Цели:
- познакомить с именами собственными; совершенствовать умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень;
- развивать орфографическую зоркость, закреплять навыка начертания букв и соединений;
- воспитывать аккуратность, прививать гигиенические навыки письма; воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: Таблица “Большая буква”, карточки словарных слов, физическая карта России, Башкортостана, мира, глобус.
1. Повторяем правила посадки, положения тетради, упражнения для рук. Идет по парте человек, переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх, то получились рожки.
2. Выборочный словарный диктант по карточкам.
– Запишите пропущенные буквы. Учитель показывает карточки с пропущенными буквами.
– К-ртофель, м-рковь, к-пуста, к-рова, -ртист, м-роз, н-род, с-бака, сн-чала, -днажды.
– Проверим результаты. Учитель показывает карточки с вставленными буквами (а, о, а, о, а, о, а, о, а, о). Идет самопроверка.
– Какие элементы использовали для написания этих букв?
– Посмотрите, как писать эти буквы в соединении с другими. Запишите по 3 буквы.
3. Минутка чистописания
1) анализ элементов заглавной буквы Ц и письмо элементов;
2) показ учителем соединения элементов заглавной буквы Ц и письмо учащимися этой буквы;
Физкультминутка:
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь,
Потом я вырасту,
До лампы дотянусь. (2 раза)
Пальчиковая гимнастика:
Что такое? Что мы слышим?
Это дождь стучит по крыше.
А теперь пошел сильней
И по крыше бьет быстрей.
(Постукивание подушечкой большого пальца правой руки, затем левой.)
4. Постановка темы и цели урока.
– Посмотрите на карту России. Что можно прочитать по карте?
– На карте вы видите реки, моря, города. Это имена собственные.
– Сегодня мы совершим путешествие в мир топонимики – науки, которая занимается географическими названиями.
– Сегодня только начало этого путешествия: наш путь через города, села, деревни.
5. Упражнения в написании большой буквы в названиях городов, сел, деревень.
1) коллективная работа.
– Как называется наша страна? А какие еще страны знаете?
Запишите 2–3 названия. С какой буквы надо писать? Почему?
– Назовите столицу России. Запишите пословицу о Москве. Как ее понимаете? (находим на карте). Назовите столицы других государств (можно по карте).
– Что знаете о Москве?
– Теперь наше путешествие из Москвы пролегает в наш родной город.
Запишите. Найдем на карте (карта РБ).
– Назовите свой адрес. Какие слова напишите с большой буквы? Запишем:
Республика Башкортостан (столица город Уфа),
2) Физкультминутка “Зарядка”.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки на спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
Пальчиковая гимнастика:
Чтобы нам добыть огонь,
трем ладонью о ладонь.
Вдруг ладошка заискрится и бумажка загорится?
3) упр.248, с.128.
4) – Совершим путешествие по Золотому кольцу.
– Как вы написали названия городов?
– Наше путешествие приближается к концу. Вот наш дом – наш район.
(Вывешивается карта района.) Запишем несколько названий населенных пунктов в алфавитном порядке.
6. Итог урока.
– Как пишутся названия стран, городов, сел, деревень?
7. Задание на дом. Инструктаж упражнения 246.с.127, Найти эти реки по карте России.