Использование мультимедийных презентаций на уроках математики, русского языка и окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Современная школа должна не только сформировать у обучающихся определенный набор знаний и умений, но и разбудить в них стремление к самообразованию. Но, ни для кого не секрет, что в настоящее время у детей наблюдается слабая мотивация к обучению, самообразованию. Причин для этого достаточно много: это и перегруженность школьных программ, и оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей обучающихся и многое другое.

Поэтому учитель и ставит перед собой цель – поддержать интерес детей к учению. Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с ребенком получать удовольствие от процесса познания, раздвигая стены школьного кабинета не только силой воображения, но и с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий, красочный мир.

В своей практике я использую мультимедийные презентации по следующим направлениям:

1. Наглядное представление материала
2. Использование дидактических игр на отдельных этапах урока

Остановимся на них подробнее.

Наглядное представление материала

Слайды, выведенные на большой экран – это отличный наглядный материал, используемый  для оживления занятия. Этот материал может быть разным:

  • обычная иллюстрация;
  • использование анимации в слайдах.

Обычная иллюстрация

Для повышения эффективности работы со словарными словами, я создаю слайды, в которых записано словарное слово, так же даю лексическое и этимологическое значение этого слова, иллюстрации, познавательные сведения. (Приложение 1)

Также простую иллюстрацию можно использовать и на уроках окружающего мира, математики.

Использование анимации в слайдах

Так, на уроках окружающего мира при рассказе о Солнце и Земле, при сравнении этих объектов, на экране изображение появляется частями, каждая часть появляется параллельно с комментарием учителя, так же комментарий к слайду дети могут прочитать и сами.

На уроках математики при изучении устных и письменных приемов вычислений также можно использовать иллюстрацию с анимацией. (Приложение 2)

Использование дидактических игр на отдельных этапах урока

На уроках русского языка, математики и окружающего мира при повторении и закреплении изученного материала использую игры с применением презентаций. Игра – это органическая форма деятельности младшего школьника. Она активизирует мышление, внимание, память, интерес к результату. Увлеченные игрой, дети легче усваивают материал, приобретают определенные знания и умения. С их помощью удается углубить и закрепить полученные знания. На компьютере это можно сделать быстро, это привлекает внимание детей и вызывает большой интерес к игре. Можно быстро проверить правильность своих ответов и оценить самого себя, что очень важно для ребенка.

Так, например, на этапе устного счета можно использовать игру «Блиц – турнир».

Учитель зачитывает вопрос, задачу, а ребёнок выбирает ответ и на экране нажимает на выбранный ответ. При правильном решении рожица улыбается, при неправильном – огорчается. (Приложение 3)

Применяю также игры «За три минуты до корабля», «Математический лабиринт». С небольшим отличием: если ребенок ошибся – делается шаг назад, ответил правильно – продвигается на шаг вперед.

Игра на внимание «Муха», также может проводиться с помощью презентации.

Цель игры: развитие внимания. Проводится она довольно просто. Учитель дает детям инструкцию «глазами проследить шаги мухи по квадратному полю (сама муха пока с места не двигается), после последнего её хода  вы должны будете показать, где муха остановится. После этого мы проверим, там ли она остановилась на самом деле». Учитель диктует шаги мухи, дети глазами следят по квадратному полю, где объект должен делать промежуточные остановки. Выслушиваются варианты детей, где объект должен был остановиться. После этого происходит наглядная проверка (по шагам).

Для эффективной работы со словарными словами использую не только иллюстрации, но и игры.

1.  «Помоги лягушке – путешественнице добраться до своего болота». Из предложенных вариантов ребенок выбирает одно из написаний словарного слова, если ученик выбрал правильный вариант ответа – продвигается на шаг вперед, лягушка не двинется с места, пока не будет нажат правильный вариант ответа. (Приложение 4)

2. «Буквенная таблица» - ребенку предлагается набрать по буквам словарное слово, например, ЛОПАТА. Если ребенок ошибается при выборе орфограммы, то он возвращается в начало слова. (Приложение 5)

Также на этапе повторения, закрепления знаний можно использовать различные кроссворды, загадки, учебные задания. (Приложение 6)

Подводя итог вышесказанному,  следует отметить, что использование мультимедийных презентаций в традиционном начальном образовании позволяет обеспечить переход от пассивного усвоения учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Широкое использование презентаций при изучении предметов дает возможность осуществлять принцип «учение с увлечением».