юного физика)”; Гальперштейн Л.,Хлебников П.; М.: Просвещение 1999
- Программы по “Технологии”; Хохлова, Самородский; Вентана-Граф, 2007
- Хозенбанк. Сделай сам. М.: Просвещение 1988.
- “Резьба по дереву”; Леонтьев М. А.; Киев 1980
- Журналы: “Техника молодежи”, “Юный техник”
- Токарное дело; Захаров В.А.; М.:Машиностроение; 1989
- Нестандартные уроки; Боброва С.В.; Волгоград:Учитель;2003
- Предметные недели в школе; Наволокова Н.П. и др. Ростов-на-Дону: Феникс 2007
Методическое обеспечение.
- Программы, методические пособия, книги, на которые будет производится опора в работе кружка, перечислены в разделе “литература”.
- Оснащение комбинированной мастерской, в которой будут проходить занятия, перечислено в соответствующих требованиях.
- Для проведения викторин, презентаций и конкурсов возможно использование интерактивного оборудования, а также электронной лаборатории “Архимед”, находящихся в кабинете физики.