Тема занятия: Тела вращения.
Цель: Формирование интереса к геометрии и истории как науки.
Задачи:
- показать математику и историю во всей ее многогранности; практическую значимость этих предметов;
- развивать у обучающихся геометрическую интуицию, пространственное воображение, зрительную, механическую память, развитие творческих способностей, через практическую деятельность;
Оборудование: развертки цилиндра, конуса, детали для построения игрушек, мультимедийный проектор.
Если ученик в школе не научится сам ничего творить,
то в жизни он всегда будет только подражать, копировать.
Л.Н. Толстой
Структура занятия |
Учебно-познавательная деятельность. Методический инструментарий |
Ориентиры развития |
|
I. |
Мотивация Фронтальная беседа, в ходе которой учитель определяет задачи урока. |
(Cлайд 1) Учитель математики: Предоставим вашему вниманию тему урока «Тела вращения», и покажем, как математика тесно связана с историей во всей ее многогранности. (Cлайд 2) На уроках математики вы выполняете различную геометрическую деятельность: - наблюдение, (Cлайд 3) В результате такой деятельности, вы самостоятельно добываете геометрические знания и развиваете такие качества, как: - геометрическую интуицию, |
Развитие учебно-познавательной мотивации |
II. |
Актуализация знаний Устная фронтальная работа Учитель ставит познавательную задачу, организовывает проблемную ситуацию. |
(Cлайд 4) Учитель математики: Математическое развитие происходит в рамках таких слов: - число, Сегодня мы более конкретно поговорим о фигурах. Какой раздел математики изучает фигуры? (Ответ учащихся – ГЕОМЕТРИЯ.) Учитель истории: Мы с вами, готовясь к этому уроку, провели исследование и доказали, что многие науки зародились в древности, в том числе и геометрия. И все науки взаимосвязаны между собой. Исследователи представят вам историческую справку. (Cлайд 5) Ученик 1: Геометрия (греч. geometria, от ge - Земля и metreo - мерю) - раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы, а также другие отношений и формы, сходные с пространственными по своей структуре. (Cлайд 6) Геометрия дает общее понятие о геометрической фигуре, под которой понимают не только тело, поверхность, линию или точку, но и любую их совокупность. Геометрия в первоначальном значении есть наука о фигурах, взаимном расположении и размерах их частей, а также о преобразованиях фигур. (Cлайд 7) Ученик 2: Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, размечая землю, измеряя расстояния и площади, человек применял свои знания о форме, размерах, взаимном расположении предметов, он использовал свои геометрические знания, полученные из наблюдений и опытов. Учитель истории: Почти все великие ученые древности и средних веков были выдающимися геометрами. Назовите хотя бы одного ученого? (Пифагор, Платон, Архимед). Учитель математики: Философ Платон, проводивший беседы со своими учениками, провозгласил «Не знающие геометрии не допускаются!» Было это примерно 2400 лет тому назад. Из геометрии вышла наука, которая называется математика. Учитель истории: Наши юные историки изучили жизнь еще одного великого ученого математика Пифагора и выяснили интересные факты его жизни. (Cлайд 8) Ученик 3: Пифагор родился около 580 года до нашей эры у берегов Малой Азии (Cлайд 9) Ученик 4: В Египте Пифагор вошел в контакт с мефисскими жрецами, принял посвящение в сан жреца. Чуть позже, Пифагор решил пройти обучение у жрецов в Египте. Когда фараон Амазис умер, его преемник отказался платить дань персидскому Царю Камбизу, в результате чего началась война. Во время нее Пифагор попал в персидский плен. Прослышал персидский царь Дарий Гистасп. Он освободил ученого. (Cлайд 10) Ученик 5: После этого Пифагор создал свою философскую школу в Кротоне. Он выступает с проповедью нравственного совершенствования и познания, за что жители избрали его цензором нравов, духовным отцом города. Большое внимание Пифагор уделял исследованиям математических отношений, заложил основы теории пропорций. Ученик 6: Он смог доказать теорему, названную его именем, пользуясь геометрическим методом, единственным приемлемым для того времени. Пифагор умер в Метапонте (Южная Италия) около 500 года до н.э., куда он бежал после восстания в Кротоне. Его ученики обосновались в разных городах Великой Греции и организовали там пифагорейские общества. (Cлайд 12) Учитель математики: С помощью геометрии мы изучаем мир. В первую очередь геометрия изучает форму и расположение фигур в пространстве. Мы живем в мире трех измерений. Что это значит? (Cлайд 13) Представим, что перед нами стоит дом, и мы хотим описать его. Какой он ? Мы говорим: это дом длиной в 3 подъезда, шириной в 2 окна, высотой в шесть этажей. Вы представили? Хорошо! Какие величины нам нужны чтобы описать фигуру? (Длина, ширина, высота.) ВНИМАНИЕ! Сундучок ! Что лежит в нем? С этим предметом мы все знакомы с самого детства. (Ответы обучающихся – Игрушки.) (Cлайд14) ВОПРОС: из каких частей или фигур состоит игрушка? Много деталей. Да, так же как самое большое здание складывается из маленьких кирпичей, так и сложные фигуры составляются из простейших геометрических фигур. КАК же нам получить такие красивые игрушки? Из каких фигур они получились? |
Развитие зрительной, механической памяти, математической речи. Формирование мотивации и интереса к предметам. Сообщения учащихся. Презентация. |
III. |
Изучение новых понятий геометрии Фронтальная работа. Историческая справка. Применение полученных знаний. |
(Cлайд 15) Учитель математики: Расшифруйте слова и вы узнаете название основных фигур, с помощью которых, созданы игрушки. НУКОС (Показываем шар, цилиндр, конус.) Учитель истории: Откуда произошли эти слова? Еще давно чтобы перетаскивать тяжелый груз использовали катки из дерева. (Cлайд 16) ЦИЛИНДР – «каток», «валик». Цилиндр – геометрическое тело. Его поверхность состоит из оснований и боковой поверхности. Основания цилиндра – круги. (Cлайд17) ШАР- «мяч». Шар – геометрическое тело, его поверхность называется сферой. Поверхность шара нельзя развернуть так, чтобы получилась плоская фигура. (Cлайд 18) КОНУС – «шишка». Конус – геометрическое тело. Его поверхность состоит из одного основания и боковой поверхности. Основание цилиндра – круг. (Cлайд 19) Учитель математики: Как вы думаете, чем отличаются эти геометрические фигуры? (Одни плоские, другие объемные.) А как из плоской фигуры, получить объемную фигуру? Внимательно смотрим, если я буду вращать относительно стороны прямоугольник, то получу фигуру - ЦИЛИНДР. (Cлайд 20) А какие плоские фигуры нужно вращать, чтобы получить конус, шар? (Треугольник, полукруг.) (Cлайд 21) Все фигуры (цилиндр, конус, цилиндр) – относятся к ТЕЛАМ ВРАЩЕНИЯ. |
Развитие долговременной, зрительной и слуховой памяти, математической речи. Умение ориентироваться в океане информации, умение отбирать нужную информацию. Развитие геометрической интуиции. |
IV. |
Физминутка |
Физминутка |
Двигательная активность. Развитие логики. |
V. |
Актуализация знаний Устная фронтальная работа. |
Учитель математики: Как получить своими руками такие фигуры, как конус, цилиндр? Нужно открыть некоторые тайны фигур. Вот конфетка – чтобы ее съесть, я ее должна развернуть. А как нам развернуть цилиндр? В геометрии говорят – построить РАЗВЕРТКУ (развертки цилиндра, конуса, шара). |
Развитие зрительной, механической памяти, математической речи. |
VI. |
Закрепление знаний. Практическая работа. |
Учитель математики: Сейчас нужно из разверток построить игрушку и ответить на вопрос, из каких геометрических фигур состоит ваша игрушка? Математика наука достаточно сложная, не всегда все и сразу получается. Нужно много потрудиться, чтобы достичь успеха. Учащиеся выполняют грибок (мухомор) и мышку. Отвечают на поставленный вопрос. |
Практика. |
VII. |
Рефлексия. Самостоятельная работа с самоконтролем. |
Учитель истории: Достигли ли мы цели урока? - Что вам понравилось сегодня на уроке? - Сможете ли вы выполнить игрушку самостоятельно? |
Развитие мыслительной деятельности, анализа и синтеза, математической речи. |
VII. |
Итог занятия. Фронтальная беседа, в ходе которой подводится итог. |
(Cлайд 22) Учитель истории: Урок подошел к концу, мы с вами рассмотрели тела вращения, которые более детально будут рассматриваться в 10-11-м классе. Я желаю вам успеха, удачи на жизненном пути и помните: все вокруг - ГЕОМЕТРИЯ! |
Развитие памяти и математической речи. |