Взаимодействие классного руководителя и родителей в воспитании младших школьников

Разделы: Работа с родителями


Творческое взаимодействие классного руководителя и родителей в процессе воспитания младших школьников - одна из главных составляющих успеха и личностного роста детей.

Настоящие, заботливые, вдумчивые родители - главные воспитатели ребенка. К сожалению, многие из них не всегда соответствуют этим требованиям. Классный руководитель организует взаимодействие семьи и школы, ведет педагогическое просвещение родителей, по мере возможности усиливает их положительное влияние на детей и нейтрализует отрицательное.

Собственный опыт работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста показывает, что родители должны чаще предоставлять своим детям свободу, позволяя им делать ошибки и учиться на них. Все время решая за детей их проблемы, родители часто создают им такие условия, при которых те даже не подозревают, что значит бороться за выживание.

Моя педагогическая практика убедительно доказала, что лучшее время для начала подготовки ребенка к полному освобождению от чрезмерного родительского внимания - раннее детство. "Не так уж сложно позволить ребенку есть самому; несколько сложнее научить его одеваться; возможно, лицо и руки не будут такими чистыми, а головка - опрятной, если он будет умываться и причесываться сам; но если мать не научится сдерживать себя, если она не будет позволять ребенку пытаться, падать, ушибаться и плакать, тем самым она задержит его развитие, и независимость будет отложена", - писал Реншоу.

Процесс постепенного предоставления независимости должен продолжаться и во время учебы детей в младших классах. Пусть в их обязанности входит уборка постели, самостоятельная забота о домашних животных, подготовка уроков без напоминания старших. Хотя отдых дома может казаться родителям "безопаснее", они должны позволять детям уезжать в летний лагерь. Точно так же мальчикам и девочкам следует разрешать оставаться на ночь в доме друзей, куда их приглашают. Одним словом, родителям следует поставить перед собой цель - год от года увеличивать предоставляемую детям степень свободы, чтобы через время, когда дети выходят из-под контроля взрослых, он им уже был бы не нужен.

Конечно, атмосфера семьи прежде всего влияет на самостоятельность ребенка и больше всего определяется семейной нравственностью. Но кроме общей эмоциональной "закваски" существует еще и то, что я называю семейным духом. Эмоциональный склад семьи ощущается сам собой - как мера душевного здоровья семьи, как добрая и легкая аура.

При встрече с родителями иногда я предлагаю проделать для контроля такой эксперимент: проследите за поведением своих домочадцев и запомните или запишите, по какому поводу каждый из них проявил самые сильные эмоции в течение недели. Что это было: раздражение по поводу пересоленного супа, радость от хорошо выполненной работы, ссора на материальной почве? Сложите свои наблюдения за месяц и подведите итог: каких эмоций - положительных или отрицательных - получил ребенок больше? Выводы пусть родители сделают сами.

Только преобладание положительных эмоций над отрицательными (бодрости, оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой) создает то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, возможных огорчениях и даже несчастьях, должна в конечном итоге приносить радость.

Родители обязаны всегда быть справедливыми к своим детям. Но как правильно поступить, если ребенок посягает на их авторитет, проявляет своеволие, непослушание? Приведу несколько правил, которые я рекомендую родителям в общении с детьми.

Сначала в поведении ребенка установите границы дозволенного - затем требуйте от него их соблюдения.

Наиболее важный шаг в любой воспитательной процедуре - это заранее определить, чего вы хотите и чего - нет. Ребенок должен знать, что приемлемо и что недопустимо в его поведении, до того, как его призовут к ответственности за проступок. Эта предварительная договоренность исключает то ошеломляющее чувство несправедливости, которое испытывает ребенок, когда его наказывают за нечаянные проступки или оплошности.

На вызывающее поведение ребенка отвечайте решительно и уверенно.

Когда случаются конфликты между родителями и детьми, очень важно, чтобы побеждали взрослые. Если в это время они растеряны, переходят на крик или показывают другие признаки беспомощности, то в глазах собственных детей они превращаются в людей, не достойных уважения.

Научитесь отличать своеволие ребенка от безответственности.

Ребенка нельзя наказывать за поведение, в котором нет явного непослушания. Детская безответственность - совсем не то же самое, что злостное непослушание и требует куда более терпеливого отношения.

Когда исчерпан конфликт, постарайтесь утешить ребенка.

Приласкав малыша, объясните еще раз, за что он был наказан и как в другой раз избежать неприятностей. Скажите, что любите его.

Не требуйте от своего ребенка невозможного.

Такая ситуация - источник неразрешимых конфликтов: для ребенка тут нет выхода. Это постепенно разрушает его нервную систему.

Во всех ситуациях руководствуйтесь исключительно любовью к ребенку, так как, став взрослым, он не простит родителям, что те недостаточно его любили.

Пытаясь увидеть в детях определенные положительные душевные качества, классный руководитель должен помнить, что родительский пример в этом деле незаменим. При встрече с родителями предлагаю им различные тесты. Здесь приведу пример несложного теста "Детей воспитывают родители. А родителей?", который сможет помочь во взаимоотношениях взрослых и детей.

Отвечая на вопросы, нужно выбрать один ответ из трех (он должен быть откровенным):

  • Могу и всегда так поступаю (3 балла)
  • Могу, но не всегда так поступаю (2 балла)
  • Не могу (1 балл)

Вопросы теста:

  1. Можете ли вы:
  2. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
  3. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?
  4. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  5. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
  6. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
  7. Поставить себя на место ребенка?
  8. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?
  9. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  10. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  11. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
  12. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как он хочет, и ни во что не вмешиваться?
  13. Промолчать, если ваш ребенок ударил, грубо оттолкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?
  14. Устоять перед детскими слезами и просьбами, если уверены, что это каприз или просто прихоть?

Итоги теста:

  • От 30 до 39 баллов. Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
  • От 16 до 30 баллов. Забота о ребенке для Вас - вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки, кроме того, склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
  • Менее 16 баллов. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, того и другого. Советуем обратиться за помощью к педагогу и психологу.

Работа классного руководителя с родителями интересна, многогранна, сложна, но она существенно улучшает микроклимат и в школе и в семье, если ее правильно организовать.

Литература.

  1. Добсон, Д. Непослушный ребенок / Д. Добсон // Воспитание школьников. - 1997. - с. 34. - №1.
  2. Свердлов, В.Н. Диалоги о воспитании / В.Н. Свердлов. - М.: Педагогика, 2000.
  3. Холоднова, Л.Ю. Сотрудничество классного руководителя и родителей / Л.Ю. Холоднова // Воспитание школьников. - 2006. - с.16. - №4.