Лабораторно-практическая работа "Строгание древесины" в 5-м классе

Разделы: Технология


Структура занятия

№ п/п

Раздел урока (Учебное время 45 мин.)

Деление урока по времени (мин.)

Учебная цель

Примечания

1

Организационная часть

3

Подготовка к учебной деятельности

Разминка проводится по отработанной схеме

2

Основная часть

22

Изучение нового материала

 

3

Инструктаж на рабочем месте

3

Соблюдение требований охраны труда. Ознакомление с заданием

 

4

Самостоятельная работа

10

Закрепление нового материала

Работа в группах по 2-4 человека

5

Подведение итогов

5

Диагностика усвоения

Проверка учебных карт

6

Заключительная часть

2

Комментарий к домашнему заданию

 

Ход урока

1. Организационная часть (3 минуты).

- Приветствие.

- Проверка готовности учащихся к занятию, сообщение темы, цели и задачи урока.

- Разминка для развития координации и мелкой моторики рук.

2. Основная часть.

Изучение нового материала (15 минут).

Вопросы для обсуждения:

1. История возникновения инструментов, в которых используется процесс резания.

- Чем отличается раскалывание от резания?

- При каких условиях возможно механическое резание других материалов?

- Как выглядел первый струг (скобель)?

- Какую столярную обработку невозможно выполнить скобелем?

(Прямолинейное плоскостное строгание.)

- Возможно ли достижение высокого качества обработки поверхностей этими инструментами?

- Какое изобретение позволило создать современный рубанок?

(Рубанок для плоского строгания.)

– Что говорят названия его элементов конструкции?

Рис. 1

Рис.2

Рис. 3

Ассоциативное рисование: леток (пчелы), щечки (лицо), рожки (козел), затылок (подзатыльник), постель (кровать), подошва (обувь).

Рассмотрим устройство одинарного рубанка с деревянной колодкой (рис.1,2,3.)

Различают три вида строгания древесины в зависимости от направления волокон: вдоль волокон, поперек волокон и перпендикулярно волокнам (торцевание). Древесину строгают ручным инструментом, электрифицированным инструментом и на строгальных станкам.

Главнейшее требование, предъявляемое к строганию, — это чистота. Однако при применении различных инструментов чистота строгания обеспечивается неодинаково. По качеству строгание бывает грубое, среднее и чистое.

Инструменты, применяемые при строгании, называются стругами или рубанками.

Работа с иллюстративными картами.

  • Как отделить клин, железку и колодку рубанка друг от друга? (инструкционная карта №1 – приложение 1)
  • Разборку рубанка необходимо проводить над верстаком.
  • Почему? (Меры предосторожности).
  • Почему нельзя проверять остроту лезвия железки, рукой?

Сборка и наладка рубанка (инструкционная карта №1)

Заполните в своей рабочей тетради пропуски в ячейках таблицы, используя приложение 2.

Характеристики инструментов для плоского строгания

 
1

2

Инструмент

Назначение

Шерхебель

 

Рубанок:
одинарный

 

рубанок
двойной

 

 

Тщательная зачистка
мест задиров волокон и торцов

 

Гладкое строгание,
Прифуговка деталей
средних размеров

Фуганок

 

Отметим основные этапы плоского строгания заготовки:

  • Настройка, проверка готовности инструмента к работе.
  • Ознакомление с заданием.
  • Нанесение разметки на заготовку.
  • Установка и закрепление заготовки.
  • Строгание (инструкционная карта № 2 – приложение 3).
  • Контроль качества строгания поверхности (инструкционная карта №3 – приложение 4).
  • Уборка рабочего места.

3. Инструктаж на рабочем месте. - 3 мин.

- Расположение рабочих инструментов на верстаке.

- Требование охраны труда при строгании древесины

4. Самостоятельная работа

- Ознакомление с содержанием учебной карты.

№ задания

Наименование операции

Результат измерений

1

Определите форму заготовки

 

2

Измерьте параметры заготовки

____ х ____ х ____
длина ширина высота(мм)

3

Определите пороки заготовки

строения

 

механические

 

4

Зарисуйте форму лезвия железки

шерхебеля

 

одинарного
рубанка

 

5

Проведите черновое строгание и укажите изменение размеров

пласти

высота

 

кромки

ширина

 

6

Выполните чистовое строгание, запишите используемые инструменты строгания,

пласти

 

 

кромки

 

 

торца

 

 

7

На заготовке укажите карандашом возможные направления строгания

 

 

8

проведите контроль качества строгания (Инструкционная карта №3)

 

5. Подведение итогов.

- Проверка учебных карт.

- Выставление оценок.

6. Запись и комментарий к домашнему заданию

Подготовить доклад: «Петр Великий – столяр и плотник» (по выбору).