Цели:
- Познакомиться с характерными признаками весны в неживой и живой природе.
- Развивать наблюдательность; умение анализировать и делать выводы.
- Воспитывать интерес и любовь к природе.
- Организационный момент класса.
- Сообщение темы и целей урока.
Повторение пройденного материала.
Карточка № 1.
- День с приходом весны стал:
А) короче Б) длиннее В) остался таким же. - Температура воздуха стала:
А) выше Б) ниже В) не изменилась. - Какое явление природы можно наблюдать только весной?
А) снегопад Б) вьюга В) ледоход
Карточка № 2.
- Дни с приходом весны стали:
А) холоднее Б) теплее В) остались такие же - День весеннего равноденствия приходится на
А) 21 мая Б) 21 апреля В) 21 марта - Какое явление природы можно наблюдать только весной?
А) метель Б) снегопад В) половодье
Работа по теме урока.
- Послушайте внимательно стихотворение А Фета и скажите, о каком времени года в нем говорится?
Снова птицы летят издалека,
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет. (Весна.)
********************************************
Долго шла весна тайком от ветров и стужи,
А сегодня– прямиком шлепает по лужам,
Гонит теплые снега с гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.
“Скоро, скоро быть теплу!”– эту новость первой
Барабанит по стеклу серой лапкой верба.
Скоро тысячи скворцов с домиком подружат,
Скоро множество птенцов выглянут наружу.
Тучи по небу пройдут, и тебе впервые
На ладошку упадут капли дождевые.
- Какие признаки весны назвал автор в своих стихотворениях?
(Прилет птиц; освобождение рек ото льда; солнце находится выше над горизонтом, чем зимой; весной цветут ландыши.) - О каких весенних изменениях в природе рассказал нам поэт?
- Сегодня мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны, на белом листе к концу урока мы попробуем нарисовать картину весны. (Изменение в неживой природе)
- Первый наш рисунок – это солнце, какое оно по цвету, как оно греет весной? Нарисуем небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака.)
- Начинают появляться раннецветущие растения, цветы. Они появляются сразу, как только сходит снег. Почему они появляются так рано? Эти растения любят свет и влагу. Пока лес не покрылся листвой, в нем много света. Так как в это время бурно тает снег, то воды им тоже достаточно.
- А какие растения называют раннецветущими, нам расскажут наши ребята.
- Мать – и – мачеха.
Местами где еще лежит снег, а там, где пригревает солнце, появляются
золотые головки мать – и– мачехи. Ее цветы похожи на желтые корзиночки
одуванчика, но они мельче. У мать – и – мачехи стебли покрыты небольшими
чешуйками. Это недоразвитые листья. Название растение получило за свои
листья. Нижняя часть листа покрыта нежными, пушистыми волосками, на ощупь
она кажется мягкой и теплой. Это-мать. А верхняя, наоборот, жесткая и
холодная. Это – мачеха. Вот и получилось мать – и – мачеха. Это
лекарственное растение. Настойка из ее листьев и цветов употребляется при
простудных заболеваниях.
- Хохлатка – это знаменитый первоцвет. У этого небольшого растения один стебель, заканчивающийся торчащей прямо в верх кистью цветков. Эти цветки напоминают хохолки. Хохлатки бурно разрастаются. Они могут покрыть всю поляну своими цветами весной. Цветет хохлатка всего несколько дней, а потом исчезает. Растение это лекарственное.
- Медуницу называют цветок-колдунья. Наверное, из-за того, что растение от весны до осени четыре раза меняет свою окраску: сначала она розовая, потом пурпурная, затем фиолетовая, а в конце цветения синяя. Иногда можно увидеть на одном растении цветки сразу четырех оттенков. Медуницу любят шмели и пчелы. Но посещают они только цветы розового и красного цветов, как будто знают, что только в них много нектара.
- Ветер гуляет в пустом весеннем лесу. Хрупкое нежное растение с желтыми листочками дрожит от любого дуновения ветерка. Это ветреница лютиковая. У этого растения длинные, сильно рассеченные, направленные в сторону листья. Распускается цветок ранней весной, когда земля прогревается всего 6–7 градусов тепла. Как только в лесу потеплеет, зашумят на деревьях листья, ветреница отцветает, ее плоды – “ежики” исчезают, а стебли засыхают.
- Чем схожи все первоцветы?
- Что необходимо для их появления в лесу?
- Стоит ли собирать букеты из этих цветков?
- Работа в рабочей тетради. Стр-37
Изменение в живой природе.
- Итак, тает снег, расцветают растения, появились насекомые. Что мы будем наблюдать дальше?
*********************************************
Будит март ростки зеленых трав.
Воробей летит на телеграф.
Там стучит он бойко: Тук-тук-тук!
Он телеграфирует на юг:
“Сообщаю перелетным птицам,
Что пора с чужбины возвратиться.
Теплый ветер прилетел в долины.
По реке уже поплыли льдины.
Снега нет. его ручьи умчали.
Босиком ребята бегать стали.
На сирени распустились почки.
Вылетайте! Вылетайте! точка”.
- Весна вносит и изменение в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (перелетные птицы возвращаются в родные края. Ремонтируют и строят гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.)
- А почему стали возможным такие изменения в жизни птиц? (стало больше корма, многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий.)
- Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время. Отгадайте загадки и скажите, в какой из весенних месяцев возвращается каждая птица на родину.
Всех перелетней птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашням вскачь.
А зовется птица…. (Грач.)
(Март – время прилета грачей в родные края.)
Свое гнездо он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песня и полет
Вошли в стихотворения!
(Жаворонок.)
21 марта, по старому обычаю, пекли булочки с глазами – изюминками, которые называли “жаворонки”.
(Время прилета жаворонка – начало апреля.)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет
А все же голос свой имеет. (Скворец.)
(Скворцы прилетают в середине мая.)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
Время прилета ласточек – май месяц.
Природа проснулась. А как встречают весну звери?
(Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линяют.)
- Весной животных охраняют особенно тщательно, так, как они заняты заботой о потомстве.
- Что вы можете сделать для охраны животных и птиц? (не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники, не разорять гнезда, и не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т.д.)
Итог урока.
- Какие же изменения в природе произошли с приходом весны? Как они связаны с живой и неживой природой.
- Какие явление природы можно наблюдать весной?
- Когда начинают цвети первые цветы и травы?
- Что происходит в жизни птиц и зверей?