Качество обучения напрямую связано с интегрированием тем естественнонаучного цикла. Кроме прямой экономии времени за счет устранения дублирования изучаемого материала, систематизации разрозненных знаний, уроки такого плана являются эффективным средством повышения интереса к учебе, стимулируют рост познавательной активности, способствуют формированию современного научного мировоззрения, повышают значимость изучаемых предметов в глазах учащихся. Соотнеся общие дидактические цели с содержанием своих уроков, члены методического объединения естествознания учителя биологии и химии – Флягина С.И, географии – Сидельникова Т.Т, физики – Степанова Г.Н, а также школьный библиотекарь Дягилева Т.И. разработали и провели урок-аукцион “Продаем воду”.
Цели урока:
- продолжить формирование основ современного естественнонаучного мировоззрения, критического отношения к наблюдаемым явлениям;
- развить навыки работы в группе;
- сформировать бережное отношения к воде;
- расширить круг чтения учащихся.
Задачи:
- формирование качеств интегрированного мышления:
- умение работать с большим объемом информации – сопоставлять – сравнивать – анализировать – обобщать – делать выводы – переносить знания на изучение новых фактов и явлений – осознанно и обосновано применять усвоенное на практике;
- расширение представления о воде, как среде обитания, ее значении с точки зрения экологии;
- закрепление основ теоретических знаний о воде, полученных на уроках географии, физики, биологии, химии;
- воспитание чувства долга и экологической ответственности,
- развитие навыков ведения дискуссии, ответственности за общее дело, уважения ко мнению товарищей,
- развитие навыков независимого библиотечного пользователя; формирование умений поиска конкретной информации
- развитие навыков просмотрового и поискового чтения.
Тип урока: Аукцион.
Участники: 9-е классы см. Приложение фото 5 8.
Оборудование:
Компьютер, проекторы (2 шт.), экраны (2 шт. ), газеты учащихся, проектные работы, презентации по теме “Роль воды для жизни на Земле”, подготовленные к тематической неделе естествознания, выставка ученических докладов и литературы, использованной при подготовке, “пьедестал” с канистрой воды, принадлежности для ведения аукциона.
Интеграция предметов: биология, география, физика, химия.
Предварительная подготовка:
За месяц до проводимого урока – аукциона объявляется конкурс на лучшую презентацию посвященную воде. Жюри состоящее из учителей предметников и , учащихся которые будут помогать готовить и вести аукцион отбирают лучшие презентации и выявляют призеров. В конкурсе презентаций могут принять участие учащиеся с 7-го по 11 класс.
Группа учащихся проводит опрос учащихся и учителей школы о наличии у них счетчика воды. Со своими результатами эти учащиеся выступят на подведении итогов урока-аукциона.
На протяжении этого месяца учащиеся 9-х классов посетили “Музей воды” и “Музей ледяных скульптур”.
Пояснительная записка.
- Игра-аукцион представляет собой синтез вопросов, посвященных изучению воды на уроках биологии, географии, физики, химии
- Учащиеся заранее узнают, что будет продаваться с аукциона и поэтому готовятся заранее, изучая справочную и научно-популярную литературу по предмету, дата назначается за неделю
- Каждый учащийся имеет право ‘’внести взнос’’ свойствами воды
- Выигрывает тот, кто внес больше всего взносов и в качестве награды получает бутылку ''Аkva минерале”
- Правильность ответов проверяется компьютером.
- Активным ученикам в качестве поощрения выставляется оценка.
- Перед началом мероприятия демонстрируются конкурсные презентации учащихся набравшие больше всего баллов.
Продолжительность каждого этапа урока:
- Всупление – выступление учащихся 5-6 классов – 5 мин.
- Основная часть – аукцион – 25 мин.
- Награждение победителей аукциона – 7 мин.
- Заключение – выступление учащихся по итогам опроса -3 мин.
- Награждение лучших презентаций посвященных воде.
(Презентации просматриваются на большом экране до начала урока) -5 мин.
Сценарий.
На сцене стоит трибуна обтянутая синей тканью. Через весь зал пробегают два ученика и растягивают голубые ленты (“воды”), они поднимаются на сцену, к ним присоединяется третий ученик. На груди учащихся знаки химических элементов: Н, Н, О.
(в сценке участвуют учащиеся 5–6-х классов)
1-й ученик (на груди химический знак ‘’О”).
Я – коварный поджигатель
Вы огня хотите – нате!
Я всесильный окислитель,
Если атомов дадите
Два водорода наперед.
Воду дать могу я – вот!
2-й ученик (на груди химический знак “ H”).
Не говорю я, а горю
И себя я вам дарю.
3-й ученик (на груди химический знак “ H”).
Пусть будет дождь, и снег, и град,
Я напоить природу рад!
Берутся все за руки и вместе говорят:
А коль вместе мы всегда,
Получается – вода.
(Поднимают большую бутыль с водой и водружают на трибуну, кланяются воде и расходятся в стороны.)
На сцене появляется Незнайка, обходит вокруг трибуну с водой, с удивлением ее рассматривая.
Вода? Подумаешь вода. Она и в Африке вода. Ее везде полно, ее целые океаны. Открыл кран, и лей сколько хочешь. А они ее тут восхваляют.
(На сцене появляется Знайка) см. Приложение 1 – фото13, Приложение 2 – фото14
Ты не прав. Вода это самое ценное, что есть на Земле. Скажи, какое еще вещество может существовать на Земле одновременно в трех состояниях? Вон из спортивного зала пар валит от дыхания наших спортсменов, а на улице снег, а здесь жидкая вода (показывает воду на трибуне). Это же чудо природы! А ты знаешь, что вода может слышать, запоминать и даже отомстить плохому человеку? (Незнайка с сомнением качает головою). А ты знаешь, что вода бывает жесткая и мягкая, живая и мертвая? Вот и подумаешь.
(На сцену выходит ведущий.)
1-й ведущий. Еще совсем недавно химики и физики были уверены, что состав воды им хорошо известен. Но однажды один из химиков измерил плотность остатка воды после электролиза. Оказалось, что плотность несколько выше нормальной. В результате исследований было обнаружено, что вода очень сложна. Так что же такое обыкновенная вода, что мы о ней знаем? Если подсчитать все возможные соединения с общей формулой H2O, то результат окажется неожиданным: в мире может существовать 235 видов воды.
2-й ведущий. А может существовать антивода? Физики, химики, астрономы серьезно обсуждают этот вопрос. Ведь в нашей земной природе нет вещества более известного, чем вода.
Итак, ребята, многие свойства воды дают право называть ее самым необыкновенным веществом в природе. Сегодня вам предоставляется возможность приобрести эти свойства. Они достанутся тем, кто внесет за них наибольший взнос.
На сцену выходит ведущий аукциона и ударом молотка объявляет о начале аукциона. Он объясняет правила аукциона: см. Приложение 2 –фото 15
Лотом аукциона (“продажи”) является предложенное любым участником свойство воды. Правильно названное свойство будет засчитываться справедливым жюри(в состав жюри входят учителя предметники: физики, химии, биологии, географии).Набранные баллы могут в конце аукциона “стать” оценкой по какому-либо из этих предметов, тот кто наберет большее количество баллов получит еще и главный приз… см. Приложение 1 – фото 4
Итак, мы начинаем аукцион!
(Перечень свойств воды, которые могут стать возможными “взносами” аукциона.)
Взносы: см. Приложение 2 (можно получить у автора статьи).
- Вода не имеет цвета и запаха.
- Молекулы воды состоят из 2-х атомов водорода и одного атома кислорода.
- Плотность воды 1000 кг/м3
- Вода изменяет форму. Но сохраняет объем
- Вода кипит при 100 о с
- При ОоС обращается в лед.
- Вода в твердом состоянии является кристаллическим веществом.
- Плотность воды максимальна при 4оС.
- Удельная теплоемкость воды 4200Дж/кгоС.
- Вода в твердом состоянии имеет плотность воды 900 кг/м3.
- Вода занимает около 70,8% поверхности земного шара.
- В атмосфере содержится около15000 км3 в виде капель, кристаллов и водяного пара.
- Водяной пар влияет на климат Земли.
- Соединения дейтерия с кислородом образуют тяжелую воду.
- Тяжелая вода кипит при 101,2оС.
- Тяжелая вода замерзает при 3,8о С.
- Тяжелую воду используют в ядерном реакторе.
- Обычная вода, захватывая нейтроны, превращается в тяжелую воду.
- Молекулы воды расположены в беспорядке.
- Плотность морской воды 1030 кг/м3.
- Влажность воздуха зависит от количества водяных паров в атмосфере.
- Температура кипения воды повышается при увеличении давления и наоборот.
- Вода в твердом состоянии обладает анизотропией.
- Молекулы воды расположены близко друг к другу.
- Время оседлой жизни молекулы воды при комнатной температуре около 10–13 с.
- Вода является хорошим растворителем для многих красок.
- Вода обладает текучестью.
- Молекулы воды движутся хаотически.
- Воды при нагревании расширяется.
- Коэффициент поверхностного натяжения воды равен 7 3.10–3Н/м.
- Критическая температура воды 374оС.
- Критическое давление воды 2212.104 Н/м2.
- Удельная теплота парообразования воды 22,6.105 Дж/кг при температуре кипения.
- Удельная теплота парообразования воды при разных температурах будет разной.
- Удельное сопротивление воды 106 Ом. м.
- Диэлектрическая проницаемость воды 81.
- Вода – полярный диэлектрик.
- Коэффициент объемного расширения воды 0,00015 ГРАД-1.
- Показатель преломления воды 1,33.
- Вода не имеет вкуса.
- Скорость звука в воде– 1435М/С.
- Свет в воде распространяется медленнее, чем в воздухе.
- Наибольшая скорость звука в воде – при74 градусах С.
- Молярная масса воды 18.10-3 Кг/моль.
- Удельная теплота плавления твердой воды – льда-332 кДж/кг.
- Плотность насыщенного водяного пара при ОоС – 4,8 г/м3.
- Теплопроводность воды 0.6 Вт/м.К.
- Вода – диамагнетик.
- Вода отражает радиоволны, как металлический лист железа.
- В состоянии невесомости вода принимает форму шара.
- Вода – растворитель.
- При смешивании некоторых веществ с водой образуются взвеси.
- Взвеси, в которых мелкие частицы твердого вещества равномерно распределены между молекулами воды, называют суспензиями.
- Взвеси, в которых мелкие капельки какой-либо жидкости равномерно распределены между молекулами воды, называют эмульсией.
- Относительная молекулярная масса воды равна 18.
- Атомы водорода и кислорода в молекуле воды соединены ковалентной связью.
- Под действием постоянного электрического тока вода разлагается на водород и кислород.
- Вода реагирует с активными металлами с образованием щелочей и водорода.
- При растворении в воде основных оксидов образуется основание.
- При растворении в воде кислотных оксидов образуются кислоты.
- Поверхностная пленка воды является для многих организмов опорой для движения.
- Обезвоживание приводит к гибели представителей разных видов растений, животных , в том числе и человека.
- Вода необходима как донор при фотосинтезе.
- В клетках живых существ содержится от 70 до 80% воды.
- Около 2/3 массы человека составляет вода.
- В организме медузы до 95% воды.
- У человека в головном мозге 85% воды.
- Человек содержит в костной ткани до 20% воды.
- В сухих семенах содержится 10-12% воды.
- Благодаря прозрачности воды, на небольшой глубине возможны фотосинтез и связанные с ни пищевые цепи.
- Благодаря тургорному давлению, воды растения сохраняют упругость.
- Некоторые морские обитатели движутся вперед за счет реактивной силы струи воды, выбрасываемой из их полости.
- Благодаря испарению воды в жаркий день лист остается прохладным.
- Вода является смазывающим веществом в биологических системах.
см. Приложение 2 – фото 24,27, Приложение 3 – 31
Заключение
Пока идет подсчет очков и выявление победителей см. Приложение 3 – фото 36
1-й ведущий. Ограниченность водных ресурсов приводит к недостатку в питьевой воде. Вы провели практические исследования по сбережению воды каждой семьей. (Демонстрируется лучшая презентация по сбережению воды.)
Мы убедились, что вода – удивительное вещество. По словам знаменитого соотечественника, океанолога Л.И. Москаленко, с которым нам недавно посчастливилось познакомиться, нашу планету справедливее было бы назвать не Земля, а Вода – Океан – Жизнь!
Жюри объявляет итоги аукциона см. Приложение 3 – фото 40
Выступление учащихся с отчетом по опросу учеников и учителей школы № 888 по экономии воды при установке счетчиков воды.
В школе 23% семей учеников и учителей имеют дома счетчики воды, 10% собираются поставить счетчики. Значительная часть родителей заинтересовались этими данными, дети стали бережнее относится к воде, в школе перестали “течь краны”.
2-й ведущий. Из 15-и конкурсных презентаций было выделены 4 призера, презентации этих учащихся вы посмотрели перед началом урока. Эти презентации предлагаются для просмотра на классных часах в начальной и средней школе.
Жюри награждает учащихся за лучшие презентации о воде.
Ведущие объявляют об окончании урока
Приложения:
Приложение 1 – фото 4, 5, 8, 13. Приложение 2 – фото 14, 15, 24, 27. Приложение 3 – фото 31, 36, 40.
Приложение 1, Приложение 2 – Аукцион
Презентации учащихся:
Приложение 3
Приложения 4–6 можно получить у автора статьи.
Приложение 7
Приложение 8 можно
получить у автора статьи.
Музыка. Приложение 12 можно получить у автора статьи.