Вопрос о правописании непроверяемых безударных гласных в корне является одним из важных вопросов не только в начальной школе. Учителя знают, что эта работа младшим школьникам дается трудно.
В научно-методической литературе можно найти рекомендации по работе с непроверяемым написанием. Для успешного обучения на уроках русского языка учителя используют словарные диктанты. Этот вид работы необходим для отработки навыка грамотного письма слов с непроверяемой орфограммой. В одном из журналов «Начальная школа» была напечатана схема – классификация словарных диктантов при изучении непроверяемых написаний. Изменив и адаптировав, использую ее в работе уже в течение ряда лет (Приложение 1). При составлении тематического планирования удобно пользоваться схемой-классификацией. Из схемы видно, что по виду восприятия учащимися диктанты можно поделить на две группы: слуховые и зрительные. В свою очередь слуховые и зрительные диктанты делятся на формы работы со словами: простые и творческие. Простые формы диктантов подразумевают репродуктивную работу, в творческих диктантах слова подвергаются изменениям. Так диктанты с подбором родственных слов, выбором слова по описательному обороту, подбором синонимов или антонимов, разгадыванием загадок, кроссвордов, ребусов пополняют словарный запас учащегося. Предупредительные и объяснительные диктанты способствуют лучшему восприятию и запоминанию написания слов. Все это позволяет учителю разнообразить работу над непроверяемыми написаниями. Дети показывают положительные результаты в запоминании нескольких сотен слов, как этого требует программа начальной школы.
Использование в работе разных видов диктантов обеспечит эффективность работы учителя. А для детей диктанты не будут однообразными и скучными.