ЦЕЛИ:
- познакомить с новыми звуками [ г] , [ г'] и буквами Г,г; формировать навыки чтения; учить сравнивать произношение и написание слов; закреплять представление об однокоренных словах;
- развитие мышления, речи, фонематического слуха;
- воспитание бережного отношения к грибам.
ОБОРУДОВАНИЕ: Выставка « Хороводами и в ряд в шляпках молодцы стоят » книги, журналы о грибах ; фонограмма Э.Грига «Утро в лесу»; грибки- буквы (грибки на ножке которых написаны все гласные буквы и изученные согласные буквы), «Азбука» В.Г.Горецкий и др..
Доска оформлена: человечки «Гласный» и «Согласный» в лесу с корзинками для грибов. В лесу растут «грибы-буквы».
Ход урока
1. Организационный момент.
Звучит музыка Э.Григ «Утро в лесу»
- Ребята, хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес.
Будьте внимательны друзья,
Тайны откроете для себя!
II. Повторение изученного.
- С нами в лес отправляются Гласный и Согласный звуки. А зачем?
а) Работа с чистоговоркой-загадкой
- Повторите за мной все слоги чётко.
Ка- ка- ка стоит Трошка,
Ке- ке- ке на одной ножке,
Ут- ут- ут его ищут,
Ит- ит- ит ,а он молчит.
- Назовите отгадку (гриб).
- Почему вы решили, что это гриб?
б) Повторение гласных и согласных букв.
- Поможем Гласному собрать грибки-буквы в 2 корзины:
В 1 корзину положите грибки с гласными, обозначающими мягкость согласных, во 2 корзину грибки с гласными, обозначающими твёрдость согласных. (Дети берут грибки-буквы и кладут в корзинки Гласного звука.)
- Назовите гласные, обозначающие мягкость согласных (я,и,е).
- Поможем Согласному собрать грибы. Он в одну корзину собирает звонкие согласные, а в другую глухие согласные. (Дети кладут грибки – буквы в корзинки Согласного).
- Назовите глухие согласные (п, к, т, с). Почему эти согласные глухие?
- Назовите звонкие согласные (н, м, л, р, б, в, д, з). Чем звонкие согласные отличаются от глухих?
III. Работа по теме урока.
- Одно местечко в корзине со звонкими согласными осталось свободным.
-Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться со звуками [ г] , [ г'] и буквами Г,г.
1. Знакомство со звуками [ г] , [ г']
- Итак, мы сейчас собирали грибы. Составим схему слова ГРИБЫ на парте. (Работаем в парах.)
- Проверим. Какой первый звук мы слышим в слове грибы? Произнесите его и дайте ему характеристику. (Звук [ г]- согласный, звонкий, твёрдый.)
- Многие грибы в лесу растут кольцами, кругами (рисунок 1).
Рисунок 1
Например – опята луговые, шампиньоны.
- Составим схему слова КРУГИ. Проверим себя по Азбуке (стр.123)
- Назовите 1 звук второго слога ([ г']).
- Чем этот звук отличается от [ г] ? (согласный мягкий).
- Посмотрите на схемы слов в Азбуке. Сравните их, в чём сходство (2 слога).
- Итак, с какими новыми звуками мы познакомились? (звуками [ г] , [ г']).
2. Определение звуков в словах.
- К нам на урок пришёл Груздь (рисунок 2). Он любит звук [ г]. Почему? (В названии гриба есть буква «ге») Он хочет с вами поиграть.
Рисунок 2
Игра – физминутка «Услышь звук [ г]»
- Спрятались, как грибочки за кусточки.
- Как услышите звук [ г] встанем.
- Рыжик (рисунок 3), рогатик (рисунок 4) (дети встают), мухомор (рисунок 5) грибник (дети встают), грибной (дети встают), грибница (дети встают).
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
3. Словарная работа
- Названия каких грибов услышали?
- Встречались ли однокоренные слова?
- Кто такой ГРИБНИК?
- Что может быть ГРИБНЫМ?
ГРИБНИЦА (рисунок 6) – это подземная часть гриба.
Рисунок 6
4. Письмо буквы «г» .
- Знакомство с буквами печатными и письменными буквами Г,г.
- Звуки [ г] , [ г,] на письме обозначаются буквами Г,г (показ печатных букв).
- На что похожа буква? (кочергу, косу)
- Сейчас вы будете писать строчную букву г( показ письменной буквы г).
- На какой элемент она похожа? (Линия с закруглением внизу и вверху.)
- В написании каких букв встречается этот элемент? (р, п)
- Показ написания на доске.
- Пишем с середины рабочей строки, закругляем вправо , ведём вниз наклонную линию с закруглением внизу.
- Письмо в воздухе (3 раза).
- Работа в прописи.
- Весёлый человечек-грибок предлагает вам научиться писать строчную букву г (дети пишут букву в прописи).
- Письмо слогов.
- Дружат гласные с согласной, образуя вместе слог.
- Читаем слоги, какое соединение? (Дети комментируют соединение и записывают слова).
5 .Работа по Азбуке.
а) Чтение слов (стр. 123)
- С этими слогами почитаем слова.
- Хоровое чтение с заданием: найдите слова с буквой «ге». Проверка.
- Самостоятельное чтение по заданию:
1 ряд – отметьте слово соответственно схеме
2 ряд – найдите односложное слово с глухим согласным на конце ([гр'ип]).
3 ряд – найдите односложное слово (гриб).
Проверка.
- Какое слово вы отметили? (гриб)
- Составим его из букв (работа с кассами букв).
Физминутка
Гена шёл, шёл, шёл.
Белый гриб нашёл.
Раз грибок, два грибок,
Полезайте в кузовок.
б) Работа с текстом (стр. 123)
- Чтение хоровое текста через кальку с заданием:
- Девочки при чтении отметят слова со звуком [ г], а мальчики со звуком [ г'].
-О чём этот текст?
- Как надо читать последних 2 предложения (с восклицательной интонацией).
ПОЯВЛЯЕТСЯ ГРИБ БОРОВИК (мальчик в костюме гриба боровика).
Он рассказывает о том, каким он бывает, почему его называют белым грибом и боровиком). Гриб БОРОВИК принёс письмо от грибов, в котором грибы просят , чтобы при сборе грибов не разрушали грибницу.
- Ребята, как надо собирать грибы? (Аккуратно срезать ножом ножку гриба (рисунок 7)).
Рисунок 7
- Самостоятельное чтение по заданию:
1 ряд –найдите слова произношение и написание которых различно (корзина, один, боровики, поганки);
2 ряд – найдите слова, обозначающие одушевлённые предметы;
3 ряд – найди слова с буквами Г,г.
в) Работа по картинке.
- Наш гость БОРОВИК живёт в стране, которая у вас есть на картинке.
- Придумайте ей название. (Грибная страна, город грибов)
- Чем занимаются грибы?
- Как бы вы повели себя в этом городе?
6. Работа с выставкой книг и журналов о грибах.
- О жизни грибов можно много интересного узнать из книг, журналов. (Знакомство с книгами и журналами).
- О грибах есть немало сказок.
- Послушайте сказку В.И.Даля «Война грибов» (прочтение начала сказки).
- А конец вы узнаете сами, если прочтёте эту сказку.
IV. Итог урока
- С какими звуками мы знакомились?
- Какой буквой на письме обозначаются данные звуки?