Звучат слова на фоне песнопения и видеокадров из фильма «Владеющий миром». К 1000-летию города Владимира (1 мин.)
Учащийся: «О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская. Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками месточтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, садами монастырскими, храмами божьими. Всем ты преисполнена земля Русская, о правоверная вера христианская!»
«Слово о погибели русской земли»
Вступительное слово учителя:
Что такое жизнь, короткое мгновенье.
Как звездочка мелькнет в туманной мгле,
Но главное ее предназначенье -
Добрый след оставить на Земле.
Проходят дни, годы, столетия. Меняются поколения, оставляя за собой на земле неизгладимый след – свою культуру.
Тема нашего урока « Культура Руси IX – начало XIII вв.»
В современном мире существуют различные толкования понятия «культура».
Работа над понятиями
- Культура – возделывание, обработка.
- Культура – целостное, системное единство составных ее частей.
- Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, которые постоянно создаются и накапливаются человечеством.
- Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Учитель: Культура – это все, что создано умом, талантом, руками народа, всё, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.
Т.о., культура – это и архитектура, и живопись, и письменность, и литература, и музыка, и народные традиции, праздники и нравы, нормы и правила.
Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем – как внутриплеменным, отечественным, так и иноплеменным, международным - влияниям. Древняя Русь долгое время была языческим государством, и только в конце X века приняла православную христианскую веру.
Перед нами встала проблема:
«Русь копировала чужую культуру или её культура оставалась самобытной, пришедшей из глубины веков?»
Цель: определить спектр особенностей культуры Руси IX – нач. XIII вв.
Задачи:
- познакомиться с различными направлениями культуры Руси IX – нач. XIII вв.;
- выяснить, какое влияние на развитие культуры Древней Руси оказали: географическое положение, климатические условия, новая христианская религия;
- вырабатывать умения и навыки работы над мини – проектом.
Умения и навыки, вырабатываемые при подготовке и презентации проекта:
- умения и навыки самостоятельного поиска необходимого материала;
- умение работать с разнообразными источниками (летописями, исторической, художественной, публицистической литературой, видеодисками, Интернет информацией и т.д.);
- умение моделировать и планировать собственную деятельность;
- умение корректировать свои действия и предъявлять полученный результат;
- умение эмоционально и выразительно передать свои знания и убеждения;
- навыки владения художественно-образными средствами описания;
- навыки работы с компьютером, мультимедиа;
- умение вызвать интерес к своей деятельности;
- умение работать в группе и направлять интересы всех участников на реализацию поставленных целей;
- умение осуществлять коммуникативную атаку, т.е. привлекать к себе внимание;
- умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Над поставленной проблемой работало 4 группы и сегодня они дают презентацию своих мини – проектов. После презентации мини – проекта руководитель группы даёт внутреннюю оценку (самооценку) работы над проектом и презентации, а остальные группы дают внешнюю оценку проекта. (Параметры оценки лежат на столах).
1. Основой любой древней культуры является письменность и как её следствие – летопись и литература. (Презентация 1-й группой)
2. Архитектура – это душа народа. Прочность, польза, красота – эта триада составляет сущность архитектуры. (Презентация мини-проекта 2-й группой)
3. В.Н.Лазарев писал: “Усвоить принципы византийского искусства стремились буквально во всех странах. Но далеко не всем это было под силу. Киевская Русь не только сделала византийское наследие своим достоянием. Она дала ему глубокое творческое претворение, целиком подчинив тем задачам, которые стояли перед ее художниками”.
- Идея единства;
- Идея прославления князей;
- Оценка исторических событий и деятелей.
(Презентация мини-проекта 3-й группой)
4. Учитель: Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, а быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. (Презентация мини-проекта 4-й группой)
Самобытная культура Древней Руси развивалась в постоянных контактах с культурами других стран и народов, особенно в области церковной идеологии и изобразительного искусства. Таким образом, культурное взаимодействие Русского государства с зарубежными странами складывалось по-разному и различались по степени их интенсивности. Наиболее многогранными они были после принятия Русью христианства.
Вывод. Культурное значение принятия христианства:
- Принятие христианства дало мощный толчок к развитию письменности и грамотности;
- Была введена славянская азбука, которую создали монахи Кирилл и Мефодий;
- При монастырях и церквях были открыты школы, в которых обучали грамоте;
- Появился большой процент грамотных среди городского населения. Доказательством этому служат новгородские берестяные грамоты;
- Произошло зарождение русского летописания. Появились многочисленные летописи, которые в XII веке были сведены монахом Нестором в « Повесть временных лет»; в летописях содержится история происхождения Руси;
- Произошло зарождение древнерусской литературы:
- «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона,
- «Поучение детям» Владимира Мономаха,
- «Слово о полку Игореве»;
- C помощью византийских мастеров на Руси началось каменное храмовое строительство:
- в Софийский собор в Киеве,
- Софийский собор в Новгороде;
- Появилась иконопись, мозаика, фреска.
Учитель: Таким образом, в ходе презентации проектов мы с вами пришли к разрешению проблемы и выявили особенности культуры Древней Руси. Давайте попытаемся их сформулировать.
Особенности культуры Древней Руси.
1. Основой древнерусской культуры явилось наследие восточных славян:
- древн6ие мифы и сказания;
- искусство кузнецов и т. д.;
2. Открытость и синтетичность древнерусской культуры (впитала в себя культурные достижения ближайших своих соседей и народов, проживавших в составе Руси).
3. Духовная переработка и преломление культурных влияний извне в абсолютно русском стиле.
4. Древнерусская культура развивалась одновременно под влиянием языческой и христианской религий, языческого и христианского мировоззрений.
Это явление получило название – феномен русской культуры.
Итог урока. Сдача проектов.
Параметры внутренней оценки
Участники проекта |
Работа над проектом |
Презентация проекта |
Общая оценка |
||
Поиск теоретического материала |
Обработка материала |
Подготовка к презентации |
|||
Аладушкина Олеся |
|
|
|
|
|
Народа Ира |
|
|
|
|
|
Вахрушина Оля |
|
|
|
|
|
Дурнов Андрей |
|
|
|
|
|
Шульгин Александр |
|
|
|
|
|
Клименко Евгений |
|
|
|
|
|
Параметры внешней оценки
Параметры |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
1.Наличие проблемы и, вытекающие из нее задачи |
|
|
|
|
2.Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему (умение работать с разнообразными источниками: летописями, исторической, художественной, публицистической литературой; видеозаписями; интернет-информацией |
|
|
|
|
3.Навыки работы с компьютером. |
|
|
|
|
4.Форма предъявления полученного результата. |
|
|
|
|
5.Качество речи, стиль изложения, присущий исторической науке и её терминологии. |
|
|
|
|
6.Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы. |
|
|
|
|
7.Общение с аудиторией. |
|
|
|
|
8.Роль руководителя группы. |
|
|
|
|
9.Решена ли проблема? |
|
|
|
|
Оценка по 5-бальной системе.