Волшебные свойства бумаги

Разделы: МХК и ИЗО


Деятельность школьников на уроках изобразительного искусства должна быть разнообразной, направленной на развитие творческих способностей. «Федеральный компонент государственного стандарта» ставит перед учителем задачу научить понимать язык искусства, через «выполнение творческих работ в разных художественных техниках, используя доступные художественные материалы».

Учащиеся с большим интересом и увлечением работают над заданиями, выполняя их в техниках, связанных с бумагой: коллаж, аппликация и особенно бумажная пластика. Предлагаемые художественно – творческие задания по конструированию из бумаги могут решить проблему, поставленную в программе.

Обычный лист из альбома - самый доступный материал для уроков изобразительного искусства. Из него можно сделать не только корзиночки, шкатулки, елочные игрушки, но и довольно сложные и оригинальные композиции. Умение творить из бумаги позволит быстро и без затрат материалов и времени оформить интерьер, создать атмосферу праздника. Занятия бумажной пластикой учат читать простейшие схемы, развивают способность чувствовать пространственную среду, помогают овладевать способами изображения в объемно – пластических конструкциях. При этом у школьников развивается ассоциативно – образное, не стандартное мышление, творческая и конструкторская фантазия.

Начинать осваивать бумажную пластику надо постепенно, шаг за шагом с изучения свойств бумаги, которое заключается в том, что обыкновенный плоский лист может превратиться в рельеф с помощью особых приемов. В традиционном понимании лист сгибается только по прямой линии. Создавая сложные формы не обойтись без сгибов по кривой. Каждая ровная поверхность, ограниченная складками и изгибами становится гранью. Объемную форму можно получить из простого листа следующими способами: сминанием и скручиванием, изгибанием и сгибанием, гофрированием. Сгибая лист бумаги с обеих сторон в разных направлениях можно получить самые разнообразные простые и сложные объемные предметы.

Технология конструирования из бумаги, имеет ряд специфических особенностей и для успешной работы надо знать приемы сгибов бумаги и склеивание поверхностей, поэтому в начале предложенного материала напоминаю о них. Первое знакомство с приемами работы происходит в начальных классах на уроках технологии и уроках изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского. Освоив их, можно приступить к созданию творческих заданий.

6 класс - «Это мы, вглядываясь в человека».

7 класс - «Цветы».

8 класс – «Дизайн и архитектура», «Театр и художник».

Предлагаемые задания не претендуют на исчерпывающие возможности бумажной пластики. Главное, чтобы любой заинтересовавшийся ученик, смог освоить приемы работы с бумагой и создать свои конструкции. Практика показывает, что задания связанные с бумажной пластикой очень нравится школьника и помогают развивать тягу к творчеству и нестандартное решение поставленных проблем.

Волшебные свойства бумаги

Цель: расширить знания о возможностях художественных материалов; активизировать любовь к творчеству;

Задачи:

Учить

  • основам конструирования и бумажной пластики,
  • способами объемного изображения;

Развивать

  • ассоциативно – образное мышление,
  • нестандартное мышление, творческую и конструкторскую фантазию,
  • умение читать чертежи, схемы;

Воспитывать

  • аккуратность в работе и умение организовывать свое рабочее пространство.

Азбука бумажной пластики

Одно из особых свойств бумаги, заключается в том, что обыкновенный плоский лист может превратиться в скульптуру с помощью особых приемов. Каждая ровная поверхность, ограниченная складками и изгибами становится гранью. Объемную форму можно получить из простого листа следующими способами: сминанием и скручиванием, изгибанием и сгибанием, гофрированием. Сгибая лист бумаги с обеих сторон в разных направлениях можно получить самые разнообразные простые и сложные объемные предметы.(1 слайд презентации)

Сминание, скручивание бумаги, тиснение. Смятая бумага различных сортов дает разный эффект отражения света.

Изгибание. Листу бумаги можно придать закругленную или волнистую форму.

Сгибание и гофрирование - это сгибание листа бумаги в разных направлениях

При этом для того, чтобы добить лучших результатов линии сгиба необходимо слегка продавить контур линий тупой стороной ножниц. Важно помнить правило: продавливать нужно всегда по лицевой стороне, то что потом будет выступающим ребром. При гофрировании бумаги необходимо строго расчерчивать контур. Линии, по которым пройдет сгиб бумаги, необходимо продавливать чередуя: одну - с лицевой, другую - с изнанки.

Материалы и инструменты

1. Бумага - для достижения художественных эффектов лучше использовать толстую и прочную бумагу.

2. Режущие инструменты – ножницы.

3. Линейки, треугольники.

4. Клей ПВА.

5. Средства для скрепления деталей - скрепки.

6 класс

Это мы, вглядываясь в человека

Цель: анализ пропорций и конструкции фигуры человека.

Изучая тему «Это мы, вглядываясь в человека», учащиеся должны освоить конструкцию фигуры человека, его пропорциональные отношения. Создать образ, используя выразительные средства материалов. На этом этапе работы многие учителя сталкиваются с проблемой, когда учащиеся с неохотой, с трудом выполняли задания связанные с изображением людей, плохо запоминая пропорции фигуры. Увлечь ребят и добиться хороших результатов может помочь учителю технология бумажной пластики. Предлагаю сконструировать фигуру «Барышни».

Перед тем как начать выполнять задание, конечно, необходимо рассмотреть по методическим таблицам, по фотографиям спортсменов, по «живой модели» (ученика из класса) пропорции фигуры человека, соотношение частей тела.

Последовательность выполнения куклы «Барышня». (слайд 3, 4, 5, 6презентация)

Основной конструктивный элемент изделия – конусы, разных размеров.

1. Вычертить развертки конусов, учитывая пропорции фигур и склеить. Для прочности склеивания швы временно можно закрепить скрепками.

2. Для того чтобы голову склеить с туловищем конструируем плечевую часть по схеме на 4 слайде. В центре заранее оставляем небольшое отверстие.

3. Расчертить развертку конуса, сложить веером как показано на 5 слайде и украсить им конструкцию юбки.

4. Привлекая визуальный и жизненный опыт детей, просматривая репродукции портретов художников, на завершающем этапе, ищем ответ на вопрос: каким образом можно «оживить» фигуру, придать позе естественность движения, создать неповторимый образ. Учащиеся приходят к самостоятельному выводу как движение рук, головы, форма прически, одежда, головной убор, форма фигуры раскрывают задуманный образ.

5. Выполнение прически требует индивидуального подхода. Полоски могут быть короткими, длинными, накрученными, узкими или широкими - все зависит от характера прически. Задумать прическу и создать ее на кукле. По желанию можно сконструировать и головной убор.

6. Для рук надо скрутить трубочки. Заранее в позу и движение рук, подогнуть их по замыслу, в центре (в области локтя). Зафиксировать клеем в основании плечевой части.

На последнем этапе можно предложить декорировать каждую часть платья, для того чтобы оживить фигуру в руки «дать» какой - нибудь предмет.

Работу следует вести поэтапно. В инструкциях учителя, которые должны больше носить рекомендательный характер, желательно раскрыть основу конструкции, принцип выполнения тех или иных элементов, варианты технологичных приемов, но не давать готовых размеров и выкроек. Таким образом, ученики будут поставлены перед постоянным выбором: определение размеров, подбора пропорциональных соотношений частей фигуры и формы. В процессе конструкторской деятельности школьники наглядно видят и запоминают пропорции фигуры человека.

7 класс

Красота вокруг нас. Цветы (7 слайд презентация)

Школьники всегда с воодушевлением рисуют цветы в натюрмортах, пейзажах, в узорах. Выполняя эти рисунки красками, мы изучаем выразительные средства живописи. Однако, развивать наблюдательность, умение видеть в форме конструкцию, тренируя логическое мышление, продуктивнее на уроках конструирования.

В седьмом классе продолжаем знакомство с бумажной пластикой. В композиции «Цветы» школьники будут использовать новые приемы изгибания листа бумаги, придавая закругленную или волнистую форму.

1 этап. Перед началом работы, желательно рассмотреть по фотографиям цветы, их конструкцию и выполнить упражнения по изгибанию формы по кривой, по кругу. Для того чтобы способствовать активизации творческой мысли, поиска новых путей решения поставленной задачи, желательно не давать готовых выкроек цветов. Достаточно показать два конструктивных решения, по которым учащиеся могут собрать любой цветок: ромашку, георгин, астру, тюльпан, нарцисс.

2 этап. Составление эскиза композиции.

3 этап. Конструирование цветов, листьев, веточек.

4 этап. Цветы и листья собираем в букет, знакомясь с основами законов флористики.

8-й класс

Архитектура и дизайн 8 слайд презентации

Эта тема лучшая возможность применения своих конструкторских умений на практике. Изучив стили в архитектуре, школьникам можно предложить создать конструкцию готического, романского и античного храма.

Архитектуре Росси посвящено большее количество часов и начинается ее изучение с истории деревянного зодчества. Обобщая изученный материал о том, как строили простые срубы, терема, храмы и домовые церкви, сторожевые башни, мельницы, школьникам можно предложить выполнить модели сооружений. Сначала надо собрать основу сооружения из геометрических тел, используя знания по черчению, по теме “Развертки», затем имитировать укладку стен бревнами. «Накрыть» по законам строительства крышу, «соорудить» крыльцо. Изучив традиции, связанные с оформлением окон, фасада, крыльца оформить модель. Форму и количество декоративных элементов школьники подбирают самостоятельно.

До сих пор, говоря о технике бумажной пластики, речь шла о поделках из чисто белой бумаги. В своих изделиях ученики могли наблюдать, как белизна бумаги, преобразовываясь в объемную конструкцию, отражая тончайшие нюансы цветовых оттенков окружающей среды. Освещение изделия дает игру светотени, делает работу более объемной. Не следует раскрашивать изделия, так как влажность акварельных и гуашевых красок деформирует их. Надо помнить что, при использовании цветной бумаги, прибавляются еще и проблемы подбора сочетающихся цветовых нюансов. И в случае необходимости передачи цветового строя изделия не желательно использовать большое количество цвета, достаточно три – четыре наименования. Рекомендую в цвете выполнять конструкции масок.

8 класс «Театральные маски» (9 слайд презентации)

К восьмому классу школьники знают уже достаточно приемов работы с бумагой, чтобы выполнить театральную маску. Надо только вспомнить, как придать выпуклость плоской поверхности. Чтобы изменить ровную поверхность бумаги и придать форму лица, ее можно надрезать по контуру в самых выпуклых частях лица: по подбородку, лбу, щекам и скулам. Затем, сдвинув бумагу, ее склеить. Конструкцию для черт лица учащиеся продумывают самостоятельно, подбирая с одной стороны, пластические возможности бумаги, а с другой стремясь достичь главного, создать образ героя.