Разработка урока по истории Средних веков в 6-м классе "Тайны средневековых городов"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: обобщить знания о средневековых европейских городах, полученных на предыдущих уроках.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать полученные знания;
  • закрепить фактологические знания учащихся.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции учащихся; сравнение, анализ;
  • развивать умение анализировать исторический текст и другие источники;
  • развивать обще учебные навыки и умения: работать с текстом;
  • развивать внимание и различные виды памяти;

Воспитательные:

  • воспитывать дисциплинированность учащихся;
  • развивать навыки работы в команде;
  • воспитание чувства коллективизма и ответственности;
  • повысить уровень интереса к предмету, путем использования привычной для детей формы обретения знаний - игры;
  • способствовать созданию благоприятного психо-эмоционального климата на уроке.

Тип урока - урок обобщения материала

Оборудование урока: Материал для черного ящика, тексты заданий, бочонки.

Описание игры.

Игра проводится по станциям. По желанию учителя класс делится на команды, или если класс небольшой, то он весь может являться командой. Данный урок может быть использован и как внеурочное мероприятие, так как не всегда есть возможность задействовать дополнительные школьные помещения во время уроков. Предварительно, учитель определяет, в каких помещениях будут установлены станции, чтобы в соответствии с этим составить сопроводительные листы. Для воссоздания атмосферы эпохи сопроводительные листы с текстом пишутся на специально состаренной бумаге и стилизованным языком. Игра требует, чтобы дети не только прошли испытания, но и правильно определи направление маршрута. На каждом этапе при условия правильного ответа команда получает карточки с буквами (по итогам игры они должны будут сложить слово - " Средневековье"), а также свиток с указанием направления

В начале урока учитель объясняет правила игры и дает сопроводительный лист с указанием первой станции. Предлагаю следующие станции:

1. Кабинет директора

2. Учительская

3. Медицинский кабинет

4. Кабинет охраны

5. Кухня

6. Бухгалтерия

Тексты сопроводительных листов и задания:

1 станция

Вам придется явиться на поклон к своему повелителю, именно там ожидает вас следующее задание. Выполнив его, вы получите еще две буквы , которые приблизят вас к разгадке.

(кабинет директора)

Отгадай шарады.

1.Первый слог - кусок земли,

  • второй - мычание коровы,
  • третий- предлог,
  • целое - свободный средневековый город.

Ответ: коммуна

2.Первое - бог солнца в Египте,

  • второе - короткое торжественное музыкальное приветствие,
  • третье - начальная буква алфавита,
  • целое - здание городского совета в средневековом городе.

Ответ: ратуша

3. Первое - небольшой ресторан, где посетителей обслуживают за стойкой,

  • второе - русское национальное блюдо,
  • третье - предлог,
  • целое - одна из феодальных повинностей.

Ответ: барщина.

2 станция

Путь ваш лежит в залу, где каждый день собираются ученые умы, обсудить события за день, подкрепить силы свои пищей насущной.

Вам предстоит решить две логические задачи и вспомнить средневековые города.

1.января в Париже встретились 2 крестьянина: Жан и Кристоф. Кристоф рассказал Жану, что уже прошло два месяца, как он убежал от феодала. Они поселились вместе. 5 ноября стража арестовала Жана и отправила домой к феодалу.

Вопрос: Почему оставили в покое Кристофа?

Ответ: он проживал в городе.

2.Говорят, что очень многие сеньоры на землях ,которых находились торговые города, зарабатывали деньги тем, что на дороге, по которым провозили товары купцы, разбрасывали камни.

Вопрос: правда ли это? Объясните ответ.

Ответ: Да, это правда, так как действовало правило: " Что с возу упало то пропало".

3 стация.

Это царство науки - алхимиии. Страхом веет из каждого угла . Пахнет травами и неизвестными веществами. Еще недавно здесь можно было встретить развешанные по стенам пучки трав и сушеных тараканов в плошке. Теперь вас встречает здесь ученый в белых одеяниях ,занятый приготовлением всяческих микстур и снадобий, призванных помочь каждому страдающему от любого недуга.

Послушайте разговор двух школяров и исправьте неточности в их рассказе, если таковые имеются.

- Помнишь, у стен города замок герцога Бургундского?

- Да. Ворота гостеприимно распахнуты. Улицы просторные, чистые. А где - то вдали теснятся дома ремесленников. Этаж нависает над этажом.

- А помнишь, как там много вывесок: " Ремонт обуви", " Цирюльня", " Изготовление оружия", " Булочная", " Баня"? Такое впечатление, будто мы в варварском городе. А помнишь городской собор?

- Слушай-ка, я что-то не припомню - улицы там мощеные или нет?

- Даже не верится, что по этим улицам когда- то вели гладиаторов в Колизей.

4 станция.

Вас ждет грозный стражник. Рыцарь без страха и упрека, встречающий вас на входе и готовый защитить в момент опасности. Спешите, там ждет вас новое испытание!

Дерзайте!

Снискайте славу доблестных рыцарей.

Объясните значение и происхождение крылатых выражений, пришедших к нам из средневековья.

  • вечные подмастерья
  • городской воздух делает свободным
  • собраться за круглым столом.
  • что с возу упало, то пропало.
  • улица одного человека.
  • заповедная миля

5 станция.

Здесь пахнет пряностями и сдобой. Среди пара, огня трудится выписанный из Франции правителем мастер, готовя обед для короля и его верноподданных.

Догадайтесь, что лежит в черных ящиках.

1. Этот предмет пришел в Европу после крестовых походов и сначала использовался только на кухне, чтобы доставать мясо из котла. Позднее, когда в моду вошли широкие воротники, этот предмет стал использоваться каждым знатным человеком. Сейчас мы пользуемся им ежедневно во время обеда.

Ответ: вилка.

2. Еще один предмет, с которым познакомились во время крестовых походов и без которого мы не обходимся ни одного дня. В древности его варили из жира животных и золы с добавлением душистых трав.

Ответ: мыло.

По итогам дети складывают ключевое слово и получают оценки наиболее активные участники.