"Мультипликационный герой. Кто же он – Карлсон?" Астрид Линдгрен. "Малыш и Карлсон"

Разделы: Начальная школа


Не все, проводимые в школе уроки «толкают» ученика задуматься, осмыслить, самостоятельно вернуться еще раз к тому, что он увидел и услышал. Без этого возвращения, без умения задуматься и осмыслить все образовательные усилия оборачиваются равнодушием и пассивностью ученика. Как правило, возвращаются только к тому, что имеет личностный смысл именно для него и значимо. Поэтому на уроке я обратилась к сказочной повести с волшебным человечком, такие сказки обычно будят фантазию ребенка, ибо мир этих героев близок их восприятию и к самому доступному для детского возраста искусству – анимации, ведь лучшие образцы отечественной анимации стимулируют творческую активность детей, помогают в общении, раскрепощают. Использование на уроке современных технологий (презентация, работа на интерактивной доске), дидактического материала позволило мне подойти к подбору материала творчески, учитывая интересы детей, такая работа способствует улучшению качества образования и создает условия для развития интереса к литературному чтению, способностей, творческих возможностей учащихся, их самовыражения.

За две недели до урока ребятам было дано задание прочитать сказку А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». Двое учащихся подготовили озвучивание эпизода из мультипликационного фильма, в результате учащиеся класса увидели способы передачи эмоций с помощью речи героев, учились понимать взаимосвязь мимики, жестов, голоса, эмоций.

На уроке дважды обращаюсь к просмотру мультипликационного фильма и с помощью разнообразных заданий учу детей грамотно воспринимать экранные искусства.

На уроке организую работу в группах, парах, что способствует развитию речи, умению выслушивать друг друга, отстаивать свою точку зрения, активизируется внимание и внимательное отношение к партнеру, развивается способность сопереживать. Приемы организации сотрудничества, используемые на уроке, позволяет создавать атмосферу психологического комфорта, взаимного уважения, вызывает желание расширять свой кругозор, углублять знания, овладевать определенными навыками и умениями, развивать любознательность, творчество.

Цель: сформировать целостное представление о мультипликационном герое.

Задачи:

  • учить детей понимать и анализировать поступки и поведение героев;
  • развивать внимание, зрительную память, умения запоминать детали;
  • формировать устную речь учащихся и пополнять активный словарь;
  • развивать творческие возможности и фантазию учащихся;
  • воспитывать интернациональное отношение к сказкам народов мира;
  • воспитывать культуру просмотра фильмов.

Оборудование: интерактивная доска; презентация, карточки для индивидуальной работы и работы в паре; маркеры; текст (отрывок из сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»); запись песни «Есть герой в мире сказочном…», рисунки сказочных героев Карлсона, Чиполлино, Буратино.

Ход урока

I. Организационный момент.

Чему мы учимся на уроке чтения? А о ком сегодня пойдет речь?

II. Целеполагание.

«Узнай сказочного героя». (На доске рисунки сказочных героев – Карлсона, Чиполлино, Буратино).

   

– Рассмотрите рисунки. В каком жанре мы встретим этих героев? (Литературная сказка). Что еще объединяет их? (Веселые человечки, герои мультипликационных (анимационных) фильмов.)

– О каком мультипликационном герое идет речь? (Презентация. Слайд 1). Прочитайте, пожалуйста.

III. Работа над целостным представлением о мультипликационном герое.

1. – Сегодня разговор пойдет о мультипликационном герое Карлсоне из хорошо известной вам литературной сказки «Малыш и Карлсон». - Что бы вы хотели узнать о Карлсоне? (Презентация. Слайд 2)

2. Кто же придумал Карлсона? (Презентация. Слайд 3)

– Придумала Карлсона и написала сказку известная шведская писательница Астрид Линдгрен. Есть еще один человек, который придумал и нарисовал Карлсона – русский художник-мультипликатор Анатолий Савченко, благодаря которому мы увидели Карлсона – смешным и самое главное добрым.

3. Кто же он – Карлсон? Характеристика героя. (Презентация. Слайд 4)

(Просмотр фрагмента мультфильма – эпизод знакомства Карлсона и Малыша)

Посмотрите фрагмент мультфильма, где происходит первая встреча с Карлсоном. Обратите внимание на внешность Карлсона.

1) Описание внешности Карлсона.

– Как выглядит Карлсон? Вспомните и дополните предложения словами, которыми можно описать этого сказочного человечка.

(работа на интерактивной доске – слайд 1)

(Карлсон – … и …человечек. У него … и …волосы, … глаза, … и…ручки. Стройный, высокий, маленький, толстенький. Русые, рыжие, черные, длинные, короткие. Голубые, серые. Пухлые, тонкие, маленькие).

2) – С кем знакомится Карлсон?

3) – Некоторые детские писатели придумывают новые слова. Можно ли отнести к словотворчеству – Карлсон? (работа на интерактивной доске- слайд2) Карлсон – самая распространенная фамилия в Швеции.

4) Авторская характеристика и самохарактеристика героя. Работа с текстом.

– Читая сказку, вы обратили внимание на авторскую характеристику, которую дает Астрид Линдгрен сказочному герою и что Карлсон говорит сам о себе. (Работа на интерактивной доске-слайд3)

Задание. Распределить слова на 2 группы. В первую слова с авторской характеристикой и во вторую самохарактеристику Карлсона.

5) Работа с текстом. Выборочное чтение.

– Вам, ребята, необходимо в тексте найти отрывок, в котором говорится о том, чем же необычен был Карлсон и прочитать.

6) Проверка выполнения задания.

7) Отрицательные черты характера Карлсона.

– Как и у людей у Карлсона были свои недостатки. Посмотрите эпизод из мультфильма. Есть ли у Карлсона отрицательные стороны характера, и какие? (Презентация. Слайд 5)

(просмотр фрагмента мультфильма – 1,5 мин)

Заметили ли вы недостатки Карлсона?

– Каким был Карлсон? (ворчливым, обидчивым, сладкоежкой, хвастливый)

– Нам легче увидеть чужие недостатки, чем свои. И Карлсон своим поведением показывает нам, как поступать не следует.)

– Что еще при просмотре мультфильма нам помогает определить характер героя, его поступки? (мимика, жесты, движение, пластика).

8) Положительные стороны Карлсона, его душевные качества.

– А что же вас все-таки привлекает в Карлсоне? (работа на интерактивной доске – слайд 4) (Работает 1 ученик у доски, остальные дети на своих местах по карточкам)

Карточка. Задание. Прочитайте слова, словосочетания. Как вы, считаете, какие из них относятся к Карлсону? Подчеркните эти слова маркером (пером).

(Веселый, добрый, хороший друг, отзывчивый, фантазер, смелый, выдумщик, ленивый, трусливый, жадный, шалун, драчливый, находчивый).

4. Озвучивание. Домашнее задание.

– И умел Карлсон по-своему успокаивать друга. Сейчас мы посмотрим эпизод из мультфильма. Озвучивать его будут _________ и ___________.

(Презентация. Слайд 6, просмотр фрагмента мультфильма – 30 сек)

Сравним. Как выдумаете, получилось ли у наших ребят? (Повторный просмотр фрагмента).

5. Монтаж мультфильма.

Работа в парах. На партах лежат картинки-фрагменты из мультфильма.(Работа на интерактивной доске-слайд5)(Работает 1 ученик у доски, остальные дети на своих местах по карточкам)

– Карлсон – это приятные воспоминания, улыбки и смех, задор и выдумка. Вместе с героями сказки мы радуемся, огорчаемся, проживаем вместе с ними все события.

– Перед вами сюжеты из сказки. Расположите их в той последовательности, в которой они происходили.

Проверка выполнения задания.

– Проверьте правильность выполнения задания. Так ли у вас?

6. – Все ли события литературной сказки показаны в мультфильме? Почему? Поделитесь своими мнениями друг с другом. (Творчество художников-мультипликаторов, сценарий, …)

7. Сопоставление героев.

– Каким был Малыш до встречи с Карлсоном? (Робкий, стеснительный, играл всегда один)

– Почему они стали друзьями? Ведь они такие разные? (Были одинокие, добрые, каждый из них имел положительные стороны характера, учились друг у друга)

– Каким стал Малыш? (открытым, веселым, жизнерадостным, его жизнь изменилась)

– Человеку плохо быть одному, обязательно человеку нужен друг. И друга уважают не за внешние данные, а за душевные качества.

8. Тестовая рефлексия. Работа в парах.

– Научил Карлсон Малыша нескольким фразам. Перед вами карточки. Прочитайте и найдите слова, которым научился Малыш у Карлсона.

9. Действующие герои сказки.

– Вспомним, как звали героев сказки «Малыш и Карлсон». (Презентация. Слайд 7)

(Дети договаривают имена героев)

Мальчик (Малыш), домоуправительница (Фрекен Бок), веселый человечек (Карлсон), собачка (Бимбо), кошка (Матильда)

IV. Рефлексия.

(Презентация. Слайд 8)

– Продолжите, пожалуйста, предложения.

Я учился…. , Я научился…. ,Мне было интересно…. ,Мне было трудно….. ,Я узнал…

V. Творчество А. Линдгрен и А. Савченко.

(Презентация. Слайд 9)

Прочитав другие интересные произведения Астрид Линдгрен («Пеппи Длинныйчулок», «Мио, мой Мио», «Ронья, дочь разбойника», «Мадикен и Пимс из Юнибакена», «Эмиль из Ленеберги» и посмотрев мультфильмы художника-мультипликатора Анатолия Савченко «Возвращение блудного попугая», «Петя и Красная шапочка», «Вовка в тридевятом царстве» вы узнаете много увлекательных историй, вы научитесь ценить друзей, станете еще добрее.

VI. Дифференцированное домашнее задание.

(Презентация. Слайд 10)

– Из 2 предложенных заданий выберите одно, с которым вы сможете справиться хорошо.

1) Рассказать по плану о сказочном человечке Карлсоне. (План на синей карточке.)

  1. Имя героя.
  2. Место жительства.
  3. Внешние данные.
  4. Интересы и особенные черты героя.
  5. Поведение и поступки героя.
  6. Выразите свое отношение к герою.

2) Перечитать понравившейся эпизод из сказки и выполнить рисунок к нему.

VII. Итог.

(Презентация. Слайд 11)

  1. – Каждый ребенок на земле мечтает о том, чтобы к нему прилетел сказочный герой по имени Карлсон, Этот маленький проказник с моторчиком на спине всегда что-нибудь выдумывает, создает хорошее настроение и порадует своими веселыми историями. И даже хочется, чтобы все детские болезни лечились вишневым вареньем, а не таблетками. И если тебе одиноко, или у тебя неприятности и испортилось настроение, закрой на минутку глаза и представь, что сейчас в твое окно постучится маленький смешной человечек Карлсон…

  2. Рисование Карлсона и раскрашивание.
    – Каким он будет? Это ваша фантазия, творчество. С помощью маркеров нарисуйте своего Карлсона. (2 ученика работают у доски, рисуют на белой доске маркерами на водной основе). (интерактивная доска-слайд 6)

  3. «Собери картинку. Карлсон» (1 ученик работает на интерактивной доске)
    – Главный сказочный герой сегодня у нас – это … (Карлсон). Соберите картинку «Карлсона».

  4. Карточки (индивидуальные). Раскрашивание.

    – Посмотрите на Карлсона. Какой из них вам больше нравиться, тот и соответствует вашему настроению. Раскрасьте его. (звучит песня «Есть герой в мире сказочном….»)