Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в младших группах "Осмотр комнаты для умывания"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

– уточнить смысл, содержание понятия “умывальная комната” по назначению комнаты и предметам, находящимся в ней;

– активизировать фразовую и связную речь, словарь;

– способствовать воспитанию положительного отношения к процессу умывания.

Обогащение словаря: умывальная комната, умываться, раковина.

Уточнение словаря: мыльница, мыло, кран, полотенце, шкаф для полотенец.

Материал: мыльницы разного цвета по количеству раковин, столько же кусочков мыла, полотенца по количеству детей в шкафчиках, в чашечке немного цветочной земли, дополнительная вешалка-крючок сбоку шкафчика и под ним – картинка; полотенце для куклы, кукла.

Ход занятия

Детей делим на 2 группы.

I. Вводная часть

Педагогическая ситуация: вношу куклу с грязными щечками и ладошками.

Пояснение: Машенька пришла к вам играть, но она что-то забыла сделать. Посмотрите на ее щечки и ладошки. Что забыла сделать? Машенька говорит, что ее мама умывает, а мамы нет дома.

Вопрос: А вас, ребятки, в детский сад тоже мамы приходят умывать? Нет? А кто вам и лицо, и руки моет? Сами? – Сами.

Пояснение: Машенька, ребятки у нас сами себя моют: и щечки, и руки – сами умывают себя, умываются. Машенька не знает, где мы умываемся. Покажем ей?

Указание: Вставайте и пойдем в комнату, где мы моем руки.

П. Основная часть – Осмотр умывальной комнаты.

Пояснение: Вот, Машенька, комната, где мы моем руки – умывальная комната.

Указание: А как мы с вами узнаем нашу комнату? Давайте Маше расскажем.

Вопрос: Чем мы моем руки? Водичкой? А где у нас живет водичка?

Указание: Давайте попросим: “Водичка, водичка, умой Маше ручки и личико”.

Пояснение: Не показывается водичка. Что надо сделать еще, чтобы побежала водичка?

(Открыть кран)

Показ: Смотри, Машенька, кран открываю, и водичка потекла, и из этого потекла, и из этого.

Указание: Оля, закрой кран. А ты, Дима, другой закрой кран – я не закрыла.

Вопрос: Почему не стало водички? (снова открываю 1 кран) Ваши ножки не мочит водичка? А почему на пол, на ножки не попадает водичка? Что есть под краном?

Пояснение: Вода стекает в раковину. Поэтому, когда руки моем, лицо, то ручки держим над раковиной (показ). Вот какую лодочку я из ладошек сделала. И ребятки сделайте лодочку. Покажите лодочку мне и Маше. Водичка течет ко мне в ладошки, а с ладошек в раковину.

Теки, теки, вода,
Не туда, а сюда.
Не а платье, не к стене,
А в ладошки ко мне.

Вопрос (закрываю кран): Кран закрыла и чего не стало? (ответ детей хором) (Беру с раковины закрытую мыльницу) А это что за коробочка? Давайте узнаем, кто в ней живет. (Открываю мыльницу) Что здесь?

Пояснение: Это мыло. Мыло живет в мыльнице. У мыльницы, как у коробочки, есть и донышко (жест), и крышка (жест).

Вопрос: Какого цвета эта мыльница?

Указание: Посмотрите, есть еще мыльницы? А где лежат? (на раковине) Какого цвета?

Вопрос: Мыльница – чей домик? А зачем нам мыло? – Машенька не знает, а вы знаете?

Пояснение: Мыло грязь смывает, твои щечки и ладошки, Машенька, надо мылом мыть.

Одной водой грязь не смоется. Мыло не кусается, а только пенится, пузыри пускает. Давай я тебе ладошки намылю.

Указание: Оля, открой нам кран с водичкой.

Пояснение (быстро намыливаю и специально незаметно добавляю в ладонь земли): И эту ладошку намылю чем? И эту. Ой, какие грязные мыльные перчатки получились на пальчиках. Даже мои руки запачкались.

Вопрос: Что теперь надо сделать?

Пояснение: Еще раз смою водичкой, и еще раз намылю.

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется.

Вопрос: Какие стали перчатки на ручках – черные или белые? Белые. А почему? Уже чистые ладошки. Смою водичкой и щечки вымою.

Пояснение: Ладошки и щечки мокрые.

Вопрос: Что делать? А чем мы вытираем? А где висят?

Указание: Найдите свое полотенце. Покажите Машеньке.

Вопрос: Как нашли? Что есть около полотенца? (картинка)

Указание: Покажите Машеньке, как на ладошках раскладываете полотенце. Повесьте полотенце – Машенька посмотрит, как надо вешать.

Пояснение: Я Машеньке тоже приготовила полотенце (показ). А зачем? Машеньке вытру и ручки, и щечки (вытираю). А теперь что сделать с полотенцем? Чтоб Машенька узнавала свое полотенце – я около ее крючка-вешалки прикрепила картинку (показ).

Вопрос: Кто у Машеньки на картинке? Посмотрите (котенок). Где же у нас живут полотенца?

Пояснение: В шкафу с вешалками живут полотенца. Это шкаф для полотенец. А что это?

Тоже шкаф для полотенец.

Ш. Обобщающий рассказ воспитателя.

Вопрос: Машенька, расскажешь подружкам, где ты была? Что мы тебе показывали? Какую комнату?

Пояснение: Мы, Машенька, показывали тебе комнату, где мы моем руки и лицо – умываемся. Поэтому и комнату мы зовем “умывальная комната”. В умывальной комнате живет в кранах водичка. А на раковинах под краном живет мыло. У мыла есть домики – мыльницы. Мыльницы нарядные – и красная, и белая, и желтая. Водичкой и мылом мы моем руки.

Вопрос: А зачем моем? Как просим водичку вымыть личико?

Водичка, водичка,
Умой мое личико…

А зачем вытираем? Где живут наши полотенца? Скажи, Машенька. Не можешь  сказать? А ребятки могут: полотенца живут… (дети договаривают).

Структура занятий при осмотрах

Осмотр раздевальной комнаты

1. Постановка учебной задачи – проблемная ситуация.

П. Основная часть – осмотр.

А. Восприятия в целом:
Пояснение: куда пришли.

Вопрос: Как мы с вами узнаем раздевальную комнату? (много шкафчиков для одежды)

Чьи шкафчики? Почему много? Зачем нужны шкафчики?

Указание: Покажите свой.

Вопрос: Как узнали?

Пояснение: У Машеньки нет шкафчика. Дадим шкафчик? У нее картинка какая будет?   (прикрепляю)

Б. Рассматривание внутренних частей шкафа и определение назначения:

Вопрос: Что есть в шкафчике у Маши? Это вверху что за дощечка? Полочка? Полочка вверху зачем? Где еще есть полочка? А зачем? Зачем крючок-вешалка? А дверка  зачем?

В. Закрепление представления о назначении шкафа для одежды:

Игровая ситуация: Машенька путает расположение одежды, а дети объясняют.

Ш. Итог – повторное восприятие в целом:

А. Обобщающий рассказ воспитателя.

Б. Повторение рассказа детьми через вопросы воспитателя.

Осмотр спальной комнаты

I. Постановка учебной задачи – игровая ситуация.

П. Основная часть – осмотр.

А. Восприятие в целом:

Пояснение: куда пришли и введение понятия.

Вопрос: Как узнали, чего больше? Чьи? Почему? Зачем?

Указание: Покажи свою.

Вопрос: Как узнал?

Б. Рассматривание в кроватке постельных принадлежностей:

Вопрос: Почему в кроватке мягко спать и тепло? Что есть в кроватке? Это что? (матрац)

А зачем? (так о каждом предмете, поднимаясь вверх от матраца)

Ввести слово “пододеяльник” – У одеяла простыня и сверху, и под одеялом – это пододеяльник.

В. Закрепление понятий о постельных принадлежностях и их назначении:

Игровая ситуация: персонажу даем кроватку.

Вопрос: Почему у ребяток больше кровать, а у Машеньки меньше? Можно ли Машеньке ложиться? (кроватка без постельных принадлежностей)

Пояснение: Почему нельзя? Не мягко и не тепло, будет холодно.

Вопрос: Что сначала положим, чтоб было мягко? Зачем матрац? Чем покрыть? Что еще положим? А зачем? Одеяло надо? А зачем?

Г. Можно включить раздевание куклы.

Ш. Итог – повторное восприятие в целом.

А. Обобщающий рассказ воспитателя.

Б. Повторение детьми.

Пояснение: Расскажите еще раз Машеньке.

Вопрос: (отвечает 1 ребенок) Зачем нужна ребяткам спальная комната? Почему в ней много кроваток? Почему ребяткам и мягко, и тепло в кроватках?

Осмотр кухни

I. Постановка учебной задачи – проблемная ситуация (проводится в группе).

Педагогическая ситуация: в группу приходит Степашка с кастрюлей или разливной ложкой (она больше Степашки), Степашка в колпаке.

Вопрос: Куда пошел? На кухню? А зачем? Помогать повару варить? А где кухня, ты знаешь? Ребяткам покажешь? Ребятки, сходим, посмотрим?

П. Основная часть – осмотр (проводится в кухне)

А. Восприятие кухни в целом:

Пояснение: куда пришли.

Вопрос: Как мы догадались? Чем пахнет? Много чего? (жест на кастрюли)

Пояснение: Где стоят кастрюли: стоят на большой горячей плите.

Вопрос: А зачем они стоят на горячей плите? (как ответят + пояснение) Кто варит и суп, и кашу, и компот? (как ответят + пояснение) Как можно узнать сразу повара? (белый колпак, фартук, курточка) А для кого, кому варит повар Мария Петровна и суп, и кашу, и компот?

Б. Рассматривание посуды: кастрюли и различные ложки:

Вопрос: Почему много?

В: Показ результата труда повара:

Снятие поваром с противня котлет или доставание из духовки пирожков.

Пояснение: как много.

Вопрос: А почему так много? Кому пирожки?

Ш. Итог – восприятие в целом.

А. Обобщающий рассказ воспитателя.

Б. Вопросы к детям (см. Осмотр спальной комнаты).

Осмотр участка

1. Постановка учебной задачи – проблемная ситуация.

Педагогическая ситуация: Степашка приходит с совочком и ведерком.

Вопрос: Где мне можно играть с песком (снегом)?

П. Основная часть – осмотр.

А. Восприятие в целом:

Пояснение (Степашке): Вот место, где мы играем и с песком, и с машиной, любим быть воробушками, цыплятами – это наш участок для прогулок.

Б. Осмотр машины:

Вопрос: Это что для нас построили на участке? Как узнали, что есть у машины? А зачем нам машина?

Игра под песню “Машина”.

В. Осмотр веранды:

Пояснение: А это веранда.

Вопрос: Зачем нам веранда? (прячемся от снега, дождя, ветра) Почему на веранде нас не мочит дождь (ветер сильно не задувает)? (есть крыша, есть стены) Что мы делаем на веранде? (играем, отдыхаем)

Игра средней подвижности.

Г. Осмотр лесенки для лазания:

Пояснение: А это лесенка.

Вопрос: А зачем? Что есть у лесенки? (ступеньки)

Задания: например – Иди, Степашка, заберись и позвони в колокольчик. Не сможешь? А ребятки смогут. Иди, Таня, покажи Степашке, как надо по ступенькам добраться до звоночка.

Пояснение: Вот зачем лесенка: чтобы по ней залезать и слезать по ступенькам.

Д. Осмотр песочницы:

Вопрос: А здесь что есть? А зачем песок в этом ящике?

Всем раздаю лопатки, совочки.

Вопрос: Что построили?

Ш. Итог.

Вопрос: Где мы сегодня играли на нашем участке?