Цель:
- ознакомление с понятием “антонимы”;
- развитие навыков нахождения пар антонимов, антонимов и синонимов в тексте;
- развитие речи, умения сравнивать и анализировать;
- развитие орфографической зоркости;
- обогащение словаря учащихся путём использования в речи пословиц и поговорок;
- воспитание интереса к устному народному творчеству.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания: ТПО, часть 1, упр. 39.
- Где можно узнать толкование слова, чтобы узнать его лексическое значение? (В толковый словарь.)
-Дома вам нужно было поработать с толковым словарём и отыскать синонимы, с помощью которых даны толкования слов.
Вещун – предсказание
Деликатный – вежливый
Завороженный – очарованный
Изысканный – красивый
Кавардак – беспорядок
Навязчивый – назойливый
Опрятный – аккуратный
Чародей – волшебник
-На какие две группы по частям речи можно разделить данные слова? (Существительные, прилагательные.)
-Одной, ли части речи слова в паре. (Да)
-Давайте вспомним, что такое синонимы? (Синонимы - это слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое или близкое значение.).
3. Откройте ТПО, часть 1, стр. 64,упр. 66.
- Прочитайте стихотворение Д. Родари.
_- Какие буквы, в словах пропущены? Что это за орфограмма? Подберите проверочное слово, вставьте пропущенную букву.
Лю…ских – люди (парные согласные в корне слова.)
Г…ловах – головы (безударная гласная в корне слова.)
Тр..ва – травы (безударная гласная в корне слова.)
Цв…точный – цвет (безударная гласная в корне слова.)
Мом…нтально – момент (безударная гласная в корне слова.)
Гру…ный – грусть (непроизносимая согласная в корне слова.)
- Найдите в тексте синонимы. (Грустный - печальный.)
- А теперь найдите слова противоположные по значению. (Добрый – жадный.)
- Какие ещё можно подобрать слова противоположные по значению слову “добрый”, “жадный”? (“Злой”, “щедрый”)
- В паре, слова одной и той же речи? (Да)
- Кто знает, как называются слова с противоположным значением? (Антонимы)
4. Сообщение темы, цели.
Тема нашего урока – “Антонимы”.
Определение - “антонимы” стр. 95, учебника “ Русский язык ”, часть 1, УМК “ Перспективная начальная школа”
- Для чего они нужны в нашей речи? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
- Начнём нашу работу с устного народного творчества – с пословиц. В них наиболее ярко видна роль антонимов.
Пословица – краткое, ритмически организованное, устойчиво в речи, образное изречение. Употребляется в “переносном” значение.
Народная мудрость!
Что за роскошь, что за смысл.
Какой толк в каждой пословице нашей!
Что за золото!
А.С.Пушкин.
5.Работа по теме урока.
Страница 95 упр. 82.
Знай больше – говори меньше.
Маленькое дело лучше, чем большое безделье.
Не поев горького, не поймешь сладкого.
Ложь тяжела, да и правда не легче.
От радости старые молодеют, от печали молодые стареют.
- Прочитайте пословицы, как понимаете смысл?
- Выпишите пары слов, которые являются антонимами (Работа выполняется коллективно)
Больше – меньше
Маленькое – большое
Горького – сладкого
Ложь – правда
От радости – от печали
Старые – молодые
Молодеют – стареют
Вывод: что же такое антонимы?
Физкультминутка (можно – нельзя)
Упр. 83 стр. 96.
Никогда не знаешь, где найдешь, а где потеряешь.
Не вали с больной головы на здоровую.
Не узнав горя, не узнаешь радости.
Недруг поддерживает, а друг спорит.
Радость прямит, кручина крючит.
От доброго житья толстеют, от дурного худеют.
- Прочитай пословицы. Как ты понимаешь их смысл?
- Самостоятельно выпиши пары слов, которые являются антонимами. Записывай слова в начальной форме.
Найти-потерять
Больной – здоровый
Горе-радость
Недруг-друг
Поддерживать - спорить
Радость – кручина
Прямить – крючить
Добрый – дурной
Толстеть – худеть
Проверка с экрана.
-Упр.84.стр.96.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто
Яблоко
Висело.
Только Конь сказал,
Что низко,
А мышонок –
Высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А Улитка – далеко.
А Телёнок озабочен
Тем, что яблоко
Мало.
А Цыплёнок – тем,
Что очень
Велико и тяжело.
А Котёнку всё равно:
- Кислое – зачем оно?
- Что вы! –
Шепчет Червячок. –
Сладкий у него бочок.
(Г. Сапгир)
-Это стихотворение Генриха Сапгира тебе уже знакомо. Посмотри на него с другой точки зрения.
-Найди в тексте все пары антонимов.
Низко - высоко
Близко – далеко
Мало – велико
Кислое – сладкое
-Как называется литературный приём, при котором используются антонимы? (Противопоставление.)
6. Итог урока.
-Подведём итог нашего урока на примере пословицы.
Упр. 85,стр.98. (Год спорта и ЗОЖ.)
Здоровому и нездоровое здорово, а нездоровому и здоровое нездорово.
- Объясни смысл пословиц.
- Попробуй произнести её быстро?
-Ничего ни замечаешь? (Это не только пословица, но и скороговорка)
-Почему? (Повторение звуков)
- Найди каждому слову из 1-ой части пословицы антоним из 2-ой части.
-Что же такое антонимы?
-Где и для чего они используются в нашей речи?
7. Домашнее задание: стр.98,упр.86. “Русский язык” часть1, УМК “Перспективная начальная школа.”
См. презентацию.