Цели:
- познакомить учащихся со свойствами снега и льда, создать условия для формирования у учащихся знаний об окружающем мире;
- развитие познавательных способностей, мышления, внимания, памяти;
- воспитание любви к литературе, внимательного отношения к окружающему миру.
Оборудование: Снег, лёд; иллюстрации времён года, снежинок, сказочных героев; художественные книги сказок «Снегурочка», «Метелица», «Зайкина избушка»; медиапроектор, экран, презентация (приложение).
Ход урока
Организационный момент.
-Дорогие ребята,
Прозвенел для нас звонок
Начинается урок.
Сообщение темы урока.
Ребята, во время нашей прогулки увидел нас Незнайка, сегодня он пришёл к нам на урок. Хотел показать, что он уже умеет, да вот беда запутался совсем. Посмотрите, объясните и Незнайку вы спасите. (Разделить картинки на 2 группы: Осень-зима.)
- О каком времени года мы будем говорить? (О зиме). Незнайка благодарит за помощь.
- Отгадайте загадки и назовите тему урока.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь. (снег)Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло!
Скользко, весело, светло! (лёд)
На доске появляются таблички: снег, лёд.
- Правильно сегодня вы с Незнайкой узнаете, откуда берутся снег и лёд.
Работа над темой урока.
Послушайте отрывки из сказок:
«Снегурочка» Жили-были дед да баба. Всего у них было вдоволь - и коровушка, и овечка, и кот на печке, а вот детей не было. Очень они печалились, всё горевали. Вот раз зимой пало снегу белого по колено. Ребятишки соседские на улицу высыпали - на санках кататься, снежками бросаться, да и стали снежную бабу лепить. Глядел на них дед из окошка, глядел и говорит бабе:
- Что, жена, призадумавшись, сидишь, на чужих ребят глядишь, пойдём-ка и мы, разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу.
А на старуху, верно, тоже весёлый час накатил. - Что ж, пойдём, дед, на улицу. Только на что нам бабу лепить? Давай-ка вылепим дочку Снегурочку.
Сказано - сделано.
Пошли старики в огород, и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки - роток. Куда как хороша снежная дочка Снегурочка! Смотрят на неё дед с бабой - не насмотрятся, любуются - не налюбуются. А у Снегурочки роток улыбается, волосок завивается.
«Зайкина избушка» Жили-были в лесу лисичка и зайка. Жили они неподалёку друг от друга. Пришла осень. Холодно стало в лесу. Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик — из сыпучего песка. Перезимовали они в новых избушках. Настала весна, пригрело солнце. Лисичкина избушка растаяла, а Зайкина стоит, как стояла.
- Из чего слепили дед с бабой Снегурочку?
- Что произошло в конце сказки?
- Из чего была сделана избушка Лисы?
- Что произошло весной с избушкой?
Незнайка предлагает нам изучить свойства снега и льда. (Работа в парах.)
На парте снег и лёд.
1. Сравнить по цвету. (Определение цвета.)
Белый Бесцветный
- Почему снег белый? (Разбить лёд в мелкую крошку).
2. Слепить из снега лепёшечку, посмотреть через неё. (Определение прозрачности.)
- А через ледяное стёклышко?
Прозрачный Непрозрачный
3. - А теперь пересыпьте снег, лёд. Что заметили? Можно ли поломать снег, лёд?
Рыхлый Хрупкий
- Как вы думаете, понравилось ли Незнайке проводить с вами опыты? (Да)
- И он дарит вам игру, а какую отгадайте:
С неба звёзды падают
Лягут на поля
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек
Тонких, как стекло
Звёздочки холодные,
А земле тепло.
(снежинки)
Физкультминутка для глаз. Следите за звёздочкой только глазами. (слайд 1, приложение)
Продолжение работы над темой урока.
Пока мы играли, Незнайка убежал играть на улицу.
- Послушайте отрывок из сказки «Метелица» - Не бойся, милая девочка! Останься-ка лучше у меня да помоги мне в хозяйстве. Если ты будешь прилежна и трудолюбива, я щедро награжу тебя. Только ты должна так взбивать мою перину, чтобы из неё пух летел. Я ведь Метелица, и когда из моей перины летит пух, то у людей на земле снег идёт.
- Как в сказке получается снег? Вы тоже так думаете?
- А в жизни вот как: «Учёные побывали в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки: Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки спускались в тучу, они сразу же становились лёгкими снежинками».
Посмотрите, наш Муравьишка Вопросик принёс нам снежинки. Какие они красивые!
- Сколько лучиков у снежинок? (6 лучиков)
Найдите 2 одинаковые снежинки.
Снежинки падают на землю, и вскоре вся земля покрывается снегом. Идёшь по снегу, а он так приятно скрипит под ногами.
- Как вы думаете, почему снег скрипит под ногами? (Лучики ломаются.)
Физкультминутка (движения по тексту)
Солнце землю греет мало
По ночам трещит мороз
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
- Почему вода в реке стала твёрдой? (Лёд)
Подумайте, где мы можем в природе встретить лёд? (на речке, каток, сосульки, айсберги, ледники)
- А можно ли воду превратить в лёд дома? Где? Как?
- Что такое снег и лёд? Найдите ответ в учебнике на стр. 49.
Закрепление.
- Конкурс загадок.
- Работа с тестом (слайды 2, 3, приложение).
- Работа в группах: составление картинок.
- Ой, посмотрите, Незнайка вернулся с улицы. И не один, а кто с ним пришел, узнаете, если отгадаете загадку.
Мы слепили снежный ком
Шапку сделали потом,
Нос приделали и вмиг
Получился… (снеговик)
- У кого имена начинаются на буквы слова снеговик, выходите к доске, разделитесь на 2 группы, соберите картинки.
Остальные ребята на местах, дорисуйте 1 снежинку в рабочей тетради на стр. 20.
Итог урока.
- Как зовут снеговиков? Что вы узнали про снег? Про лёд?
Сюрпризный момент: Наш урок окончен, посмотрите в дневник. Какую отметку вы получили? (В дневниках красивая «5»).