Задачи урока:
- обобщение ранее изученных знаний о насекомых, об особенностях строения, их жизнедеятельности;
- пополнение знаний о многообразии и значении насекомых;
- привитие любви к природе и бережному отношению к ней;
- умение объяснить значение насекомых.
Оборудование:
- Плакаты с изображением насекомых.
- Учебные коллекции насекомых и лупы.
- Телевизор, видеомагнитофон и видеоматериал к уроку.
- Информационные листы и тест-опросник (приложение 1).
- Карточки – задания для групповой работы;
- Цветные кружочки для рефлексии.
Перед началом урока класс делится на 4 группы. На столах у каждого ученика – информационный лист, тест-опросник, задания для работы в группах; текст из дополнительной литературы для работы в парах; коллекции насекомых и лупы для практической работы.
На доске:
- тема урока;
- рисунки с изображением значения насекомых расположены таким образом: на одной стороне доски – положительное значение, на другой стороне– отрицательное значение;
- материал для рефлексии.
Ход урока
1. Вводная беседа
В книге Акимушкина из цикла «мир животных» есть такие слова: «Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущи компьютер, способный выразить в цифрах это население земли? Как предполагают, их 1018. Миллиард миллиардов. Больше чем звезд в нашей галактике».
Ребята, о ком эти строки? (Ученики отвечают.)
Ребята, тема нашего урока «Насекомые – одна из великих сил природы».
Мы с вами должны будем обобщить и пополнить знания о строении и жизнедеятельности насекомых и пополнить знания о многообразии и значении насекомых. К концу нашей работы на уроке мы должны ответить: почему насекомые являются одной из великих сил природы?
Урок наш ребята не совсем обычный. Вы будете работать в группах и индивидуально. Урок наш будет познавательным и успешным в том случае, если вы будете активными.
Итак. У вас на столах в каждой группе лежат информационные листы – это часть вашей рабочей тетради. В нем вы запишите тему урока, основные понятия, в нем же указано ваше домашнее задание.
Здесь же на столах лежит тест-опросник (приложение 1), с ним вы будете работать на протяжении всего урока, и в конце урока вы сами выставите оценку за этот этап работы.
Кроме всего этого у вас на столах лежат коллекции насекомых и конверты с заданиями для групповой работы, текст из дополнительного источника для работы в парах.
2. Проверка и закрепление ранее изученного материала.
- Ребята. Чтобы нам с вами успешно решить нашу задачу, нам с вами нужно вспомнить, к какому царству относятся эти живые организмы, и вспомнить основные признаки.
- А теперь нам надо вспомнить, к какому классу относятся эти животные? Вспомнить характерные признаки.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение.
У всех членистоногих, скажу без промедления,
Конечности имеют членистое строение,
На несколько отделов раздельно их тело,
Отделы – из сегментов, такое, братцы дело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров.
Он защитить способен от всяческих врагов.
Все это характерные особенности многих животных
Относящихся к типу членистоногих.Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют,
Все это насекомые, они и там и тут.
Отрядов очень много, все не перечесть,
Но все-таки особенности основные есть:
У насекомых тело состоит из трех отделов,
На голове два усика и сложные глаза,
Особенно большие имеет стрекоза.
А как же насекомые по свету расселились?
Да дело в том, что крылья у многих появились,
Они отходят от груди, внимательнее посмотри
Три пары ног еще у них отходят от груди,
Так быстро бегают к примеру; трудяги муравьи.
Вот что еще хотела бы сказать я в заключенье
Дыхание – трахейное, развитие – с превращеньем.
А сейчас ребята, ответьте на вопросы теста-опросника.
3. Изучение нового материала.
Ребята, мы с вами вспомнили основные признаки, по которым эти живые организмы отнесены в царство – животные, тип – членистоногие, класс – насекомые.
Благодаря своему обилию насекомые играют огромную роль в природе и жизни людей. Насекомые первыми среди животных научились летать и освоили небеса. И сейчас их можно встретить везде и на суше, в почве, в воде и на ее поверхности, в воздухе.
Еще одно важное событие в жизни насекомых – их счастливая встреча с цветковыми растениями. Эти маленькие «чуда», посещая цветковые растения, активно переносят пыльцу с растения на растение. Без этих маленьких тружеников многие растения были бы обречены на вымирание.
А сейчас, ребята, пополним наши знания, посмотрев фрагмент видеофильма. Во время просмотра фильма вы, ребята, обратите внимание на значение насекомых в природе и на новые понятия, которые вы встретите во время просмотра фильма.
После просмотра фильма вы должны вписать названия насекомых в таблицу информационного листа и их значение в соответствующие колонки. Новые термины вы тоже должны вписать в отведенное в информационном листе место.
После просмотра фильма – краткая работа по просмотренному материалу и ответы на вопросы:
- Каких насекомых и их значение вы записали в таблицу?
- Какие новые термины вы узнали?
Ребята, сейчас, пожалуйста, ответьте на следующие вопросы теста-опросника (приложение 1).
А теперь приступим к работе с коллекциями, которые лежат у вас на столах.
В ваших информационных листах есть этап практической работы с коллекциями насекомых. Что вы должны выполнить? (Практическая работа и заполнение таблицы).
Цель вашей работы: выяснить значение насекомых вашей коллекции (после выполнения работы в группе отчитываются).
Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос вашего теста-опросника (приложение 1).
Мы с вами закончили работу с тестом-опросником. Сейчас, ребята, подсчитайте, сколько у вас правильных ответов.
Если у вас:
- От 8 – 10 прав. – «5»
- От 6 – 8 прав. – «4»
- От 1 – 6 прав. – «3»
4. Закрепление изученного материала.
Мы с вами изучили значение насекомых, которые наиболее часто встречаются в жизни. И теперь попробуем применить полученные знания: Внимание на доску!
Я расположила на доске рисунки, насекомых на которых изображены такие веселые «гусенички», нарисованные детьми.
Ваша задача – поместить в «кармашек» каждой гусенице свою бабочку, в которую она превратится, в результате развития с превращением. Прокомментировать. (Дети по желанию выходят к доске и вкладывают соответствующих бабочек или жуков).
Следующий этап нашей работы – работа в группах.
У вас на столах лежат творческие задания для каждой группы (приложение 2). При выполнении своих задании вы ответите на вопросы к заданиям, выясните значение насекомых и прокомментируете. (Подведение итогов урока и выставление оценок).
Итак, ребята. Мы с вами выяснили значение насекомых.
Ребята, обратите внимание на доску!
Какая часть доски указывает на положительное значение насекомых, а какая на отрицательное?
Пожалуйста, кто пойдет работать у доски? (Двое ребят прикрепляют значение насекомых, отпечатанное на листах к соответствующей части доски).
Итак, ребята, достигли ли мы с вами цели, можем ли мы ответить на нашу задачу: почему насекомые являются одной из великих сил природы? (Отвечает ученик).
Учитель: Мы, ребята, увидели и положительную сторону, и отрицательную сторону насекомых. Действительно, насекомые многообразны в своем значении, в них заключена великая сила природы. Это настоящие «маленькие чуда». Среди них есть и полезные, и вредные; маленькие и большие; Красивые и некрасивые. Все они – произведения природы, которые вызывают у человека чувство восхищения, побуждают бережное отношение к природе. Многие из них поплатились за свою красоту и сейчас находятся под охраной. Особенно это яркие бабочки, поэтому ловля их для коллекции запрещена по закону. Вы, наверное, обратили внимание, на столах у вас нет коллекции бабочек.
Мы с вами должны сохранить этих животных для будущих поколений. И пусть это будет частью вашего домашнего задания, но не на день, не на год, а на всю дальнейшую жизнь.
Рефлексия: Мы с вами выяснили являются ли насекомые действительно великой силой природы. А теперь пожалуйста подумайте и оттметте на доске в соответствующем месте кружком красного цвета, если у вас хорошее настроение было на уроке, понравился вам урок и вы узнали много интересного и кружком желтого цвета если вам было неинтересно на уроке.
Закончить наш урок я бы хотела такими словами:
У природы живые краски.
Миллионы лучистых соцветий,
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить.