Учебник В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, B.С. Кучменко. "Биология – животных 7 класс". (Концентрическая программа)
Цели урока:
- раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания,
- показать особенности строения, внутреннего слоя клеток тела гидры и их функциональное значение,
- дать представление о рефлексе и его роли в установлении целостности организма и его взаимосвязи со средой,
- показать родство многоклеточных и одноклеточных животных.
Задачи урока:
- добиваться усвоения учащимися знаний об особенностях строения и жизнедеятельности кишечнополостных, как низших многоклеточных животных, их приспособленность к среде обитания,
- продолжить формирование научного мировоззрения на основе знаний о взаимосвязях кишечнополостных и одноклеточных организмов,
- продолжать обучать учащихся умениям распознавать и сравнивать различные клетки тела гидры одноклеточные и многоклеточные организмы, составлять общую характеристику типа;
- в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять план рассказа.
Оборудование: влажные препараты «Актиния» и «Медуза», таблицы: «Тип Кишечнополостные», «Тип Простейшие», кинофильм «Кишечнополостные», презентация урока «Тип Кишечнополостные. Гидра».
МЕТОДИКА
I. Актуализация знаний.
Урок начинается с повторения пройденного материала: фронтальный опрос по таблице «Тип простейшие».
Задаются вопросы всему классу:
- Какое строение имеет клетка простейших? Почему она является самостоятельным организмом?
- Назовите органеллы простейших. Какие функции они выполняют?
- Какими способами размножаются простейшие? Кратко охарактеризуйте эти способы.
- Назовите известные вам заболевания, вызываемые простейшими, и меры предупреждения этих заболеваний?
II. Изучение нового материала.
Учитель подводит итог, повторению отмечая, что на примере изучения простейших учащиеся узнали об одноклеточных микроскопических животных, имеющих большое значение в природе и жизни человека. Важно при этом подчеркнуть, что простейшие представляют собой ранний этап исторического развития органического мира.
Затем учитель демонстрирует влажные препараты медузы и актинии.
Учитель сообщает, что на сегодня на уроке ребята будут проходить новую тему «Тип Кишечнополостные». Записывают ее на доске. Обращается внимание учеников, на строение слова. Слово состоит из двух частей (кишечник и полость), объясняет названия, используя сведения из древнегреческой мифологии. Демонстрируются кадры из фильма «Кишечнополостные» - представителей этого типа. Ребята видят, что к этому типу относятся не только актиния и медуза, но и кораллы, гидры, полипы. Учитель уточняет, что кишечнополостные, это двухслойные многоклеточные животные (слайд 1).
Также этот тип делится на три класса:
- Класс Гидроидные.
- Класс Коралловые полипы.
- Класс Сцифоидные медузы.
Заполните таблицу №1 , используя $ 13 учебника (схема таблицы дается на карточках, чтобы сэкономить время).
Тип | ||
Класс | Класс | Класс |
Представители | Представители | Представители |
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с представителем, типа Кишечнополостных, класса Гидроидных пресноводным полипом гидрой.
Важно раскрыть понятие «лучевая симметрия». В связи с этим целесообразно повторить знания из математики о симметрии, и ее элементах (ось симметрии, плоскость симметрии).
Учитель объясняет, что полип, в переводе с греческого – многоног, т.е. имеет много щупалец (слайд 3, схема лучевой симметрии слайд 4). Эти щупальца как лучи расходятся во все стороны. Такая симметрия тела называется «лучевой». Она характерна для малоподвижных форм животных.
В учебнике на странице 57 прочитайте и запишите, какова среда обитания и величина пресноводной гидры (ребята находят, зачитывают и записывают в тетрадь.)
Далее учитель на слайдах показывает внешнее строение пресноводной гидры. Вместе с учащимися зарисовывает на доске, обозначая части тела гидры (слайд 3).
Для выяснения внутреннего строения гидры учитель и ученики рассматривают слайд 5, 6.
Вопрос к классу: из скольких слоев клеток состоит тело гидры? Как они называются? (слайд 6)
Учитель обобщает ответы учащихся, отметив, что гидра – двухслойное животное многоклеточное животное, тело гидры имеет наружный - эктодермальный и внутренний – энтодермальный слои. На доске выполняется таблица учителем, а ребята – делают ее в тетради.
Эктодерма (наружный слой) | Энтодерма (внутренний слой) |
Кожно-мускульные (покровы тела, сокращение). | Пищеварительные клетки (пищеварение внутри клетки, образование пищеварительных вакуолей). |
Стрекательные (нападение, защита) | Железистые клетки (выделение пищеварительного сока). |
Половые (размножение). | |
Нервные (образование диффузной нервной системы). | |
Промежуточные клетки (регенерация) |
Одновременно с заполнением таблицы учитель продолжает объяснение о строении клеток эктодермы и энтодермы.
-
Кожно-мускульные клетки имеют внутреннее мышечное волоконце. При помощи него они хорошо сокращаются (слайд 8).
-
Нервные клетки имеют необычную форму – звездчатую с несколькими отростками (слайд 9). Отростки соседних нервных клеток соприкасаются между собой и образуют нервные сплетения или нервную сеть. Нервные отростки способны воспринимать различные раздражения (свет, тепло, механические воздействия), в результате чего в нервных клетках развивается возбуждение, которое передается по ним ко всем частям тела, а также к кожно – мускульным, вызывая ответную реакцию – сокращение гидры. Т.о. мы рассмотрели такое явление как рефлекс (слайд 10,11; рисунок в учебнике 40).
Найдите на странице 58 определение рефлекса (один из учеников зачитывает) и запишите в тетрадь.
Если гидру часто тревожат, то она уйдет со своего места, кувыркаясь через голову. Движение происходит медленно (слайд13, показывающий движение гидры ). -
Далее рассматриваются стрекательные клетки или крапивные. Называют их так, потому, что они содержат крапивный яд. Расположены по всему телу, но больше всего их на щупальцах (слайд 14).
Вопрос к классу: почему стрекательных клеток больше всего на щупальцах? (защита).
Кроме того, стрекательные клетки служат средством нападения на добычу. Стрекательные клетки имеют стрекательную капсулу, стрекательную нить, чувствительный волосок (слайд 14). -
Промежуточные клетки самые мелкие в эктодерме, но играют значительную роль в жизни гидры (слайд 15), т.к. восстанавливают утраченные части тела. Это явление называют регенерация. Запишите определение в тетрадь. На стр.61 прочитайте более подробно, что такое регенерация.
-
Половые клетки формируются на теле гидры с приближением холодов.
Вопрос к классу: вспомните, как называются половые клетки? (гаметы)
Обозначаются значками:
Гаметы формируются на одной гидре (слайд 5). Половые клетки, содержащие мужские гаметы разрываются они выходят в воду. Мужские гаметы подплывают к женской гамете, которая находится на теле гидры и формируется зигота. Когда гидра погибает, зигота, покрывается плотной оболочкой, остается на дне водоема и зимует. На следующий год появляется новая гидра. Если гаметы формируются на теле одного организма, то такие организмы называются гермафродиты .
Летом гидра размножается почкованием. Это бесполый путь размножения. Давайте посмотрим кадры фильма.
Учитель подводит школьников к частичному обобщению материала по вопросам.
- Из каких клеток состоит эктодерма? Каковы их функции?
- Что такое рефлекс? Какова роль нервной системы в жизни гидры?
- Что такое регенерация?
Переходим к внутреннему – энтодермальному слою. Он состоит всего из двух видов клеток: (слайд 18)
А) Железистые (выделяющие пищеварительные соки в кишечную полость).
Б) Пищеварительные (имеющие ложноножки и жгутики, осуществляющие внутриклеточное пищеварение).
Таким образом, переваривание пищи осуществляется как внутри клеток, так и в кишечной полости под влиянием пищеварительного сока железистых клеток. Такое полостное и внутриклеточное пищеварение характерно для всех кишечнополостных. Следует также отметить, что не переваренные остатки пищи удаляются через ротовое отверстие.
При рассмотрении дыхания гидры, следует предложить школьникам прочитать абзац учебника в $13 «дыхание и выделение».
На основе полученных знаний, следует продолжить развитие понятия о взаимосвязи организма и среды, начатое при изучении одноклеточных животных. Полезно предложить учащимся еще раз вспомнить, что поступает в организм гидры из внешней среды (пища, кислород, вода) что происходит с этими веществами в организме (пищеварение, образование питательных веществ, их усвоение, т.е. построение из них клеток тела гидры, образование ненужных веществ, их удаление из организма вместе с избытком воды).
Далее надо предложить учащимся найти черты сходства в питании гидры и амебы. На основании сходных признаков они должны быть подведены к выводу о родстве одноклеточных и многоклеточных животных.
В итоге изучения материала о пресноводной гидре учащиеся под руководством учителя должны сделать вывод: гидра – двухслойный многоклеточный организм, имеющий кишечную полость, лучевую симметрию, обладающий безусловными рефлексами.
III. Закрепление знаний проводится по таблице №2.
Особенности строения и процессов жизнедеятельности амебы и пресноводной гидры | ||
Сравниваемый признак | Амеба | Пресноводная гидра |
Строение тела | ||
Питание | ||
Дыхание | ||
Выделение |
Можно использовать текст учебника для заполнения следующей карточки №3.
Заполните пропуски в тексте.
Стенки гидры состоят из _____________ слоёв клеток. Внутри тела имеется________ полость. В ____________ слое располагаются различные клетки. Благодаря наличию мускульных волоконец в основании каждой такой клетки гидра может передвигаться и _______________ длину своего тела. На поверхности тела гидры, особенно на её щупальцах, много _______________ клеток. В этих клетках, в особой ________________ находятся тонкие нити с зазубринками. Когда добыча, проплывающая мимо, коснется чувствительного волоска, ______________ выбрасываются наружу и вонзаются в тело жертвы. Яд _________________ в добычу. Стрекательные клетки ______________ гидру от рыб и крупных водных насекомых.
Домашнее задание: $13, задание 2, 4 страница 39 в рабочей тетради.
Для просмотра на уроке можно использовать следующий дидактический материал.