Основные положения организации профилактической работы.
Профилактика аддиктивного поведения является одним из приоритетных направлений работы образовательных учреждений.
В последнее время основные направления профилактической работы носят альтернативный характер, что означает, что ее основная задача заключается в формировании у подростков приемов и навыков, обеспечивающих социальную адаптацию. Основной акцент ставится на развитие у учащихся представлений о том, как они могут сделать свою жизнь интересной и увлекательной, знакомят их с различными способами решения тех или иных проблем. И главное работа направлена на то, чтобы учащиеся являлись активными участниками, формировали свое собственное отношение к этим проблемам. В то же время важно подкрепление социально значимой нормы или оценки, которую осваивает подросток.
Организовать профилактическую работу с учащимися может и классный руководитель, школьный психолог, педагоги-организаторы и педагоги-предметники. Но однако, одним из важнейших условий эффективной работы является объединение педагогов школы.
Мы считаем, что наши согласованные действия помогут избежать приобщения школьников к курению, употреблению алкоголя и злоупотребления ПАВ, а также добиться улучшения состояния здоровья школьников и повышения успеваемости.
Формы организации профилактики аддиктивной зависимости всем нам известны разные. В последнее время мы отходим или отказались от применения некоторых методов.
-Лекции о наркотиках, их видах, эффектах от них.(исключаем сведения, касающиеся технологии использования одурманивающих веществ, описания эффектов, вызываемых различными препаратами, способов приготовления веществ, все то, что сможет спровоцировать знакомство с наркотиками.
- Тренинг "говори "нет"". Основная причина тому, что обучая одного умениям противостоять давлению, мы подталкиваем других.
Акцент ставим на позитивную профилактику:
Цели и задачи направлены на
- формирование ЗОЖ у учащихся,
- формированию стойкой негативной установки к употреблению ПАВ.
- ориентация на позитивные социальные и личностные ценности,
- мониторинг отношения к ЗОЖ, к ПАВ.
- организацию мероприятий, способствующих ориентации на здоровый и безопасный образ жизни.
При организации работы учитываем следующие принципы:
- комплексность - согласованное взаимодействие педагогов специалистов различных профессий и органов управления.
- дифференцированность - учет возраста и степень вовлеченности в аддиктивную ситуацию.
- аксиологичность - формирование у детей и подростков представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
- многоаспектность - сочетание различных направлений профилактической работы.
- непрерывность- привлечение к профилактической работе дополнительного образования.
Структура взаимодействия специалистов при осуществлении профилактической работы.
В условиях небогатой сельской школы нужна целенаправленная, эффективная и малозатратная по времени и средствам программа, направленная на защиту детей и подростков от пагубного влияния ПАВ, алкоголя и табака и привлечение их в спорт, полезную общественную деятельность.
В школе выработан единый взгляд на проблемы, на значимость здорового образа жизни,
сформирована команда готовая проводить и реализующая профилактическую работу среди учащихся.
Необходимо отметить, программа первичной профилактики позволяет подключить к работе и родителей (Родительский комитет, Комитет отцов).
Активное содействие занятости учащихся в спортивных секциях осуществляется в взаимодействии с специалистами Детского Спортивного Центра села Коряки, Подросткового центра "Россия".
Школьные проекты по профилактике аддиктивной зависимости и формированию ЗОЖ.
Взаимодействие специалистов школы ярко проявляется в реализации школьных проектов, в рамках которых проводятся различные профилактические мероприятия.
"День здоровья". Проводится ежегодно. Общение педагогов с учащимися, родителями в неформальной атмосфере способствует возникновению доверительных отношений. Такие мероприятия стимулируют интерес учащихся и побуждают их к активному участию в деятельности (походы, спортивные состязания между классами,кросс).
Наши действия не заключаются рамками школы, учащиеся и педагоги Корякской СОШ принимают активное участие в районных и краевых мероприятиях. Вот только некоторые из них :
Акция "Проект- идея: школа без сигарет,алкоголя, наркотиков".Основная идея - построить в сознании ребенка позитивный образ будущего. Одной из форм работы в рамках акции является подготовка выступлений агидбригад по антинаркотической пропаганде. Такая работа сплачивает педагогов и учащихся, одержимых одной целью - выработкой навыков ЗОЖ, как важной составляющей успешности в жизни.
Акция "Я - Гражданин России" (в 2006 году изучали проблему курения, получили грамоту за глубокое изучение данной проблемы).
Акции "Я- гражданин России" 2009 года. Получили первое место в крае.
В 2008-2009 учебном году наша команда приняла участие в краевом конкурсе на лучшую организацию работы по профилактике злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи в образовательных учреждениях Камчатского края. Получили Диплом о награждении победителя на лучшую организацию работы в номинации "общеобразовательных учреждений сельских поселений"
Некоторые результаты работы.
Результаты работы можно проследить по полученным граматам и дипломам, которыми награждается наша команда, публикациям опыта работы в сборниках материалов по профилактической работе.
Их можно проследить и по результатам анкетирования учащихся.
Следует отметить, что важным аргументом в пользу ЗОЖ для учащихся является продолжение рода - здоровые дети, быть продуктивным, больше сделать за свою жизнь.
Большинство учащихся) считают, что эффективность жизни зависит от образа жизни во многом.
Учащимся было предложено оценить свой образ жизни. Учащиеся оценили свой образ жизни в качестве здорового по 10-бальной шкале. Большинство учащихся 11 классов двух последних лет оценили свой образ жизни, как здоровый по 7 и 8 баллов.
Важным показателем развития личности является формирование ценностей. В иерархии ценностей здоровье, семья, образование занимают первые места.
Из результатов видно, что учащиеся в иерархии ценностей ставят в первые позиции здоровье, семью - источник поддержки и сил любого человека, образование, которое является одной из главнейших ценностей для выпускников школы, т.к это связано с ситуацией аттестации и выбора дальнейшего образовательного пути.
Результаты этого опроса также свидетельствуют о осознании важности здоровья в жизни человека учащимися.
Данные результаты могут послужить для анализа и других аспектов развитии учащихся, результатов воспитательной работы по многим направлениям.
В заключении хотелось бы отметить следующее.
Профилактика грамотно построенная, выполненная людьми с большим жизненным потенциалом знаний и человеческих качеств реально способна спасти детские жизни. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Педагоги нашей команды занимаются самообразованием по данному направлению. В этом году мы продолжаем обучение на дистанционных курсах Педагогического университета "Первое сентября". Темы курсов "Здоровьесберегающая школа" (для заместителей директоров по ВР), "Психология здоровья школьников: технология работы" (для школьных психологов).
Мы очень верим в то, что для наших ребят уже существует образ будущего, здорового образа жизни, а значит, они имеют возможность стать счастливыми и успешными людьми.