Цели урока:
- закрепить навыки написания изложения с элементами сочинения;
- повторить особенности публицистического стиля речи;
- развить умение кратко передавать содержание сложных по языку и композиции текстов, умение высказать и обосновать свою точку зрения;
- воспитать уважительное, бережное отношение к культуре прошлого, к памятникам древнерусского зодчества; обогатить эстетическое восприятие.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организация рабочего места учащихся.
II. Объявление темы и задач урока.
Слайд 1.
Вступительное слово учителя: – Сегодня у нас урок развития речи. Его задачи – повторить особенности публицистического стиля речи, познакомиться с памятником древнерусского зодчества, уметь описать его, подготовиться к развернутому ответу на вопрос.
Работаем с черновиками, внимательно слушаем и фиксируем материал.
III. Повторение.
а) Слайд 2. Публицистический стиль.
– Дайте определение публицистического стиля.
(Предполагаемый ответ: Публицистический стиль как стиль общественно-политической литературы, периодической печати, основные цели которого – воздействовать на массы, сообщить информацию.)
– Назовите основные черты публицистического стиля. (Предполагаемый ответ: Основные стилевые черты – лаконичность и доходчивость изложения , эмоциональность, обобщенность, непринужденность высказывания.)
– Каковы характерные особенности публицистического стиля? (Предполагаемый ответ: Характерными особенностями данного стиля является использование речевых штампов, клише, употребление коротких предложений, безглагольных фраз, использование изобразительно-выразительных средств языка.)
б) Слайд 3. Особенности сжатого изложения текста.
– Чем отличается подробное изложение от сжатого? (Передаем самое главное из исходного текста.)
– Назовите основные способы сокращения (сжатия) текста. (Исключение (с перестройкой предложений) и обобщение отдельных элементов текста.)
в) Творческое задание к тексту:
- развернутый ответ на вопрос;
- сочинение.
Как достигается единство темы текста? (Изложение и сочинение связаны между собой по смыслу.)
IV. Работа с текстом изложения.
1. Чтение текста учителем.
(«Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс». Авторы-составители: Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. Текст 13 (по Е.И.Осетрову), стр. 33 – 35.)
2. Работа с текстом.Слайд 4.
а) Как вы могли бы озаглавить текст? Почему?
- «Храм Покрова на Нерли»
- «Поэма в камне»
- «Лебедь-храм»
- «Лебедь белокаменный»
- «Чудо на Нерли»
Ваш вариант?
б) Слайд 5.
О чем данный текст? (В тексте рассказывается о знаменитом храме Покрова, построенном в 1165 году близ Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязму.)
в) Охарактеризуйте стилевую принадлежность текста, тип речи. Прокомментируйте ответ. (Описание с элементами повествования. В описании изображается (описывается) какой-либо предмет. К тексту-описанию можно поставить вопрос: каков предмет? В повествовании рассказывается о каком-либо событии, последовательно перечисляются действия. К тексту-повествованию можно поставить вопрос: что произошло?)
– Какие языковые средства использовал Е.И. Осетров при описании церкви? (Эпитеты, метафоры, сравнения, инверсию, ряды однородных членов и др.)
г) Повторное чтение текста учителем.
Беседа по содержанию:
Слайд 6.
Каким описанием начинается текст?
– Как называют в народе церковь Покрова на Нерли? (Белой лебедью русской архитектуры.)
Слайд 7.
– Каким событиям посвящен храм?
Слайд 8.
– Каким мы видим храм летом? (Работа с синонимами. Аргументируйте ответ, продолжив цепочку синонимов.)
Слайды 9-11.
– Как описано его отражение в реке? (Работа с эпитетами. Аргументируйте ответ, продолжив цепочку эпитетов.)
Слайд 12.
– Как выглядит храм осенью? (Работа с метафорой. Аргументируйте ответ, продолжив цепочку метафор.)
Слайд 13.
– Как выглядит храм Покрова на Нерли в непогоду (Работа с эпитетами. Постарайтесь передать настроение автора.).
– Как выглядит церковь зимой?
– Попробуйте убрать все языковые средства из текста. Изменится ли ваше представление о храме? Каким оно будет?
д) Каким будет план: простым или сложным? Обосновать выбор.
Слайд 14.
Составление рабочего плана.
План
- Парус, уносящийся вдаль по безбрежным волнам времени.
- Покрову Богородицы посвященный.
- Храм летом, осенью, зимой.
- Храм скорби и света.
е) Перескажите текст сжато. (Учащиеся анализируют устное воспроизведение текста, исправляют речевые недочеты.)
Рефлексия: Какие чувства и мысли вызывает у вас описание храма Покрова на Нерли?
Задание: Расскажите об архитектурном памятнике, который вам нравится. Какой произвел на вас наибольшее впечатление? Изумил вас?
3. Работа над черновиком.
Слайды 16-17. Требования к работе.
Объем изложения – не менее 90 слов.
Объем сочинения – не менее 50 слов.
V. Итоги урока.
– О чем необходимо помнить при работе над текстом?
VI. Домашнее задание.
Слайд 18.
Отредактировать черновик.
Выполнить творческое задание (рассказ об архитектурном памятнике, который произвел наибольшее впечатление).