Урок русского языка во 2-м классе по теме "Большая буква в названиях городов, сел, деревень"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. познакомить с именами собственными; совершенствовать умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень;
  2. развивать орфографическую зоркость, закреплять навыка начертания букв и соединений;
  3. воспитывать аккуратность, прививать гигиенические навыки письма; воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: Таблица “Большая буква”, карточки словарных слов, физическая карта России, Башкортостана, мира, глобус.

1. Повторяем правила посадки, положения тетради, упражнения для рук. Идет по парте человек, переставляет ножки.

А если ножки смотрят вверх, то получились рожки.

2. Выборочный словарный диктант по карточкам.

– Запишите пропущенные буквы. Учитель показывает карточки с пропущенными буквами.

– К-ртофель, м-рковь, к-пуста, к-рова, -ртист, м-роз, н-род, с-бака, сн-чала, -днажды.

– Проверим результаты. Учитель показывает карточки с вставленными буквами (а, о, а, о, а, о, а, о, а, о). Идет самопроверка.

– Какие элементы использовали для написания этих букв?

– Посмотрите, как писать эти буквы в соединении с другими. Запишите по 3 буквы.

3. Минутка чистописания

1) анализ элементов заглавной буквы Ц и письмо элементов;

2) показ учителем соединения элементов заглавной буквы Ц и письмо учащимися этой буквы;

Физкультминутка:

Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь,
Потом я вырасту,
До лампы дотянусь. (2 раза)

Пальчиковая гимнастика:

Что такое? Что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.

(Постукивание подушечкой большого пальца правой руки, затем левой.)

4. Постановка темы и цели урока.

– Посмотрите на карту России. Что можно прочитать по карте?

– На карте вы видите реки, моря, города. Это имена собственные.

– Сегодня мы совершим путешествие в мир топонимики – науки, которая занимается географическими названиями.

– Сегодня только начало этого путешествия: наш путь через города, села, деревни.

5. Упражнения в написании большой буквы в названиях городов, сел, деревень.

1) коллективная работа.

– Как называется наша страна? А какие еще страны знаете?

Запишите 2–3 названия. С какой буквы надо писать? Почему?

– Назовите столицу России. Запишите пословицу о Москве. Как ее понимаете? (находим на карте). Назовите столицы других государств (можно по карте).

– Что знаете о Москве?

– Теперь наше путешествие из Москвы пролегает в наш родной город.

Запишите. Найдем на карте (карта РБ).

– Назовите свой адрес. Какие слова напишите с большой буквы? Запишем:

Республика Башкортостан (столица город Уфа),

2) Физкультминутка “Зарядка”.

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки на спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.

Пальчиковая гимнастика:

Чтобы нам добыть огонь,
трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится и бумажка загорится?

3) упр.248, с.128.

4) – Совершим путешествие по Золотому кольцу.

– Как вы написали названия городов?

– Наше путешествие приближается к концу. Вот наш дом – наш район.

(Вывешивается карта района.) Запишем несколько названий населенных пунктов в алфавитном порядке.

6. Итог урока.

– Как пишутся названия стран, городов, сел, деревень?

7. Задание на дом. Инструктаж упражнения 246.с.127, Найти эти реки по карте России.