"Звук [у], буква У, у". Обучение грамоте (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: изучить новый звук [у], буквы У, у.

Задачи:

  • продолжить работу по формированию навыка чтения у детей;
  • расширить словарный запас, представление о мире;
  • развивать мышление, логическую речь, фонематических слух внимание;
  • воспитывать прилежность, любовь к изучаемому предмету.

Оборудование: электронный диск «Уроки Кирилла и Мефодия» (начальная школа), нитки, палочки, пластилин, элементы от костюмов героев сказки «Репка».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Игровой момент. Психогимнастика

Покажите выражение лиц: доброго волшебника, злой бабы Яги, задумчивой Аленушки, веселого клоуна.

Слайд № 2

Вот с таким хорошим настроением продолжим урок.
(Вносится кукла Уля.)
Это Уля, послушайте, что с ней произошло.

Шла Уля с огорода,
Повстречала там урода.
А урод стоит на палке.
С бородою из мочалки.

Что это такое?

Слайд № 3

III. Закрепление изученных звуков и подготовка к введению нового материала

Учитель. Каким именем назвали куклу? (Уля.) Составим схему слова.

Расселим звуки в дома города «Букваря», на улице Звуковая.

Слайд № 4

– Объясните почему именно в эти дома?

IV. Работа по теме рока

1. Сообщение темы урока

Учитель. Произнесите 1 звук в слове Уля. (У.) Какой житель леса издает звук у-у-у-у-у?

Слайд № 5

Как гудит паровоз? (у-у-у-у)

Слайд № 6

Как воет ветер? (у-у-у-у)

Слайд № 7

2. Характеристика звука

Учитель. Произнесите звук [у] с усилением голоса, с ослаблением. Смотрим в зеркало и произносим звук [у]. Артикуляция звука У.

Учитель сажает ребенка перед зеркалом, показывает ему и объясняет артикуляцию звука [У]:

– Когда мы произносим звук [У], то:

а) губы вытянуты вперед трубочкой;
б) зубы не смыкаются, они закрыты губами;
в) корень языка поднят;
г) мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют;
е) горлышко «работает» (для фиксации работы голосовых связок рука ребенка лежит на горлышке).

Звук [у] гласный, так как при произношении не встречает преград .

Слайд № 8

Сегодня на уроке мы будем произносить слова со звуком [у], познакомимся с буквами У, у.

3. Работа над звуком

Учитель. Учимся правильно произносить звук [у].

4. Работа с чистоговоркой. (Заучивание наизусть.)

У-у-у – губы хоботком тяну.
У-у-у – дую в трубу.
У-у-у – всех детей зову.

5. Игра в звуки

Учитель произносит звуки, если слышат новый звук [у], дети хлопают в ладоши.

У И А У Я Ы У О У Э Ю Ы У А Ы И У А О И Я У Ы А Э Ю О У У Я О А У

Физминутка «Уточка луговая»

Дети:

Уточка луговая.
Серая, полевая,
Где ты ночку ночевала?

Утка:

Под кустиком, под березкой.
Сама, утя, хожу,
Детей своих вожу.
Сама, утя, поплыву,
Детей своих поведу. [2]

6. Знакомство с буквами, показ буквы У, у.

Учитель. Найдите на плакате, какой буквой обозначается звук [у]?
– На что похожа буква У? Заучивание четверостишья:

У – улитка на дорожке –
Смело выпустила рожки.
Уходите-ка с пути!
Не мешайте дом везти. (В.Степанов) [2]

– Из скольких элементов состоит буква? Сконструируйте букву из ниток, палочек, пластилина.

Слайд № 9

7. Работа над словом

Найти слова, которые начинаются на гласный у, заканчиваются на гласный а.

Слайд № 10

V. Закрепление

Учитель. Укажите предметы в названиях которых нет звука [у] .

Слайд № 11

1. Физминутка

Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь. [2]

2. Отгадать загадки:

На дорожку вышли рожки
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять. (Улитка.) [2]

Удивительный ребенок
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок.) [2]

Что общего в отгадках?

3. Придумайте слова на новый звук.

4. Найдите и раскрасьте цветы с буквами А, У.

Слайд № 12

5. Работа над предложением.

плавает, Утка, на, озере.

Слайд № 13

Прочитайте слова. Составьте предложение.
Сколько слов в предложение?
Назовите 4-е слово.
Назовите слово, в котором звук [у].

6. Работа над текстом

Учитель. Герои какой сказки изображены на иллюстрации?

Слайд № 14

Назовите названия участников сказки, где есть звук [у].

7. Инсценировка сказки «Репка».

(Распределение ролей.)

VI. Итог

Учитель. Что нового вы узнали на уроке? Что больше всего вам понравилось? О какой букве идет речь?

Удобная буква,
Удобно в ней то,
Что можно на букву, повесить пальто. [2]

Слайд №15
Какой звук обозначает буква У?

Используемые материалы:

Программа «Перспективная начальная школа»
1. Агарков Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник «Азбука».
2. Волин В. «Веселая азбука».
3. Электронный диск «Уроки Кирилла и Мефодия» (начальная школа).
4. Ресурсы Интернет.