Структура занятия
№ п/п |
Раздел урока (Учебное время 45 мин.) |
Деление урока по времени (мин.) |
Учебная цель |
Примечания |
1 |
Организационная часть |
3 |
Подготовка к учебной деятельности |
Разминка проводится по отработанной схеме |
2 |
Основная часть |
22 |
Изучение нового материала |
|
3 |
Инструктаж на рабочем месте |
3 |
Соблюдение требований охраны труда. Ознакомление с заданием |
|
4 |
Самостоятельная работа |
10 |
Закрепление нового материала |
Работа в группах по 2-4 человека |
5 |
Подведение итогов |
5 |
Диагностика усвоения |
Проверка учебных карт |
6 |
Заключительная часть |
2 |
Комментарий к домашнему заданию |
|
Ход урока
1. Организационная часть (3 минуты).
- Приветствие.
- Проверка готовности учащихся к занятию, сообщение темы, цели и задачи урока.
- Разминка для развития координации и мелкой моторики рук.
2. Основная часть.
Изучение нового материала (15 минут).
Вопросы для обсуждения:
1. История возникновения инструментов, в которых используется процесс резания.
- Чем отличается раскалывание от резания?
- При каких условиях возможно механическое резание других материалов?
- Как выглядел первый струг (скобель)?
- Какую столярную обработку невозможно выполнить скобелем?
(Прямолинейное плоскостное строгание.)
- Возможно ли достижение высокого качества обработки поверхностей этими инструментами?
- Какое изобретение позволило создать современный рубанок?
(Рубанок для плоского строгания.)
– Что говорят названия его элементов конструкции?
Рис. 1
Рис.2
Рис. 3
Ассоциативное рисование: леток (пчелы), щечки (лицо), рожки (козел), затылок (подзатыльник), постель (кровать), подошва (обувь).
Рассмотрим устройство одинарного рубанка с деревянной колодкой (рис.1,2,3.)
Различают три вида строгания древесины в зависимости от направления волокон: вдоль волокон, поперек волокон и перпендикулярно волокнам (торцевание). Древесину строгают ручным инструментом, электрифицированным инструментом и на строгальных станкам.
Главнейшее требование, предъявляемое к строганию, — это чистота. Однако при применении различных инструментов чистота строгания обеспечивается неодинаково. По качеству строгание бывает грубое, среднее и чистое.
Инструменты, применяемые при строгании, называются стругами или рубанками.
Работа с иллюстративными картами.
- Как отделить клин, железку и колодку рубанка друг от друга? (инструкционная карта №1 – приложение 1)
- Разборку рубанка необходимо проводить над верстаком.
- Почему? (Меры предосторожности).
- Почему нельзя проверять остроту лезвия железки, рукой?
Сборка и наладка рубанка (инструкционная карта №1)
Заполните в своей рабочей тетради пропуски в ячейках таблицы, используя приложение 2.
Характеристики инструментов для плоского строгания
1 | 2 |
|
Инструмент |
Назначение |
|
Шерхебель |
|
|
Рубанок: |
|
|
рубанок |
|
|
|
Тщательная зачистка |
|
|
Гладкое строгание, |
|
Фуганок |
|
Отметим основные этапы плоского строгания заготовки:
- Настройка, проверка готовности инструмента к работе.
- Ознакомление с заданием.
- Нанесение разметки на заготовку.
- Установка и закрепление заготовки.
- Строгание (инструкционная карта № 2 – приложение 3).
- Контроль качества строгания поверхности (инструкционная карта №3 – приложение 4).
- Уборка рабочего места.
3. Инструктаж на рабочем месте. - 3 мин.
- Расположение рабочих инструментов на верстаке.
- Требование охраны труда при строгании древесины
4. Самостоятельная работа
- Ознакомление с содержанием учебной карты.
№ задания |
Наименование операции |
Результат измерений |
||||
1 |
Определите форму заготовки |
|
||||
2 |
Измерьте параметры заготовки |
____ х ____ х ____ |
||||
3 |
Определите пороки заготовки |
строения |
|
|||
механические |
|
|||||
4 |
Зарисуйте форму лезвия железки |
шерхебеля |
|
|||
одинарного |
|
|||||
5 |
Проведите черновое строгание и укажите изменение размеров |
пласти |
высота |
|
||
кромки |
ширина |
|
||||
6 |
Выполните чистовое строгание, запишите используемые инструменты строгания, |
пласти |
|
|
||
кромки |
|
|
||||
торца |
|
|
||||
7 |
На заготовке укажите карандашом возможные направления строгания |
|
|
|||
8 |
проведите контроль качества строгания (Инструкционная карта №3) |
|
5. Подведение итогов.
- Проверка учебных карт.
- Выставление оценок.
6. Запись и комментарий к домашнему заданию
Подготовить доклад: «Петр Великий – столяр и плотник» (по выбору).