Внеклассное мероприятие по литературному чтению

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Тема: Литературная викторина «В сказочной стране Г.Х. Андерсена».

Цели: обобщить знания учащихся по сказкам Г.Х. Андерсена; развивать логическое, ассоциативное и образное мышление; совершенствовать орфографическую зоркость; воспитывать познавательный интерес к чтению; прививать любовь к литературе; средствами художественного слова воспитывать доброту, милосердие, справедливость.

Оборудование: мультимедиа проектор, музыкальные видео-клипы «Однажды в старой Дании», «Отворите волшебные двери», «Где же сказка?», мультфильм «Гадкий утенок»; презентация к мероприятию; костюмы сказочных персонажей; карточки с заданиями для команд; таблички команд.

Ход мероприятия

I. Вступление

1. Звучит песня  сказочника «Однажды в старой Дании» музыка М. Миткова, слова В.Коростылева.
2. Вступительное слово ведущего.

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы собрались в нашем лицее на  литературную викторину, которая посвящается творчеству замечательного детского сказочника Г.Х.Андерсена. Нас ожидает путешествие в Сказочную Страну и встреча со многими героями Андерсена. Пусть в викторине победят самые большие любители сказок и самые внимательные их читатели.

II. Представление жюри

III. Из биографии

Презентация

Слайд 1

- Но прежде, чем перейти к этой викторине, мы немного уделим внимание биографии писателя.

Слайд 2

- Перед вами портрет великого сказочника Ганса Христиана Андерсена.

Слайды 3, 4

- Г.Х. Андерсен родился в крошечном городке Оденсе, в маленькой стране Дании. Отец его был бедный башмачник, и детство сказочника прошло в скромном доме. Там он мог видеть всё, что потом ожило в его сказках и приобрело глубокий смысл: и солдатика, сделанного из старой оловянной ложки; и штопальную иглу; и тот огород в ящике, что потом появился в сказке «Снежная королева».

Слайды 5, 6

- Семья башмачника жила трудно, как живут все бедные люди на земле. Г.Х. Андерсену в 12 лет пришлось пойти работать на суконную фабрику. И учиться он мог только по вечерам в бесплатной школе для бедных. Но он учился, учился со страстью, всё свободное время только и делал, что читал и слушал. Читал и слушал сказки – их он любил больше всего на свете. И он решил стать писателем и писать сказки.

IV. Конкурс «Приветствие команд»

Команды представляют название, девиз и эмблему.

- Вы ждете, когда же я сказку начну?
Приветствие ваше услышать хочу.

V. Конкурс «Расшифруй название сказки»

Слайды 7 - 11

- Сегодня мы вспомним сказки Г.Х. Андерсена. А вот какие, вы разгадаете сами, прочитав только целые слова.

Каждая команда получает конверт с заданием.

1) хцзшприннгхшнгпринцесс
ащкешнорлидавщкшнырна
эфдророотщдкжкдлргоро
шинейъх
«Принцесса на горошине».

2) ъйхущнгэфджалорстойки
йфдлпроромоловянныйж
эвдапоровщдквшпнорить
солдатикъ
«Стойкий оловянный солдатик».

3) сснежныэвдплркущснежн
аяъщзушнерпкоролмбчтп
рпегдыльапртподжыкоро
леваъёъсю
«Снежная королева».

4) хцзшндикиехйзкринцлебе
ссащкешноледирлидавщк
шнрнаэфдролебедидкжкд
рлгороши
«Дикие лебеди».

VI. Конкурс «Узнай сказку по её началу»

У каждой команды на столе конверт с заданием.

Слайды 12 - 17

1) « Жил-был тролль, злющий-презлющий; попросту говоря, дьявол. Как-то раз он был в особенно хорошем расположении духа; он смастерил такое зеркало…»
«Снежная королева».

2) «В открытом море вода такая синяя, как васильки, и прозрачная, как чистое стекло, - но зато и глубоко там! Так глубоко, что ни одной цепи не хватит, чтобы якорь достал до дна…»
«Русалочка».

3) «Жил-был бедный принц. Королевство у него было совсем маленькое, но какое-никакое, а всё же королевство – хоть женись, и вот жениться-то он как раз и не хотел.»
«Свинопас».

4) «Хорошо было за городом! Стояло лето, рожь уже пожелтела, овсы зеленели, сено было смётано в стога; по зелёному лугу расхаживал длинноногий аист…»
«Гадкий утенок».

VII. Конкурс «Узнай сказку по ключевым словам»

У каждой команды на столе листок, на которых записываются ответы, на задание каждого слайда.

Слайды 18 - 23

1) осколок
санки
роза
олень
«Снежная королева».

2) горшочек
трещотка
фрейлина
поцелуй
«Свинопас».

3) корабль
напиток
ведьма
голос
«Русалочка».

4) дупло
собака
деньги
кремень
«Огниво».

VIII. Конкурс «Назовите сказку по иллюстрации к ней»

Слайды 24 - 45

IX. Конкурс «Парад сказочных героев»

На сцену выходят дети в костюмах сказочных героев.

У каждой команды на столе листок, на которых записываются ответы.

1. Ведьма «Русалочка».
2. Танцовщица «Стойкий оловянный солдатик».
3. Эльф «Дюймовочка».
4. «Оловянный солдатик».
5. «Снежная королева».
6. «Дюймовочка».

(2 балла)

X. Конкурс«Назовите героя сказки»

Слайды 46 - 51

У каждой команды на столе конверт с заданием.

1) «Всё это было чудо как мило, но милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца. Она тоже была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста; через плечо у неё шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа…» «Оловянный солдатик». (Танцовщица.)

2) «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного белого льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни кротости.» «Снежная королева».

3) «Там было множество разодетых людей, но лучше всех был молодой принц с большими чёрными глазами. Ему, наверно, было не больше шестнадцати лет; в тот день праздновали его рождения, оттого на корабле и шло такое веселье.» «Русалочка». (Принц.)

4) «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она всё-таки уверяла, что она…» «Принцесса на горошине». (Принцесса.)

XI. Конкурс «Игра в ассоциации»

Слайд 52 - 68

У каждой команды на столе листок, на которых записываются ответы, на задание каждого слайда.

- Мировую славу Г.Х. Андерсену принесли его сказки.

Слайд 70

- В этих сказках есть всё, что должно всегда жить в настоящем, хорошем человеке: уважение и мужество; доброта и жалость ко всем, кому плохо; любовь к простым людям; насмешка над чванливыми и бессердечными. В этих сказках рядом живут слёзы и смех, горе и радость – всё, как в настоящей жизни.

Слайд 71

Г.Х. Андерсен стал верным другом и добрым советчиком всех детей на Земле. А значит, и всех людей. Потому что все взрослые люди были когда-то детьми. И сказки Г.Х. Андерсена написаны не только для детей.

В них заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют людям радость всегда – до самой их глубокой старости.

XII. Просмотр мультфильма по сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок»

В течение просмотра мультфильма жюри подводит итоги.

XIII. Подведение итогов, награждение команд

XIV. Заключительное слово ведущего

- На этом наша литературная викторина подошла к концу, но не заканчиваются сказки Г.Х. Андерсена, которые учат уважать честных, трудолюбивых и бескорыстных людей; учат дорожить и ценить настоящую дружбу, взаимовыручку и любовь.