Цель праздника – воспитание любви и чувства благодарности к маме, ещё раз дать понять, как это важно любить, ценить и беречь самых близких людей на свете, дорожить семьёй.
Оформление:
- Плакаты художника по теме.
- Плакаты-эпиграфы:
- «Без матери нет ни поэта, ни героя» (М. Горький)
- «Всему приходит в жизни срок –
Шагай уверенно и прямо.
Как много впереди дорог…
Как хорошо,
Что рядом мама» (Т. Егоров) - «Без отца – пол сироты,
Без матери – вся сирота» (Пословица) - Стенгазеты, плакаты, рисунки по теме.
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, дорогие взрослые и ребята. Сегодня на календаре последние листочки осени. А завтра, в последнее воскресенье ноября, на основании Указа президента от 30 января 1998 г., в России будет отмечаться День матери. И мы проводим клубный час, посвященный этому празднику (читает слова на плакатах и предлагает всем спеть 1 куплет песни «Солнечный круг»). Все поют.
Спасибо всем! Я думаю, ребята, вы помните немудреные, но искренние строки стихотворения:
От чистого сердца
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим ее как хорошего друга
За то, что у нас с нею все сообща,
За то, что когда нам приходится туго
Мы можем всплакнуть
У родного плеча;
Мы любим ее за то, что порою
Становятся строже в морщинках глаза
Но стоит с повинной прийти головою –
Исчезнут морщинки, умчится гроза,
За то, что всегда
Без утайки и прямо
Мы можем доверить ей сердце свое,
И просто за то,
Что она – наша мама,
Мы нежно и крепко любим ее.
Матерям одинаково дороги и сыновья, и дочери. Бывает, что между матерью и сыном на всю жизнь сохраняются нежные, дружественные отношения. Но когда в семье есть дочь, родные и друзья едины во мнении: «Помощница растет!»
В самом деле, с раннего детства, играя в куклы, присматриваясь к тому, что и как делает по дому мать, девочки готовятся к роли будущей Хозяйки дома… Чем больше переймет у мамы дочка, тем легче ей будет во взрослой, самостоятельной жизни. И надо учиться не только варить кашу и печь пироги, стирать белье или убирать квартиру, а великой Науке милосердия, пониманию близких, готовности прийти на помощь тому, кому трудно, грустно, неуютно в жизни, кто временно сбился с дороги…
Сегодня мы проверим, насколько это у мам и дочек получается. Эта «проверка» будет проходить в форме разных конкурсов. Мы от души желаем всем победы, хотя, как вы понимаете, все не могут стать победителями. Однако не стоит расстраиваться из-за «поражения»: игра – это просто игра, но она заставляет задуматься о себе и вызывает желание стать лучше, знать больше. Ведь так?
Прежде чем представить вам участников – семейные пары (мама + дочка), я хочу задать ребятам (группы поддержки) один вопрос. В русском языке есть 2 похожих выражения: «мамина дочка» и «маменькин сыночек». Одинаково ли их значение? Пока вы думаете, Алеша Л., прочтет вам шуточное стихотворение замечательного детского поэта Эдуарда Успенского «Если был бы я девчонкой».
Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял,
Я б по улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки.
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам.
Отчего ж я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
– Молодчина ты, сынок!
– Ну, кто готов ответить на мой вопрос? (Комментарии, награждение за удачный ответ).
Итак, вот какие семейные пары к нам пришли … (представление семейных пар)
(Аплодисменты). Разрешите представить членов жюри: ….
Начинаем игру!
I тур: «Мы с моею мамой – верные друзья!»
1. «Визитная карточка» семейной пары. (Вы должны представиться, рассказать о себе, о своих взаимоотношениях)
Спасибо! Чуть позже Жюри скажет свое мнение.
2. На всю жизнь запоминаются детям стихи, песни, сказки, загадки из больших ярких книжек, которые читали им мамы. Сейчас я буду напоминать эти стихи каждой паре, а они должны сказать концовку, понятно?
Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу, |
Все равно его не брошу, Потому что он хороший. |
Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу |
Ой, доска кончается, Сейчас я упаду! |
Крошка сын к отцу пришел И спросила кроха…. |
Что такое хорошо? И что такое плохо? |
Ехали медведи на велосипеде… |
А за ними кот задом наперед. |
Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом, Кошка выскочила, Глаза выпучила…. |
Бежит курица с ведром Заливает Кошкин дом. |
Одеяло убежало, Улетела простыня… |
И подушка, как лягушка, Ускакала от меня. |
Уважали дядю Степу За такую высоту… |
Шел с работы дядя Степа – Видно было за версту. |
Баю-баю-баиньки, Купили дочке валенки, Наденем на ножки, Пустим по дорожке. |
Будет дочечка ходить, Новы валенки носить. |
Мы едем, едем, едем В далекие края… |
Хорошие соседи, Счастливые друзья. |
Травка зеленеет Солнышко блестит, |
Ласточка с весною В сени к нам летит |
– Стихи помните хорошо, а как сказки?
Почему развалился Теремок? |
Медведь влез на крышу |
Кто помог деду вытянуть репку из земли? |
Мышка |
Откуда взялся Колобок? |
Старуха по амбару помела, по сусеку поскребла. |
Как удалось волку обмануть 7-х козлят? |
Он тонким голоском Спел им песню козы. |
Как лиса выманила Петушка в сказке «Петушок – Золотой гребешок? |
«Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка Шелкова бородушка! Выгляни в окошко – Дам тебе горошка…» |
В кого превратилось Чудище в сказке «Аленький цветочек?» |
В красавца-принца. |
Кто были друзья Вини-Пуха? |
Пятачок, Иа, Кролик |
Как звали чудесного доктора – друга животных? | Айболит |
Кто высказывал свои желания со словами: «По щучьему велению, помоему хотению?» |
Емеля |
Каков конец сказки А.С. Пушкина о рыбаке и рыбке? | Жадная старуха осталась у разбитого корыта. |
Аплодисменты! Жюри, ваше слово…
3. Продолжаем наш конкурс.
У матери учится дочка походке, пластике движений, умению сидеть, стоять, говорить с людьми; к ней за помощью обращается, когда учится танцевать…
За границей, например в Америке, есть обычай – на первые школьные дискотеки подростков сопровождают родители или старшие братья, сестры. Итак, тур вальса! Нам помогут мальчики, которые пригласят наших девочек на вальс. (Танцы)
Жюри? ...
4. В воспитании детей в семьях нередко используется народная мудрость, заключенная в пословицах и поговорках. Проверим, как в семьях владеют этой мудростью. (Ведущий или его помощник бросает мяч семейной паре с началом пословицы,возвращая мяч, пара заканчивает ее).
Труд кормит – | а лень портит. |
Любишь кататься – | люби и саночки возить. |
Не спеши языком – | торопись делом. |
Маленькое дело – | лучше большого безделья. |
Лучше синица в руках – | чем журавль в небе. |
Дружба дружбой, | а служба службой. |
Язык | до Киева доведет. |
Кончил дело – | гуляй смело! |
Поспешишь – | людей насмешишь. |
Делу время, | потехе – час. |
Семь раз отмерь, | один – отрежь. |
5. И последнее усилие в первом туре – представление в жюри семейного домашнего задания – блюда, предельно простого по составу продуктов и способу приготовления. Время сейчас нелегкое, а надоуметь «крутиться», чтоб кормить семью вкусно и питательно…
Семейные пары представляют свои блюда. Жюри подводит итоги 1 тура.
Музыкальная пауза.
Конкурс болельщиков «Кто больше?»
– Назвать как можно больше песен, в которых есть слово «мама». (За ответ – звезда)
II Тур. «Мамины уроки».
Сейчас мамы будут отдыхать, а дочки сдадут небольшой, но серьезный экзамен на домашнюю хозяйку…
Каждая дочь вытянет билет из яичка и ответит на него. Если она не знает ответа, может ответить кто-то из «группы поддержки», но тогда участнице игры ответ не засчитывается.
1. Конкурс называется «Каково на дому – таково и самому».
Что делать, если новые туфли жмут? |
Налить в них немного одеколона (или воды) и тут же надеть. Это размягчит кожу, и туфли будут свободнее. |
Как вымыть сильно загрязненное зеркало? |
Смочить зеркало ваткой в водке или одеколоне. Можно нанести нашатырный спирт + зубной порошок, затем все вытереть мягкой бумагой. |
Что делать, если пробка в ванной пропускает воду? | Оберните ее снизу куском целлофана. |
Как устроить «банный день» растениям в доме? |
Протереть сухой тряпкой и остричь сухие ветки и листья. Поставьте цветочные горшки в ванную и аккуратно протрите каждый листочек влажной тряпочкой или слабым душем смойте пыль с листьев. |
Что является самым опасным врагом книги? | Плесень |
Как дольше сохранить цветысвежими? |
Стебли надо обязательно подрезать острым ножом и у некоторых цветов
(сирень, жасмин, хризантемы) расщепить их, вставив спички, чтобы лучше впитывали воду. Можно + кусок древесного угля, сахар или аспирин. |
Почему при уборке лучше пользоваться пылесосом? | Пылесос очищает воздух, вбирая мельчайшие пылинки и вдвое уменьшая количество бактерий в воздухе. |
Что необходимо сделать, если масло на сковородке вдруг воспламенится? | Накройте сковородку крышкой – это прекратит доступ внутрь кислорода, без которого горение невозможно. |
Если нужно подобрать мелкие осколки стекла? | Подобрать осколки можно куском белого хлеба. Он хорошо подбирает их, а руки при этомбудут в безопасности |
Какие цветы нельзя ставить в одну вазу? | Ландыши не любят соседства никаких весенних цветов. Нарцисс не любит незабудки. Гвоздики и розы перестают пахнуть. |
2. Конкурс «Золотая игла»
Много дел у мам, но хорошо, когда в семье есть помощница, которая часть дел может взять на себя. Пришить, например, пуговицуна рубашкупапы или брата. Сейчас мы посмотрим, как справятся с этим делом мамины помощницы.
(Мамы выступают в роли «советчиц») На выполнение – 2 мин (3 пуговицы)
– А в это время мы послушаем стихотворение В. Коротаева «О, вера наших матерей» в исполнении……
О, вера наших матерей,
Вовек не знающаямеры,
Святая трепетная вера
В нас,
Подрастающих детей.
Ее, как свет в березняке,
Не вытравит ничто на свете:
Не единицы в дневнике,
Не злые жалобы соседей.
Уж матери такой народ –
Вздохнут,
Нас долгим взглядом смеря:
«Пусть перебесятся. Пройдет» –
И снова верят, верят, верят.
Так верят матери одни
Взыскательно и терпеливо.
И – некрикливые – они
Не почитают это дивом.
А просто нипочем года
Их вере, трепетной и нежной…
Вот только мы-то
Не всегда оправдываем их надежды.
3. Пуговицы пришивать умеете, а теперь вы хотите сделать для мамы сюрприз. На уроках труда вы учились шить юбки, и решили сшить юбку для мамы.
Задание: снимите, пожалуйста, мерки с мамы, для того, чтобы сшить ей юбку.
А теперь слово жюри…
III тур. Следующий конкурс – «Парикмахерская дома».
Ваша дочь собирается на праздничный бал. Каждая мама хочет, чтобы ее милая девочка была самой красивой. … Предоставляем Вам такуювозможность… /на выполнение задания – 10 минут/
Пока семейные пары готовятся,мне хочется прочесть вам стихотворение Петра Градова «Человек, на котором держится дом».
Отшумит и умчится любая беда,
Как весенней порою грохочущий гром,
Если с вами она, если рядом всегда
Человек, на котором держится дом.
Может быть, тридцать три ей иль семьдесят три –
Сколько б ни было ей,
Возраст тут не причем.
В беспокойстве, в делах
От зари до зари
Человек, накотором держится дом.
Муж ее – генерал, космонавт иль поэт,
Может быть он министром, шахтером, врачом –
Всех главнее она, в том сомнения нет,
Человек, на котором держится дом.
Очень редко, но всеже бывает больна,
И тогда все вокруг кувырком, кверху дном,
Потому что она, потому что она - –
Человек, на котором держится дом.
Нас куда-то уносит стремительный век,
В суете мы порой забываем о том,
Что она – не фундамент, она – человек,
Человек, на котором держится дом.
Чтобы было и в сердце, и в доме светло,
На ее доброту отвечайте добром
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом.
Песня в исполнении мамы Артура Е. «Поговори со мною, мама». Слова В. Гина, музыка В. Мигули (Приложение 1).
Демонстрация причесок. Слово жюри …
IV Тур. Заключительный конкурс«Когда мамы нет дома».
Ситуация: мама ушла на полчаса, оставив тебя с младшим братом или сестрой. Она где-то задержалась. А тебе нужно почистить картошку и запеленать малыша…
(Дочки чистят картошку, затем пеленают куклу – кто первый?) Слово жюри для подведения итогов. Награждение пары-победительницы (всех участников). И в заключение нашего семейного праздника предлагается всем вместе исполнить песню о маме «Мама для мамонтенка», музыка В. Шаинского, слова: Д. Непомнящий (Приложение 2).