Цели: изучить новый звук [у], буквы У, у.
Задачи:
- продолжить работу по формированию навыка чтения у детей;
- расширить словарный запас, представление о мире;
- развивать мышление, логическую речь, фонематических слух внимание;
- воспитывать прилежность, любовь к изучаемому предмету.
Оборудование: электронный диск «Уроки Кирилла и Мефодия» (начальная школа), нитки, палочки, пластилин, элементы от костюмов героев сказки «Репка».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Игровой момент. Психогимнастика
Покажите выражение лиц: доброго волшебника, злой бабы Яги, задумчивой Аленушки, веселого клоуна.
Слайд № 2
Вот с таким хорошим настроением продолжим урок.
(Вносится кукла Уля.)
Это Уля, послушайте, что с ней произошло.
Шла Уля с огорода,
Повстречала там урода.
А урод стоит на палке.
С бородою из мочалки.
Что это такое?
Слайд № 3
III. Закрепление изученных звуков и подготовка к введению нового материала
Учитель. Каким именем назвали куклу? (Уля.) Составим схему слова.
Расселим звуки в дома города «Букваря», на улице Звуковая.
Слайд № 4
– Объясните почему именно в эти дома?
IV. Работа по теме рока
1. Сообщение темы урока
Учитель. Произнесите 1 звук в слове Уля. (У.) Какой житель леса издает звук у-у-у-у-у?
Слайд № 5
Как гудит паровоз? (у-у-у-у)
Слайд № 6
Как воет ветер? (у-у-у-у)
Слайд № 7
2. Характеристика звука
Учитель. Произнесите звук [у] с усилением голоса, с ослаблением. Смотрим в зеркало и произносим звук [у]. Артикуляция звука У.
Учитель сажает ребенка перед зеркалом, показывает ему и объясняет артикуляцию звука [У]:
– Когда мы произносим звук [У], то:
а) губы вытянуты вперед трубочкой;
б) зубы не смыкаются, они закрыты губами;
в) корень языка поднят;
г) мягкое небо поднято и прижато к задней стенке
глотки, закрывая проход в носовую полость;
д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют;
е) горлышко «работает» (для фиксации работы
голосовых связок рука ребенка лежит на горлышке).
Звук [у] гласный, так как при произношении не встречает преград .
Слайд № 8
Сегодня на уроке мы будем произносить слова со звуком [у], познакомимся с буквами У, у.
3. Работа над звуком
Учитель. Учимся правильно произносить звук [у].
4. Работа с чистоговоркой. (Заучивание наизусть.)
У-у-у – губы хоботком тяну.
У-у-у – дую в трубу.
У-у-у – всех детей зову.
5. Игра в звуки
Учитель произносит звуки, если слышат новый звук [у], дети хлопают в ладоши.
У И А У Я Ы У О У Э Ю Ы У А Ы И У А О И Я У Ы А Э Ю О У У Я О А У
Физминутка «Уточка луговая»
Дети:
Уточка луговая.
Серая, полевая,
Где ты ночку ночевала?
Утка:
Под кустиком, под березкой.
Сама, утя, хожу,
Детей своих вожу.
Сама, утя, поплыву,
Детей своих поведу. [2]
6. Знакомство с буквами, показ буквы У, у.
Учитель. Найдите на плакате, какой
буквой обозначается звук [у]?
– На что похожа буква У? Заучивание
четверостишья:
У – улитка на дорожке –
Смело выпустила рожки.
Уходите-ка с пути!
Не мешайте дом везти. (В.Степанов) [2]
– Из скольких элементов состоит буква? Сконструируйте букву из ниток, палочек, пластилина.
Слайд № 9
7. Работа над словом
Найти слова, которые начинаются на гласный у, заканчиваются на гласный а.
Слайд № 10
V. Закрепление
Учитель. Укажите предметы в названиях которых нет звука [у] .
Слайд № 11
1. Физминутка
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь. [2]
2. Отгадать загадки:
На дорожку вышли рожки
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять. (Улитка.) [2]Удивительный ребенок
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок.) [2]
Что общего в отгадках?
3. Придумайте слова на новый звук.
4. Найдите и раскрасьте цветы с буквами А, У.
Слайд № 12
5. Работа над предложением.
плавает, Утка, на, озере.
Слайд № 13
Прочитайте слова. Составьте предложение.
Сколько слов в предложение?
Назовите 4-е слово.
Назовите слово, в котором звук [у].
6. Работа над текстом
Учитель. Герои какой сказки изображены на иллюстрации?
Слайд № 14
Назовите названия участников сказки, где есть звук [у].
7. Инсценировка сказки «Репка».
(Распределение ролей.)
VI. Итог
Учитель. Что нового вы узнали на уроке? Что больше всего вам понравилось? О какой букве идет речь?
Удобная буква,
Удобно в ней то,
Что можно на букву, повесить пальто. [2]
Слайд №15
Какой звук обозначает буква У?
Используемые материалы:
Программа «Перспективная начальная школа»
1. Агарков Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник
«Азбука».
2. Волин В. «Веселая азбука».
3. Электронный диск «Уроки Кирилла и Мефодия»
(начальная школа).
4. Ресурсы Интернет.