Технология организации и проведения межшкольных историко-краеведческих игр

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


То, что любовь к Родине начинается с малого, нынче ни для кого не секрет. Бесполезно говорить о высоких чувствах к России в целом, если не испытываешь их к своей малой Родине.

Эта идея и легла в основу создания ежегодной краеведческой игры для учащихся 8-х классов Колпинского района. Идея игры появилась более 15 лет назад, формат игры менялся, оставался неизменным только возраст участников.

Несмотря на то, что в Колпинском районе нет дворцов и парков, которыми могут гордится другие пригороды Санкт-Петербурга, такие, как Павловск, Пушкин, Петродворец, Гатчина, у нас богатая история, связанная с деятельностью Адмиралтейских Ижорских заводов, с Великой Отечественной войной, поэтому материал для игр есть всегда. Правда, мы не ограничиваемся историей только Колпина, проводятся игры и по истории всего Северо - Запада России.

На протяжении всех лет существования районной историко-краеведческой игры несколько раз менялись формы ее проведения, пробовались различные варианты, и в результате сложился постоянный оргкомитет в лице авторов данного материала, а также устоялась форма игры – брейн-ринг в сочетании с творческими конкурсами. Решение о тематике игры принимается ежегодно на методическом семинаре учителей истории района в конце учебного года.

Сама игра состоит из двух этапов. 1-й этап – подготовка, 2-й – брейн-ринг с элементами творческих конкурсов.

На первом этапе Оргкомитет игры разрабатывает вопросы, занимается оформлением зала, где будет проводится игра, организует работу жюри, в которое, как правило, входят методисты Центра повышения квалификации специалистов Отдела образования района, представители муниципальных органов власти, работники Музея Ижорского завода.

В то же время руководители команд ведут работу с учащимися. Для подготовки к игре руководителю необходимо сформировать команду учеников, которые в течение длительного время (как правило, с октября по март) будут собирать материалы, изучать краеведческую литературу, а также готовить творческое домашнее задание, которое варьируется из года в год.

Приведем примеры таких творческих заданий:

  • создание проект здания, сооружения, которое ребята хотели бы построить в Колпинском районе
  • разработать проект памятника жителям блокадного Колпина (игра “Колпино. Война. Блокада”, посвященная юбилею прорыва блокады
  • создать заочную экскурсию в формате Power Point для учащихся начальной школы по теме: “Наш район в годы Великой Отечественной войны”, которая завершалась бы около одного из памятников (игра “За залпом залп гремит салют”, посвященная 65-летию снятия блокады Ленинграда)
  • приготовить блюдо, исходя из того набора продуктов, которые мог купить на свою зарплату рабочий Адмиралтейских Ижорских заводов (игра “Колпино. Вчера. Сегодня. Завтра”
  • приготовить блюдо монастырской кухни (игра “Монастыри Северо-Запада”)

Кроме того, творческие конкурсы-экспромты составляют один из этапов игры, так как во время напряженного брейн-ринга учащимся необходима психологическая разрядка, а творческий конкурс создает благоприятный психологический климат.

Творческие конкурсы принято оценивать отдельно, по номинациям, таким образом, не остается ни одной команды, которая закончила бы игру без награды.

Формат таких творческих конкурсов тоже варьируется. Приведем примеры некоторых:

  • составить буриме, чтобы получилось стихотворение, посвященное Колпинскому району;
  • написать письмо в будущее, тем командам, которые будут играть во время 300-летия Колпина
  • кольцовка военных песен – продолжить песню военных лет, начатую другой командой.

Вопросы основной части брейн-ринга могут быть как общетематическими, так и носить узкий краеведческий характер. Руководители команд в Положении получают только направление поиска материала, а конкретные вопросы впервые звучат на игре. Как правило, большинство вопросов имеют “двойное дно”. Например, ответ на вопрос: “Где в Колпино находится памятник человеку, носившему титул “Герцог Ижорский?” - прозвучавший в игре “Колпино. Вчера. Сегодня. Завтра”, подразумевает как знание биографических данных А.Д. Меншикова, один из многочисленных титулов которого назван в вопросе, и так и знание краеведческого материала.

Так как последние пять лет игры были посвящены юбилейным датам, связанным с историей Колпинского района (юбилей Колпино, юбилей присвоения Колпину статуса городского района, юбилейные даты Великой Отечественной войны), возникла необходимость тесного сотрудничества с Музеем истории Ижорских заводов. В некоторых играх посещение командой Музея стало обязательным условием допуска к игре.

Деятельное участие в организации игр принимает и Муниципальный Совет Колпинского района, который предоставляет призы и грамоты, а так же участвует в судействе, организовывает выставки лучших творческих работ по окончании игры, освещает проведение игры в газете “Ведомости Муниципального Совета”.

По мнению авторов краеведческой игры, главным ее итогом становятся не призовые места, не победы в номинации “Домашнее задание”, а осознание того, что современные школьники растут патриотами своего края, своего города, что участники игры уже вряд ли окажутся в рядах современных вандалов и “иванов, не помнящих родства”.

Ниже мы приводим Положение об игре 2009-2010 учебного года, которая была посвящена 65-й годовщине Полного снятия блокады Ленинграда.

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ИГРА УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ
КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
“ЗА ЗАЛПОМ ЗАЛП ГРЕМИТ САЛЮТ”

Тема игры в 2008-2009 учебном году – “За залпом залп гремит салют…” - 65-летие снятия блокады Ленинграда

Дата проведения игры – 11.04.2009 г.

Цели игры:

  • способствовать формированию познавательного интереса учащихся к истории своей малой Родины;
  • содействовать приобретению учащимися навыков исследовательской и поисковой работы;
  • создать условия для развития творческой активности учащихся;
  • способствовать развитию чувства патриотизма через приобретение знаний о славных страницах прошлого своей страны, города, района;
  • содействовать формированию активной гражданской позиции, желания участвовать в созидательной работе на благо родного города.

Форма проведения игры: брейн-ринг с элементами творческих конкурсов.

Участники: команда учащихся 8-х классов, количество членов команды – 6 человек.

Примечание. В подготовке к игре может принимать участие большее количество человек, но за игровой стол садятся только шестеро.

Допуск к игре.

Условием допуска команды к игре является обязательная экскурсия в музей Ижорского завода. Руководитель команды должен предъявить документ, подтверждающий посещение музея командой.

Условия игры.

Каждая команда готовит:

  1. Название команды, соответствующее тематике игры
  2. Визитную карточку команды (формат А3)
  3. Домашнее Задание: разработка фрагмента экскурсии для учащихся начальной школы по теме: “Колпино в годы войны”. Экскурсия должна сопровождаться иллюстративным материалом или в виде стенда или в виде минипрезентации (не более 10 - слайдов) Время экскурсии 5 минут. В материал экскурсии обязательно должен быть включен рассказ о памятнике, доставшемся команде при жеребьевке
  • стелла-стена на бульваре Свободы
  • Ижорский таран
  • Штурм
  • Балканское мемориальное кладбище
  • Мемориал в Корчмино
  • Братское кладбище в поселке Понтонный
  • памятный знак “Броневщикам Ижорского завода” на ул. Пролетарской
  • Братское кладбище в поселке Металлострой
  • Братская могила советских воинов на ул. Веры Слуцкой
  • Братская могила советских воинов в Усть-Ижоре

4).Задания к игре – поиск материала по темам:

4.1 мемориальные доски Колпинского района:

Команда получает на игре жребий с адресом и рассказывает о мемориальной доске, которая на этом доме расположена.

  • Тверская 18, - Ижорский батальон
  • Труда 20/7 – штаб МПВО
  • Труда 6 – милиционерам, павшим во время войны
  • Труда 1 – эвакогоспиталь
  • пр.Ленина, д. 5, - блокадная школа

УЛИЦЫ:

  • Губина
  • Тазаева
  • Косинова
  • Анисимова
  • Богайчук
  • Севастьянова
  • Товпеко
  • Заводской,36

4.2 Краткая истории блокады Ленинграда

  • Летопись блокады (начало, прорыв, снятие, первый обстрел, сокращение норм хлеба, количество снарядов, упавших на Ленинград и на ИЗ, протяженность линии обороны, точное количество дней блокады и т.д.)
  • Дорога жизни (начало и окончание работы, где проходила, сколько грузов доставлено, сколько человек эвакуировано)

4.3.Колпино в 1943-1944

4.4. Ижорский завод в 1943-1944

4.5. Операция “Нева-2” (маршрут наступления, части, принимавшие участие, военачальники)

Ход игры:

Игра проводится в две смены по 10 команд каждая. Победители определяются в каждой смене.

1 этап игры: Экскурсия. Экскурсии оцениваются как отдельная номинация. Лучшие экскурсии награждаются грамотой. Время экскурсии – не более 5 минут.

2 этап игры

Первая десятка вопросов. Ведущий задает вопрос, после чего командам дается 1 минута обсуждения. По истечении этой минуты команды должны подать в жюри ответ на вопрос в письменном виде, одной из команды предоставляется право устного ответа. Таким образом, в течение круга вопросов каждая команда имеет право на один устный ответ и девять письменных. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальная оценка за этап – 10 баллов.

3 этап игры:

Творческое задание “Песни, опаленные войной” Уметь командой исполнить песни из списка, знать авторов. Более конкретное задание будет сформулировано во время игры.

Список песен:

“В землянке”

“Темная ночь”

“Вечер на рейде”

“Огонек”

“Случайный вальс”

4 этап игры:

Мемориальные доски Колпинского района. Команда узнает на слайде доску и дает о ней краткую историческую справку. Максимальная оценка за этап – 5 баллов (с учетом дополнения)

Подведение итогов игры:

Команды, набравшие максимальное количество баллов, выходят в СУПЕРФИНАЛ.

СУПЕРФИНАЛ.

Суперфинал проходит в виде блицтурнира. Ведущий задает вопрос, и команды получают 30 секунда на размышление. Право ответа у команды, которая первой сигнализирует о готовности. В случае неправильного ответа у соперника есть 10 секунд на выдвижение другой версии. Если команды не дали правильного ответа на вопрос, в следующий раз разыгрывается 2 очка. Игра идет до 6 очков. Команда, набравшая 6 очков, получает звание Победитель суперфинала”. Команда, проигравшая суперфинал, сохраняет 1 место и получает звание “Суперфиналист игры”.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

  1. Презентация с вопросами к историко - краеведческой игре “За залпом залп гремит Салют”, посвященной 65-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда
  2. Вопросы к историко - краеведческой игре “За залпом залп гремит Салют”, посвященной 65-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда
  3. Презентация-пролог, открывавшая историко - краеведческой игре “За залпом залп гремит Салют”, посвященной 65-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда
  4. Григ Пер Гюнт утро.