Тема: Дифференциация звуков [Ж] - [Ш]. (Логопедическое занятие по коррекции нарушений письма, обусловленных НВ ОНР. 2 класс)
Занятие сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)
Слайд 1
Цели
1) Коррекционные:
- уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [Ш - Ж];
- установить различия по звонкости-глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;
- совершенствовать фонематические процессы (слух, восприятие, представление);
- обогащать активный словарный запас путём формирования семантических полей: подбора родственных слов (парадигматические связи);
- совершенствовать грамматический строй речи (синтагматические связи);
- развивать высшие психические процессы.
2) Обучающие:
- вспомнить правило правописания жи – ши.
3) Здоровьесберегающие:
- содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
4) Воспитательные:
- формировать положительную учебную мотивацию;
- воспитывать чувство эмпатии (сопереживания).
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
А девиз у нас каков?
(Больше дела, меньше слов.)
Эмоциональный настрой
- Ребята, у нас сегодня на занятии гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.
Пожелайте друг другу успехов на занятии.
Игра-пожелание «Удачи тебе!»
Учащиеся поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:
- Желаю (соприкасаются большими пальцами)
- успеха (указательными)
- большого (средними)
- во всём (безымянными)
- и везде (мизинцами).
- Удачи тебе на занятии! (Прикосновение ладонями.)
II. Сообщение темы занятия
Слайд 2
- Отгадайте загадки:
Жу-жу-жу,
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву ж все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я твержу весной и летом.
- Кто это жужжит на ветке? Сколько звуков в слове ЖУК? Назовите звуки по порядку.
Назовите 1-й звук.
Мохнатенький гудит,
За сладеньким летит.
Работник садовый –
Поясок медовый.
- Сколько звуков в слове-отгадке? Назовите звуки по порядку.
Назовите 1-й звук.
Кто догадался, как будет звучать тема нашего занятия? (Звуки [ш] и [ж] и буквы ш и ж.)
III. Уточнение артикуляции и характеристика звуков Ж – Ш
Слайд 3
- Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.
АРТИКУЛЯЦИЯ [Ш]
- Губы округлены, слегка вытянуты вперед.
- Кончик широкого языка поднят вверх.
- Язык принимает форму «чашечки».
- Голосовые складки не работают, голоса нет.
Звук [ш] согласный, твердый, глухой.
Слайд 4
АРТИКУЛЯЦИЯ [Ж]
- Губы округлены, слегка вытянуты вперед.
- Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки».
- Голосовые складки вибрируют, голос есть.
Звук [ж] согласный, твердый, звонкий.
Слайд 5
Оба они согласные, твердые. Но звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий.
Звонкость – глухость проверяем двумя способами. (1-й – руку на горло, 2-й – закрыть уши.)
Слайд 6
IV. Связь звука с буквой
- Какими буквами обозначаются звуки на письме?
На что похожа буква «ша»? (На шарф.)
На что похожа буква «же» (На жука.)
![]() |
![]() |
Посмотри на букву Ш.
Буква очень хороша!
Потому, что из неё
Можно сделать Е и Ё.Ж похожа на жука,
Только не жужжит пока.
V. Гимнастика для глаз
В противоположных углах класса находятся рисунки насекомых.
- Ребята, не поворачивая головы, глазами отыщите бабочку. А теперь посмотрите направо и глазами найдите муху. Поднимите взгляд вверх, заметили стрекозу? Каких еще насекомых вы знаете?
VI. Развитие мелкой моторики
Прилетела к нам вчера | Дети машут ладошками. | ||
Полосатая пчела. А за нею шмель – шмелек И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, |
На каждое название насекомого загибают один пальчик. | ||
Как фонарики глаза. | Делают кружочки пальцами, подносят к глазам. | ||
Пожужжали, полетали, | Машут ладошками. | ||
От усталости упали. | Роняют ладони на стол. |
VII. Звуковой синтез
- С первых солнечных дней начинает трудиться мохнатый, будто одетый в теплое меховое пальто, шмель. Он неторопливо и внимательно обследует каждый цветок.
Слайд 7
«Помоги шмелю собрать урожай».
Задание
- Шмель летает по буквенному полю и собирает буквы. Если шмель соберет буквы правильно, у него получится целое слово.
VIII. Динамическая пауза
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Жужжат над лугом в жаркий день
Кружащиеся пчелы, шмель мохнатый, и слепень,
И майский жук тяжелый.Тише, тише, жуки, жужжите,
Не тревожьте теперь камыши!
Тише, тише за парты летите,
Не будите жужжаньем тиши!
IX. Закрепление
БЕСЕДА
- Если внимательно присмотреться, можно увидеть великое множество жуков. У них есть много общего, но, в то же время, они отличаются друг от друга. И называются они по-разному.
Слайд 8
- Кто догадается, почему жуков называют: плавунец, усач, щелкун? Что общего заметили в названиях: листоед, короед, мертвоед.
Мертвоеды и могильщики - самые главные санитары леса. Они обладают совершенно необыкновенным чутьем, находят и поедают трупики зверушек и птиц.
Как вы думаете, в природе существует жук – БУКВОЕД?
Слайд 9
- А вот у нас побывал такой жук, ему очень понравились буквы Ж и Ш. Помогите мне восстановить слова. Сначала перечислим все картинки, в названии которых пропали буквы, а потом вы выполните понравившееся задание.
Слайд 10
РАБОТА В ТЕТРАДЯХ
Дети самостоятельно, по выбранным ими карточкам, выполняют задания.
ПРОВЕРКА
Слайд 11, 12
X. Итог занятия
- Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
Чем они похожи и чем отличаются?
В чем особенность этих звуков?
Что особенно запомнилось на занятии?