Разработка урока по истории Древнего мира в 5-м классе "Египет – дар Нила"

Разделы: История и обществознание


Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были увлекательными и запоминающимися. Казалось бы, чего проще?! Многие считают, что для этого достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако практика противоречит такому расхожему суждению. Современного ребенка трудно чем-либо удивить, но что его всегда привлекает, знают все, это игра.

Игра – привычный для ребенка вид деятельности, она часть его жизненного опыта, наверное, именно поэтому игровые уроки так нравятся детям. Они всегда проходят на высоком эмоциональном подъеме и способствуют повышению интереса учащихся не только к изучаемой теме, но и всего предмета в целом. Игровой урок позволяет каждому ребенку проявить себя, независимо от уровня его общей подготовки, ведь все дети без исключения талантливы, и задача учителя, прежде всего, открыть, а потом и развить эти таланты. Игровые технологии на уроках истории являются одной из уникальных форм организации обучения. Включаясь в процесс игры, ребенок совершенно по-другому представляет историческую эпоху, учится сам делать выводы и принимать решения. Конечно, учитель не может, да и не должен весь процесс обучения свести только к игре – важно играть, но не заиграться, поэтому лучше провести одну, но хорошо подготовленную игру, чтобы она запомнилась детям и чтобы им хотелось ее повторить.

В своей работе я активно применяю игровые технологии или ее элементы, чаще всего на уроках повторения и обобщения материала, когда нужно не только закрепить пройденное, но и дать возможность реализовать себя тем детям, которые увлекаются предметом и владеют дополнительной информацией. Готовясь к игре, учитель обязательно должен учитывать и специфику класса, и возраст учеников, нельзя, чтобы после игры кто-то из детей остался недоволен результатами, угнетен чувством стыда за свое незнание. Игра должна стимулировать ребенка, повышать его стремление к учебе, а не губить инициативу на корню. Очень важен, на мой взгляд, сам процесс подготовки. Я, например, заранее объявляю детям тему игры, чтобы они могли найти дополнительный материал или хотя бы перечитать школьный учебник.

Наиболее успешными в моей практике были следующие уроки, о которых я хотела бы рассказать подробней: это игра «Тайны средневековых городов» в 6-м классе и «Турнир юных египтологов» в 5-м классе. И то, и другое мероприятие требовали кропотливой подготовки, но усилия были не напрасны.

«Турнир юных египтологов» – игра групповая, и здесь учащиеся не только учатся отвечать на вопросы, но и работать в команде.

Состязание проводится после изучения темы «Древний Египет». Ход игры похож от части на телепередачу «Счастливый случай». После веселого представления команд начинается блицтурнир. В течение двух минут игроки отвечают на вопросы, посвященные природе, искусству, культуре Древнего Египта. Чем больше правильных ответов, тем больше баллов набирает команда. Следующий конкурс построен по принципу русского лото -«Заморочки из бочки». Вытаскивая из мешка обозначенный каким-либо номером бочонок, участник тем самым выбирает себе конкретный вопрос, проверяющий знание египетских мифов.. Пятиклассникам всегда нравится выступать в роли дешифровщиков, разгадывающих анаграммы.

По окончании игры подводятся итоги: за каждый набранный балл ребята получали нарисованную пирамиду. Члены команды, набравшей большее количество пирамидок, получают дипломы юных египтологов.

В ходе таких игр на уроке моделируются определенные ситуации прошлого, когда оживают и действуют люди – участники исторической драмы. Учитель создает специфическое эмоциональное состояние у школьников. Игра побуждает ребенка перевоплотиться в другого человека из прошлого, заставляет его прыгнуть «выше себя», потому что ему приходится изображать взрослого. Увлекательный мир игры позволяет учителю организовывать учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не исключительно из своих взрослых соображений удобства, порядка и целесообразности.

Цель урока: обобщить знания по истории Древнего Египта, полученные на предыдущих уроках.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • систематизировать полученные знания;
  • закрепить фактологические знания учащихся.

2. Развивающие:

  • развивать мыслительные операции учащихся, сравнение, анализ;
  • развивать умение анализировать исторический текст и другие источники;
  • развивать обще учебные навыки и умения: работать с текстом; развивать внимание и различные виды памяти.

3. Воспитательные:

  • воспитывать дисциплинированность учащихся;
  • развивать навыки работы в команде;
  • воспитание чувства коллективизма и ответственности;
  • повысить уровень интереса к предмету, путем использования привычной для детей формы обретения знаний – игры;
  • способствовать созданию благоприятного психо-эмоционального климата на уроке.

Тип урока: урок обобщения материала.

Описание правила игры.

В игре принимают участие две команды. Процесс деления на команды проходит непосредственно на уроке при помощи мозаики. Каждый ученик из конверта выбирает один из элементов мозаики, обратная сторона которого имеет определенный цвет, этот цвет и определяет принадлежность к команде. Разбившись на две группы, ученики должны сложить картинку из фрагментов, которая представляет собой изображение одного из исторических памятников Древнего Египта, и определить время его создания и название, за это команде начисляются очки. Номинал очков за каждый конкурс устанавливается учителем самостоятельно.

Второй конкурс.

Придумать название и девиз своей команды, которые обязательно должны быть связаны с данной темой. Каждое задание конкурса проецируется на экран, и после ответа команды, на экране появляется верный ответ.

Третий конкурс посвящен отработке навыков работы с исторической картой.

Каждая из команд получает контурную карту «Древний Египет», на которой за три минуты должна нанести перечисленные в задании географические объекты. За каждый нанесенный правильно объект начисляется по одному баллу.

Конкурс-карта.

Нанесите на контурную карту следующие наименования географических объектов.

  1. Нил.
  2. Средиземное море.
  3. Красное море.
  4. Египет.
  5. Нубийская пустыня.
  6. Мемфис.
  7. Фивы.
  8. 1-й порог Нила.
  9. Синайский полуостров.
  10. Дельта.

Проверка задания на слайде.

Четвертый конкурс.

Проверка базовых знаний по теме. Каждой команде в течение пяти минут дается набор вопросов, за каждый правильный ответ команда получает фишку в виде пирамиды. Время на обдумывание не предусмотрено, ответы даются любым представителем команды. В случае неправильного ответа или при его отсутствии право заработать очко получает команда противника. Для каждой команды набор вопросов должен быть одинаковой сложности и составлен таким образом, чтобы были вопросы, на которые смог бы ответить и слабый ученик.

Конкурс Блиц-опрос.

1-я команда.

  1. Первые государства возникли ... (5 тыс. лет назад).
  2. Египет расположен ... (в северо-восточной Африке).
  3. Островки зелени, встречающиеся в пустыне ... (оазисы).
  4. Белая корона была у фараона ...(южного Египта).
  5. Приспособление для полива называлось ... (шадуф).
  6. Оружие египтян изготовлялось из сплава меди и олова, который назывался ... (бронза).
  7. Почему только знатные воины могли стать колесничими? (Колесница стоила дорого.)
  8. Служители богов назывались ... (жрецы).
  9. Самая высокая пирамида была построена ... (в 2600г. до н.э.).
  10. Что называли в Египте «каменные иглы фараонов»? (Обелиски у входа в пирамиду.)
  11. Богом подземного царства был ... (Анубис).
  12. Покровителем земных фараонов египтяне считали бога ... (Гора).
  13. Какая гробница была найдена археологами нетронутой? (Тутанхамона.)
  14. Как звали ученого, который разгадал тайну Египетского письма? (Шампальон.)

2-я команда.

  1. Столицей объединенного Египта стал ... (Мемфис).
  2. Больше всего завоевательных походов было совершено ... (в 500-й г. до н.э.).
  3. Правителя Египта называли ... (фараон).
  4. Материалом для письма в Древнем Египте был ... (папирус).
  5. Для чего египтяне после смерти мумифицировали тела умерших? (Они верили, что душа может вернуться и должна найти свое тело.)
  6. Почему при некоторых храмах жило огромное количество кошек и никто не выгонял их, напротив, жрецы кормили животных? (Кошка – священное животное, в кошку превращалась богиня Бастет.)
  7. Зачем совершали фараоны завоевательные походы в Нубию? (Рабы и золото.)
  8. Место, где Нил разделялся на несколько рукавов, называлось ... (дельта Нила).
  9. Что такое пороги? (Каменные преграды.)
  10. Дом – обиталище богов ... (храм).
  11. Бог пустыни, брат Осириса ... (Сет).
  12. Богиня, изображаемая в виде большой коровы ... (Нут – богиня Неба).
  13. Когда египтяне прекратили строить пирамиды своим фараонам? (Во втором тысячелетии.)

Пятый конкурс.

Проверяет знание египетских мифов. Используется принцип лото. Каждая команда по очереди достает по одному бочонку, учитель зачитывает вопрос под соответствующим номером.

«Темная лошадка».

Кто и кому мог сказать такие слова?

  1. Ты как свинья, пожирающая своих поросят.
  2. Кому этот драгоценный гроб придется впору, тому и достанется.
  3. Я не делал зла. Я не убивал... Я не пренебрегал богами. Я чист, я чист, я чист...

Шестой конкурс. Домино.

Проверяет возможности ассоциативного мышления. В течение пяти минут каждая команда должна соотнести пары слов. Для этого учителем заранее подготавливаются игровое поле со словами, написанными зеленым цветом, и фишку со словами красного цвета, которые нужно в течение пяти минут разложить на игровом поле поверх соответствующего слова. Каждая команда получает одинаковые карточки. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием и нашедшая больше всех слов.

Солнце Кошка Песок Тьма Гробница Пирамида
Сторож Ибис Правда Суд Иероглифы Мумия
Хаппи Шакал Гроб Война 2600 г. до. н.э. Эхнатон
Ахетатон Геб Геродот Дельта Шадуф Советник
Амон-Ра Бастет Сет Апоп Имхотеп Могила фараона
Сфинкс Тот Маат Осирис Шампальон Бальзамирование
Вода Анубис Саркофаг Тутмос Хеопс Реформа
Горизонт Атона Змея Отец Истории Нил Полив Вельможи

Правильные ответы:

  • Солнце – Амон-Ра.
  • Кошка – Бастет.
  • Песок – Сет.
  • Тьма – Апоп.
  • Гробница – Имхотеп.
  • Пирамида – Могила фараона.
  • Сторож – Сфинкс.
  • Ибис – Тот.
  • Правда – Маат.
  • Суд – Осирис.
  • Иероглифы – Шампальон.
  • Мумия – Бальзамирование.
  • Хаппи – Вода.
  • Шакал – Анубис.
  • Гроб – Саркофаг.
  • Война – Тутмос.
  • 2600 г. до н.э. – Хеопс.
  • Эхнатон – Реформа.
  • Ахетатон – Горизонт Атона.
  • Геб – Змея.
  • Геродот – Отец истории.
  • Дельта – Нил.
  • Шадуф – Полив.
  • Советник – Вельможи.

Седьмой конкурс.

Проверяет знание терминологии. Каждая команда получает две пирамиды, на которых написаны термины, но буквы терминов перепутаны. Каждая команда должна правильно расставить буквы, чтобы получился термин по истории Египта. Термины у каждой команды разные. Задание выполняется на время, побеждает команда, справившаяся быстрее.

Конкурс «Дешифровщик».

1-я команда.

2-я команда.

Подведение итогов. По итогам игры после подсчета очков участники команды победителей получают Диплом юного египтолога».