Не все, проводимые в школе уроки «толкают» ученика задуматься, осмыслить, самостоятельно вернуться еще раз к тому, что он увидел и услышал. Без этого возвращения, без умения задуматься и осмыслить все образовательные усилия оборачиваются равнодушием и пассивностью ученика. Как правило, возвращаются только к тому, что имеет личностный смысл именно для него и значимо. Поэтому на уроке я обратилась к сказочной повести с волшебным человечком, такие сказки обычно будят фантазию ребенка, ибо мир этих героев близок их восприятию и к самому доступному для детского возраста искусству – анимации, ведь лучшие образцы отечественной анимации стимулируют творческую активность детей, помогают в общении, раскрепощают. Использование на уроке современных технологий (презентация, работа на интерактивной доске), дидактического материала позволило мне подойти к подбору материала творчески, учитывая интересы детей, такая работа способствует улучшению качества образования и создает условия для развития интереса к литературному чтению, способностей, творческих возможностей учащихся, их самовыражения.
За две недели до урока ребятам было дано задание прочитать сказку А. Линдгрен «Малыш и Карлсон». Двое учащихся подготовили озвучивание эпизода из мультипликационного фильма, в результате учащиеся класса увидели способы передачи эмоций с помощью речи героев, учились понимать взаимосвязь мимики, жестов, голоса, эмоций.
На уроке дважды обращаюсь к просмотру мультипликационного фильма и с помощью разнообразных заданий учу детей грамотно воспринимать экранные искусства.
На уроке организую работу в группах, парах, что способствует развитию речи, умению выслушивать друг друга, отстаивать свою точку зрения, активизируется внимание и внимательное отношение к партнеру, развивается способность сопереживать. Приемы организации сотрудничества, используемые на уроке, позволяет создавать атмосферу психологического комфорта, взаимного уважения, вызывает желание расширять свой кругозор, углублять знания, овладевать определенными навыками и умениями, развивать любознательность, творчество.
Цель: сформировать целостное представление о мультипликационном герое.
Задачи:
- учить детей понимать и анализировать поступки и поведение героев;
- развивать внимание, зрительную память, умения запоминать детали;
- формировать устную речь учащихся и пополнять активный словарь;
- развивать творческие возможности и фантазию учащихся;
- воспитывать интернациональное отношение к сказкам народов мира;
- воспитывать культуру просмотра фильмов.
Оборудование: интерактивная доска; презентация, карточки для индивидуальной работы и работы в паре; маркеры; текст (отрывок из сказки А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»); запись песни «Есть герой в мире сказочном…», рисунки сказочных героев Карлсона, Чиполлино, Буратино.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Чему мы учимся на уроке чтения? А о ком сегодня пойдет речь?
II. Целеполагание.
«Узнай сказочного героя». (На доске рисунки сказочных героев – Карлсона, Чиполлино, Буратино).
– Рассмотрите рисунки. В каком жанре мы встретим этих героев? (Литературная сказка). Что еще объединяет их? (Веселые человечки, герои мультипликационных (анимационных) фильмов.)
– О каком мультипликационном герое идет речь? (Презентация. Слайд 1). Прочитайте, пожалуйста.
III. Работа над целостным представлением о мультипликационном герое.
1. – Сегодня разговор пойдет о мультипликационном герое Карлсоне из хорошо известной вам литературной сказки «Малыш и Карлсон». - Что бы вы хотели узнать о Карлсоне? (Презентация. Слайд 2)
2. Кто же придумал Карлсона? (Презентация. Слайд 3)
– Придумала Карлсона и написала сказку известная шведская писательница Астрид Линдгрен. Есть еще один человек, который придумал и нарисовал Карлсона – русский художник-мультипликатор Анатолий Савченко, благодаря которому мы увидели Карлсона – смешным и самое главное добрым.
3. Кто же он – Карлсон? Характеристика героя. (Презентация. Слайд 4)
(Просмотр фрагмента мультфильма – эпизод знакомства Карлсона и Малыша)
– Посмотрите фрагмент мультфильма, где происходит первая встреча с Карлсоном. Обратите внимание на внешность Карлсона.
1) Описание внешности Карлсона.
– Как выглядит Карлсон? Вспомните и дополните предложения словами, которыми можно описать этого сказочного человечка.
(работа на интерактивной доске – слайд 1)
(Карлсон – … и …человечек. У него … и …волосы, … глаза, … и…ручки. Стройный, высокий, маленький, толстенький. Русые, рыжие, черные, длинные, короткие. Голубые, серые. Пухлые, тонкие, маленькие).
2) – С кем знакомится Карлсон?
3) – Некоторые детские писатели придумывают новые слова. Можно ли отнести к словотворчеству – Карлсон? (работа на интерактивной доске- слайд2) Карлсон – самая распространенная фамилия в Швеции.
4) Авторская характеристика и самохарактеристика героя. Работа с текстом.
– Читая сказку, вы обратили внимание на авторскую характеристику, которую дает Астрид Линдгрен сказочному герою и что Карлсон говорит сам о себе. (Работа на интерактивной доске-слайд3)
Задание. Распределить слова на 2 группы. В первую слова с авторской характеристикой и во вторую самохарактеристику Карлсона.
5) Работа с текстом. Выборочное чтение.
– Вам, ребята, необходимо в тексте найти отрывок, в котором говорится о том, чем же необычен был Карлсон и прочитать.
6) Проверка выполнения задания.
7) Отрицательные черты характера Карлсона.
– Как и у людей у Карлсона были свои недостатки. Посмотрите эпизод из мультфильма. Есть ли у Карлсона отрицательные стороны характера, и какие? (Презентация. Слайд 5)
(просмотр фрагмента мультфильма – 1,5 мин)
– Заметили ли вы недостатки Карлсона?
– Каким был Карлсон? (ворчливым, обидчивым, сладкоежкой, хвастливый)
– Нам легче увидеть чужие недостатки, чем свои. И Карлсон своим поведением показывает нам, как поступать не следует.)
– Что еще при просмотре мультфильма нам помогает определить характер героя, его поступки? (мимика, жесты, движение, пластика).
8) Положительные стороны Карлсона, его душевные качества.
– А что же вас все-таки привлекает в Карлсоне? (работа на интерактивной доске – слайд 4) (Работает 1 ученик у доски, остальные дети на своих местах по карточкам)
Карточка. Задание. Прочитайте слова, словосочетания. Как вы, считаете, какие из них относятся к Карлсону? Подчеркните эти слова маркером (пером).
(Веселый, добрый, хороший друг, отзывчивый, фантазер, смелый, выдумщик, ленивый, трусливый, жадный, шалун, драчливый, находчивый).
4. Озвучивание. Домашнее задание.
– И умел Карлсон по-своему успокаивать друга. Сейчас мы посмотрим эпизод из мультфильма. Озвучивать его будут _________ и ___________.
(Презентация. Слайд 6, просмотр фрагмента мультфильма – 30 сек)
– Сравним. Как выдумаете, получилось ли у наших ребят? (Повторный просмотр фрагмента).
5. Монтаж мультфильма.
Работа в парах. На партах лежат картинки-фрагменты из мультфильма.(Работа на интерактивной доске-слайд5)(Работает 1 ученик у доски, остальные дети на своих местах по карточкам)
– Карлсон – это приятные воспоминания, улыбки и смех, задор и выдумка. Вместе с героями сказки мы радуемся, огорчаемся, проживаем вместе с ними все события.
– Перед вами сюжеты из сказки. Расположите их в той последовательности, в которой они происходили.
Проверка выполнения задания.
– Проверьте правильность выполнения задания. Так ли у вас?
6. – Все ли события литературной сказки показаны в мультфильме? Почему? Поделитесь своими мнениями друг с другом. (Творчество художников-мультипликаторов, сценарий, …)
7. Сопоставление героев.
– Каким был Малыш до встречи с Карлсоном? (Робкий, стеснительный, играл всегда один)
– Почему они стали друзьями? Ведь они такие разные? (Были одинокие, добрые, каждый из них имел положительные стороны характера, учились друг у друга)
– Каким стал Малыш? (открытым, веселым, жизнерадостным, его жизнь изменилась)
– Человеку плохо быть одному, обязательно человеку нужен друг. И друга уважают не за внешние данные, а за душевные качества.
8. Тестовая рефлексия. Работа в парах.
– Научил Карлсон Малыша нескольким фразам. Перед вами карточки. Прочитайте и найдите слова, которым научился Малыш у Карлсона.
9. Действующие герои сказки.
– Вспомним, как звали героев сказки «Малыш и Карлсон». (Презентация. Слайд 7)
(Дети договаривают имена героев)
Мальчик (Малыш), домоуправительница (Фрекен Бок), веселый человечек (Карлсон), собачка (Бимбо), кошка (Матильда)
IV. Рефлексия.
(Презентация. Слайд 8)
– Продолжите, пожалуйста, предложения.
Я учился…. , Я научился…. ,Мне было интересно…. ,Мне было трудно….. ,Я узнал…
V. Творчество А. Линдгрен и А. Савченко.
(Презентация. Слайд 9)
– Прочитав другие интересные произведения Астрид Линдгрен («Пеппи Длинныйчулок», «Мио, мой Мио», «Ронья, дочь разбойника», «Мадикен и Пимс из Юнибакена», «Эмиль из Ленеберги» и посмотрев мультфильмы художника-мультипликатора Анатолия Савченко «Возвращение блудного попугая», «Петя и Красная шапочка», «Вовка в тридевятом царстве» вы узнаете много увлекательных историй, вы научитесь ценить друзей, станете еще добрее.
VI. Дифференцированное домашнее задание.
(Презентация. Слайд 10)
– Из 2 предложенных заданий выберите одно, с которым вы сможете справиться хорошо.
1) Рассказать по плану о сказочном человечке Карлсоне. (План на синей карточке.)
- Имя героя.
- Место жительства.
- Внешние данные.
- Интересы и особенные черты героя.
- Поведение и поступки героя.
- Выразите свое отношение к герою.
2) Перечитать понравившейся эпизод из сказки и выполнить рисунок к нему.
VII. Итог.
(Презентация. Слайд 11)
-
– Каждый ребенок на земле мечтает о том, чтобы к нему прилетел сказочный герой по имени Карлсон, Этот маленький проказник с моторчиком на спине всегда что-нибудь выдумывает, создает хорошее настроение и порадует своими веселыми историями. И даже хочется, чтобы все детские болезни лечились вишневым вареньем, а не таблетками. И если тебе одиноко, или у тебя неприятности и испортилось настроение, закрой на минутку глаза и представь, что сейчас в твое окно постучится маленький смешной человечек Карлсон…
-
Рисование Карлсона и раскрашивание.
– Каким он будет? Это ваша фантазия, творчество. С помощью маркеров нарисуйте своего Карлсона. (2 ученика работают у доски, рисуют на белой доске маркерами на водной основе). (интерактивная доска-слайд 6) -
«Собери картинку. Карлсон» (1 ученик работает на интерактивной доске)
– Главный сказочный герой сегодня у нас – это … (Карлсон). Соберите картинку «Карлсона». - Карточки (индивидуальные). Раскрашивание.
– Посмотрите на Карлсона. Какой из них вам больше нравиться, тот и соответствует вашему настроению. Раскрасьте его. (звучит песня «Есть герой в мире сказочном….»)