Проектная деятельность в УМК "Планета знаний". Секция "Новые технологии на уроках". Презентация проекта по теме "Мое любимое число"

Разделы: Начальная школа


Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Проектная деятельность внедрялась в практику школы с конца 90-х годов и использовалась наиболее активно как правило в образовательной области «технология».

В XXI веке метод проектов – широко используемая педагогическая технология во всех профессиональных областях, в урочной и внеурочной деятельности, т.к. одна из задач этого метода стимулировать интерес школьников к учебной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащегося, которую они выполняют в течение определенного времени.

Программа УМК «Планета знаний» располагает возможностями для создания проектов учащимися с 1-го класса, предлагая для реализации темы, учитывающие возрастные особенности.

В младшем школьном возрасте это особенно важно, т.к. обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование должно быть посильным, интересным и полезным.

Метод был апробирован на уроках математики, в период формирования представлений о натуральных числах и знакомства с десятичной системой счисления.

При использовании метода в процессе изучения цифр и чисел, при сопоставлении и различении свойств предметов, геометрических цифр решаются не только учебные задачи, но и развиваются творческие способности, общеучебные учения, формируются необходимые навыки речевого общения.

Как известно, проектная деятельность состоит из трех этапов:

1 этап – организационно-подготовительный. На этом этапе определяется актуальная тема для разработки, создаются творческие группы, подбирается литература, собирается информация.

2 этап – собственно, исследовательский. Систематизирует собранную информацию, обсуждают ее, оформляют проекты уроков.

Первоклассник пришел в мир математики. Он обращается к нам, учителям, открывающим ему двери в этот мир с вопросом, который можно выразить словами замечательного русского поэта Константина Бальмонта: «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце». Мир математики должен быть освещен для ребенка светом, теплом и радостью. От того, как он его встретит, во многом зависит сохраняющиеся на всю жизнь отношения человека к той части культуры, которая связана с математикой.

Математика занимает одно из центральных мест в общей системе образования. Ее роль определяется богатством математических идей и результатов, накопленных человечеством за тысячи лет развития.

Слова Галилея о том, что «природа написана на языке математики», сказанные 400 лет назад и подтверждаемые каждым новым поколением, являются достаточным основанием для того, чтобы отвести математике подобающее место в системе общего образования.

Важное место в программе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Наряду с активным использованием элементов опережающего обучения вводятся так же и элементы исследовательской деятельности в процессе обучения.

Учитель консультирует учеников по содержанию проекта, помогает в систематизации и обобщении материалов.

3 этап – итоговый.

На последнем этапе оформляются материалы для устной презентации. Преподаватель помогает в разработке отчета о работе, участвует в анализе проделанной работы, оценивает вклад каждого ученика. Защита проекта или презентация проходит на итоговом занятии.

На основе их первого опыта ученикам предложено заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по теме «Мое любимое число» в течение зимних каникул. Однако для стимуляции школьников к проектной деятельности время от времени обсуждались интересные факты, добываемые учениками в течение полугода, а также устраивались мини-презентации индивидуальных проектов.

Источниками добываемой информации послужили:

  1. книги;
  2. фильмы;
  3. беседы со взрослыми;
  4. наблюдения.

В классе – 25 учеников. Так как это наши первые шаги в проектной исследовательской деятельности, мы их делали вместе с родителями.

Наша работа состояла из следующих этапов:

  • определение практически значимой цели, формулировка задачи;
  • обсуждение реализации поставленной цели;
  • проработка идей. На этом этапе дети окончательно выбирают тему своего проекта.
  • оформление материалов.
  • выставка и оценка работ.

Тема проекта, выбранного первоклассниками, - «Мое любимое число». Работа над проектом позволила учащимся:

  • освоить первичные методы исследования;
  • дала возможность применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов;
  • развития интереса к математике и процессам познания в целом.

На этапе формирования проектов самое активное участие приняли родители первоклассников. Итоговый этап проводился на празднике «Мой первый проект» в виде защиты наиболее интересных и содержательных проектов. Предшествовала выставка всех детских работ. По окончании выставки была оформлена рукописная коллективная работа «Книга чисел 1 Б класса».

Эту книгу мы частенько используем на уроках и на перемене, т.к. в ней множество загадок, кроссвордов, занимательных задач, сведений не только о числах, но и о природе, истории и семейных традициях. В целом работа заняла около месяца. В результате выполнения этого проекта у первоклассников расширился словарный запас, кругозор, активизировалась внутренняя и внешняя речь, развился интеллект и эмоционально-волевая сфера.

В ходе работы над проектом учителю следует:

  • помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей;
  • способствовать созданию творческой рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе;
  • поощрять творческие проявления учащегося к творческому поиску;
  • воздерживать от негативных оценок, чтобы дети не боялись допустить ошибку, направлять и поддерживать их творческие порывы.

Кроме того, на уроках следует включать задания, направленные на овладение логическим мышлением и на уроках математики и на уроках обучения грамоте, окружающего мира, вести пропедевтическую по обучению исследовательской деятельности.

Еще одно замечание: первоклассники с интересом и удовольствием работают над своими проектами в силу своего возраста. Они не обладают самокритичностью, не могут оценить степень полноты своего исследования. Поэтому учителю необходимо высказывать свои оценочные суждения в форме советов, пожеланий.

Первый этап исследовательской работы мы оцениваем как удачный и готовимся к защите следующих проектов.

Приложение. Фотографии к статье.