Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Знакомство с буквой Г, г"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • познакомить с новыми звуками [ г] , [ г'] и буквами Г,г; формировать навыки чтения; учить сравнивать произношение и написание слов; закреплять представление об однокоренных словах;
  • развитие мышления, речи, фонематического слуха;
  • воспитание бережного отношения к грибам.

ОБОРУДОВАНИЕ: Выставка « Хороводами и в ряд в шляпках молодцы стоят » книги, журналы о грибах ; фонограмма Э.Грига «Утро в лесу»; грибки- буквы (грибки на ножке которых написаны все гласные буквы и изученные согласные буквы), «Азбука» В.Г.Горецкий и др..

Доска оформлена: человечки «Гласный» и «Согласный» в лесу с корзинками для грибов. В лесу растут «грибы-буквы».

Ход урока

1. Организационный момент.

Звучит музыка Э.Григ «Утро в лесу»

- Ребята, хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес.
Будьте внимательны друзья,
Тайны откроете для себя!

II. Повторение изученного.

- С нами в лес отправляются Гласный и Согласный звуки. А зачем?

а) Работа с чистоговоркой-загадкой

- Повторите за мной все слоги чётко.

Ка- ка- ка стоит Трошка,
Ке- ке- ке на одной ножке,
Ут- ут- ут его ищут,
Ит- ит- ит ,а он молчит.

- Назовите отгадку (гриб).

- Почему вы решили, что это гриб?

б) Повторение гласных и согласных букв.

- Поможем Гласному собрать грибки-буквы в 2 корзины:

В 1 корзину положите грибки с гласными, обозначающими мягкость согласных, во 2 корзину грибки с гласными, обозначающими твёрдость согласных. (Дети берут грибки-буквы и кладут в корзинки Гласного звука.)

- Назовите гласные, обозначающие мягкость согласных (я,и,е).

- Поможем Согласному собрать грибы. Он в одну корзину собирает звонкие согласные, а в другую глухие согласные. (Дети кладут грибки – буквы в корзинки Согласного).

- Назовите глухие согласные (п, к, т, с). Почему эти согласные глухие?

- Назовите звонкие согласные (н, м, л, р, б, в, д, з). Чем звонкие согласные отличаются от глухих?

III. Работа по теме урока.

- Одно местечко в корзине со звонкими согласными осталось свободным.

-Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться со звуками [ г] , [ г'] и буквами Г,г.

1. Знакомство со звуками [ г] , [ г']

- Итак, мы сейчас собирали грибы. Составим схему слова ГРИБЫ на парте. (Работаем в парах.)

- Проверим. Какой первый звук мы слышим в слове грибы? Произнесите его и дайте ему характеристику. (Звук [ г]- согласный, звонкий, твёрдый.)

- Многие грибы в лесу растут кольцами, кругами (рисунок 1).

Рисунок 1

Например – опята луговые, шампиньоны.

- Составим схему слова КРУГИ. Проверим себя по Азбуке (стр.123)

- Назовите 1 звук второго слога ([ г']).

- Чем этот звук отличается от [ г] ? (согласный мягкий).

- Посмотрите на схемы слов в Азбуке. Сравните их, в чём сходство (2 слога).

- Итак, с какими новыми звуками мы познакомились? (звуками [ г] , [ г']).

2. Определение звуков в словах.

- К нам на урок пришёл Груздь (рисунок 2). Он любит звук [ г]. Почему? (В названии гриба есть буква «ге») Он хочет с вами поиграть.

Рисунок 2

Игра – физминутка «Услышь звук [ г]»

- Спрятались, как грибочки за кусточки.

- Как услышите звук [ г] встанем.

- Рыжик (рисунок 3), рогатик (рисунок 4) (дети встают), мухомор (рисунок 5) грибник (дети встают), грибной (дети встают), грибница (дети встают).

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

3. Словарная работа

- Названия каких грибов услышали?

- Встречались ли однокоренные слова?

- Кто такой ГРИБНИК?

- Что может быть ГРИБНЫМ?

ГРИБНИЦА (рисунок 6) – это подземная часть гриба.

Рисунок 6

4. Письмо буквы «г» .

  • Знакомство с буквами печатными и письменными буквами Г,г.

- Звуки [ г] , [ г,] на письме обозначаются буквами Г,г (показ печатных букв).

- На что похожа буква? (кочергу, косу)

- Сейчас вы будете писать строчную букву г( показ письменной буквы г).

- На какой элемент она похожа? (Линия с закруглением внизу и вверху.)

- В написании каких букв встречается этот элемент? (р, п)

  • Показ написания на доске.

- Пишем с середины рабочей строки, закругляем вправо , ведём вниз наклонную линию с закруглением внизу.

  • Письмо в воздухе (3 раза).
  • Работа в прописи.

- Весёлый человечек-грибок предлагает вам научиться писать строчную букву г (дети пишут букву в прописи).

  • Письмо слогов.

- Дружат гласные с согласной, образуя вместе слог.

- Читаем слоги, какое соединение? (Дети комментируют соединение и записывают слова).

5 .Работа по Азбуке.

а) Чтение слов (стр. 123)

- С этими слогами почитаем слова.

  • Хоровое чтение с заданием: найдите слова с буквой «ге». Проверка.
  • Самостоятельное чтение по заданию:

1 ряд – отметьте слово соответственно схеме

2 ряд – найдите односложное слово с глухим согласным на конце ([гр'ип]).

3 ряд – найдите односложное слово (гриб).

Проверка.

- Какое слово вы отметили? (гриб)

- Составим его из букв (работа с кассами букв).

Физминутка

Гена шёл, шёл, шёл.
Белый гриб нашёл.
Раз грибок, два грибок,
Полезайте в кузовок.

б) Работа с текстом (стр. 123)

  • Чтение хоровое текста через кальку с заданием:

- Девочки при чтении отметят слова со звуком [ г], а мальчики со звуком [ г'].

-О чём этот текст?

- Как надо читать последних 2 предложения (с восклицательной интонацией).

ПОЯВЛЯЕТСЯ ГРИБ БОРОВИК (мальчик в костюме гриба боровика).

Он рассказывает о том, каким он бывает, почему его называют белым грибом и боровиком). Гриб БОРОВИК принёс письмо от грибов, в котором грибы просят , чтобы при сборе грибов не разрушали грибницу.

- Ребята, как надо собирать грибы? (Аккуратно срезать ножом ножку гриба (рисунок 7)).

Рисунок 7

  • Самостоятельное чтение по заданию:

1 ряд –найдите слова произношение и написание которых различно (корзина, один, боровики, поганки);

2 ряд – найдите слова, обозначающие одушевлённые предметы;

3 ряд – найди слова с буквами Г,г.

в) Работа по картинке.

- Наш гость БОРОВИК живёт в стране, которая у вас есть на картинке.

- Придумайте ей название. (Грибная страна, город грибов)

- Чем занимаются грибы?

- Как бы вы повели себя в этом городе?

6. Работа с выставкой книг и журналов о грибах.

- О жизни грибов можно много интересного узнать из книг, журналов. (Знакомство с книгами и журналами).

- О грибах есть немало сказок.

- Послушайте сказку В.И.Даля «Война грибов» (прочтение начала сказки).

- А конец вы узнаете сами, если прочтёте эту сказку.

IV. Итог урока

- С какими звуками мы знакомились?

- Какой буквой на письме обозначаются данные звуки?