Урок ознакомления с окружающим миром в 3-м классе: "В гости к весне. Живая и неживая природа"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомиться с характерными признаками весны в неживой и живой природе.
  2. Развивать наблюдательность; умение анализировать и делать выводы.
  3. Воспитывать интерес и любовь к природе.
  • Организационный момент класса.
  • Сообщение темы и целей урока.

Презентация.

Повторение пройденного материала.

Карточка № 1.

  1. День с приходом весны стал:
    А) короче Б) длиннее В) остался таким же.
  2. Температура воздуха стала:
    А) выше Б) ниже В) не изменилась.
  3. Какое явление природы можно наблюдать только весной?
    А) снегопад Б) вьюга В) ледоход

Карточка № 2.

  1. Дни с приходом весны стали:
    А) холоднее Б) теплее В) остались такие же
  2. День весеннего равноденствия приходится на
    А) 21 мая Б) 21 апреля В) 21 марта
  3. Какое явление природы можно наблюдать только весной?
    А) метель Б) снегопад В) половодье

Работа по теме урока.

  • Послушайте внимательно стихотворение А Фета и скажите, о каком времени года в нем говорится?

Снова птицы летят издалека,
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет. (Весна.)

********************************************

Долго шла весна тайком от ветров и стужи,
А сегодня– прямиком шлепает по лужам,
Гонит теплые снега с гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.
“Скоро, скоро быть теплу!”– эту новость первой
Барабанит по стеклу серой лапкой верба.
Скоро тысячи скворцов с домиком подружат,
Скоро множество птенцов выглянут наружу.
Тучи по небу пройдут, и тебе впервые
На ладошку упадут капли дождевые.

  • Какие признаки весны назвал автор в своих стихотворениях?
    (Прилет птиц; освобождение рек ото льда; солнце находится выше над горизонтом, чем зимой; весной цветут ландыши.)
  • О каких весенних изменениях в природе рассказал нам поэт?
  • Сегодня мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны, на белом листе к концу урока мы попробуем нарисовать картину весны. (Изменение в неживой природе)
  • Первый наш рисунок – это солнце, какое оно по цвету, как оно греет весной? Нарисуем небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака.)
  • Начинают появляться раннецветущие растения, цветы. Они появляются сразу, как только сходит снег. Почему они появляются так рано? Эти растения любят свет и влагу. Пока лес не покрылся листвой, в нем много света. Так как в это время бурно тает снег, то воды им тоже достаточно.
  • А какие растения называют раннецветущими, нам расскажут наши ребята.
  • Мать – и – мачеха.
    Местами где еще лежит снег, а там, где пригревает солнце, появляются золотые головки мать – и– мачехи. Ее цветы похожи на желтые корзиночки одуванчика, но они мельче. У мать – и – мачехи стебли покрыты небольшими чешуйками. Это недоразвитые листья. Название растение получило за свои листья. Нижняя часть листа покрыта нежными, пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и теплой. Это-мать. А верхняя, наоборот, жесткая и холодная. Это – мачеха. Вот и получилось мать – и – мачеха. Это лекарственное растение. Настойка из ее листьев и цветов употребляется при простудных заболеваниях.
  • Хохлатка – это знаменитый первоцвет. У этого небольшого растения один стебель, заканчивающийся торчащей прямо в верх кистью цветков. Эти цветки напоминают хохолки. Хохлатки бурно разрастаются. Они могут покрыть всю поляну своими цветами весной. Цветет хохлатка всего несколько дней, а потом исчезает. Растение это лекарственное.
  • Медуницу называют цветок-колдунья. Наверное, из-за того, что растение от весны до осени четыре раза меняет свою окраску: сначала она розовая, потом пурпурная, затем фиолетовая, а в конце цветения синяя. Иногда можно увидеть на одном растении цветки сразу четырех оттенков. Медуницу любят шмели и пчелы. Но посещают они только цветы розового и красного цветов, как будто знают, что только в них много нектара.
  • Ветер гуляет в пустом весеннем лесу. Хрупкое нежное растение с желтыми листочками дрожит от любого дуновения ветерка. Это ветреница лютиковая. У этого растения длинные, сильно рассеченные, направленные в сторону листья. Распускается цветок ранней весной, когда земля прогревается всего 6–7 градусов тепла. Как только в лесу потеплеет, зашумят на деревьях листья, ветреница отцветает, ее плоды – “ежики” исчезают, а стебли засыхают.
  • Чем схожи все первоцветы?
  • Что необходимо для их появления в лесу?
  • Стоит ли собирать букеты из этих цветков?
  • Работа в рабочей тетради. Стр-37

Изменение в живой природе.

  • Итак, тает снег, расцветают растения, появились насекомые. Что мы будем наблюдать дальше?

*********************************************

Будит март ростки зеленых трав.
Воробей летит на телеграф.
Там стучит он бойко: Тук-тук-тук!
Он телеграфирует на юг:
“Сообщаю перелетным птицам,
Что пора с чужбины возвратиться.
Теплый ветер прилетел в долины.
По реке уже поплыли льдины.
Снега нет. его ручьи умчали.
Босиком ребята бегать стали.
На сирени распустились почки.
Вылетайте! Вылетайте! точка”.

  • Весна вносит и изменение в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (перелетные птицы возвращаются в родные края. Ремонтируют и строят гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.)
  • А почему стали возможным такие изменения в жизни птиц? (стало больше корма, многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий.)
  • Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время. Отгадайте загадки и скажите, в какой из весенних месяцев возвращается каждая птица на родину.

Всех перелетней птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашням вскачь.
А зовется птица…. (Грач.)

(Март – время прилета грачей в родные края.)

Свое гнездо он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня и полет
Вошли в стихотворения!
(Жаворонок.)

21 марта, по старому обычаю, пекли булочки с глазами – изюминками, которые называли “жаворонки”.

(Время прилета жаворонка – начало апреля.)

Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет
А все же голос свой имеет. (Скворец.)

(Скворцы прилетают в середине мая.)

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)

Время прилета ласточек – май месяц.

Природа проснулась. А как встречают весну звери?

(Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линяют.)

  • Весной животных охраняют особенно тщательно, так, как они заняты заботой о потомстве.
  • Что вы можете сделать для охраны животных и птиц? (не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники, не разорять гнезда, и не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т.д.)

Итог урока.

  • Какие же изменения в природе произошли с приходом весны? Как они связаны с живой и неживой природой.
  • Какие явление природы можно наблюдать весной?
  • Когда начинают цвети первые цветы и травы?
  • Что происходит в жизни птиц и зверей?