Переживаемый нами экологический бум - результат не только крайне неблагоприятных для человека изменений в биосфере, но и результат реакции на это общественного сознания, подошедшего к пониманию пересмотреть взаимоотношения человека и природы. Уровень экологической культуры – один из критериев цивилизованности общества, поэтому теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Ученые, изучающие природу Земли, давно предупредили: под влиянием производительной деятельности человека на нашей планете развиваются процессы, ухудшающие среду обитания живых организмов, пагубно влияющие на здоровье людей, таящие угрозу самой жизни будущих поколений. Сейчас из-за накопления негативных аспектов научно- технического прогресса некоторые такие процессы становятся негативными и перерастают в экологические бедствия. Никто и нигде не может считать себя в безопасности, если где-то с кем-то нарушается природное равновесие, наносится ущерб биосфере, загрязняется окружающая среда. Защита природы Земли - дело всего человечества и вместе с тем каждого человека.
Нет надобности сегодня доказывать необходимость экологического образования в школе. Самым действенным направлением является развитие системы непрерывного экологического образования, нацеленной на воспитание экологической культуры.
Одна из форм работы - “экологизация” учебных предметов, в данном случае речь пойдет о предмете география.
Тем более что в основу обязательного минимума содержания учебного предмета география на общеобразовательном уровне положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества; воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; бережного отношения к окружающей среде.
Практически на любом уроке географии стараюсь затронуть вопросы экологической тематики, цель которых – формирование экологического мировоззрения и экологической культуры учащихся. Однако для реализации компетентностного подхода необходимы принципиально иные технологии обучения, способствующие не только овладению новым содержанием образования, сколько формированию ключевых компетентностей (интеллектуально – познавательных, коммуникативных, деятельных, социальных и др.), развитию независимого критического мышления.
Таким образом, акцент работы на современном уроке географии перемещается с деятельности ученика по усвоению знаний на процесс его умения – поисковую учебно-познавательную деятельность.
В Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта по географии одним из требований к результатам обучения является умение проводить самостоятельный поиск географической информации на местности: сбор информации, ее фиксация в полевом дневнике; обработка полевых материалов.
Поэтому особое место в системе преподавания географии считаю необходимым отводить методу проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развивать критическое мышление. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую ученики выполняют в течение определенного времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.
В работе над проектами дети:
- беседуют с родителями, соседями, знакомыми;
- изучают дополнительную литературу, анализируют статьи;
- посещают местные предприятия;
- совершают экскурсии по родному краю;
- посещают музеи и другие учреждения культуры;
- проводят экологический мониторинг;
- занимаются краеведческой работой;
- сотрудничают с Роспотребнадзором, обществом охраны природы;
- на основе полученной информации составляют списки, отчеты;
- выступают перед учениками своего класса, школы;
- работают над рефератами;
- пишут заметки в газеты, журналы;
- рисуют;
- фотографируют, выполняют и многие другие виды деятельности.
Исследовательская деятельность является одной из эффективных форм для реализации краеведческого содержания государственного образовательного стандарта по географии. В ходе мониторинга природных объектов происходит непосредственное общение учащихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Формирование этих качеств школьников особенно эффективно происходят в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность – один из методов проблемного обучения, она может стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности обучающихся.
Исследование по экологии сочетает в себе теоретические знания и эксперимент, требует умения строить план исследования, формулировать экологическую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, умения осуществлять эксперимент, иметь навыки картографирования, построения схем, графиков, диаграмм, умения делать выводы и предложения.
Такая деятельность пробуждает интерес к решению экологических проблем своей местности, возникает чувство сопричастности к судьбе природных объектов. Исследовательские проекты неоднократно были представлены на районных, областных и Всероссийских конкурсах, где становились призерами.
2004 год Орлова Ольга - лауреат областного конкурса на лучший научно- исследовательский проект по обустройству водных объектов “Вода России” за проект “Сохраним нашу планету голубой и зеленой”.
2006 год Белозерова Вера - участник финального тура Всероссийского юниорского лесного конкурса “ ПОДРОСТ” (номинация: “Экология лесных животных”).
2007 год Лихачева Оксана – победитель XIV областного конкурса исследовательских работ туристско-краеведческого движения “Отечество”.
2007 год Красулина Светлана – победитель областного заочного этапа Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды в номинации “Водная экология и гидробиология” (проект “У истоков малых рек России”)
2007 год Красулина Светлана - участник областной Всероссийской научной эколого-биологической олимпиады
2008 год Шарова Ольга – участник областного этапа Всероссийской акции “Летопись добрых дел по сохранению природы”. (Проект “Лесные строители”)
Результаты показывают, что дети увлеклись природоохранной деятельностью, им нравится изучать, исследовать, экспериментировать и оказывать помощь природе родного края.
Однако, для достижения поставленных целей по экологическому воспитанию обучающихся, необходим комплексный подход, поэтому большое внимание уделяется внеклассной работе.
Практическая деятельность направлена на то, чтобы экологическая теория не становилась абстракцией, чтобы интерес к экологическим знаниям не ослабевал, чтобы эти знания превращались в убеждения.
Работа в школьном лесничестве – это и есть та общественно–полезная деятельность, которая воспитывает в человеке гражданина, ответственного за то, что происходит в обществе, человека, любящего свою малую родину, берегущую свою природу. ( Приложение 1)
Школьное лесничество было создано на базе Заозерского лесничества Угличского района, Ярославской области в 1996 году, деятельность школьного лесничества осуществляется согласно договора ( ШЛ - Угличский лесхоз).
Задачами школьного лесничества являются:
- Экологическое образование учащихся и подготовка из их числа будущих кадров лесного хозяйства;
- Оказание практической помощи органам управления лесным хозяйством, предприятиям, учреждениям и организациям, ведущим лесное хозяйство, в деле производства, охраны и защиты лесов, использования лесных богатств;
- Обучение школьников специальным навыкам исследования природы;
- Профессиональная ориентация учащихся;
- Пропаганда среди населения знаний о лесе.
Работа школьного лесничества начинается с детского сада и ставит своей целью пробудить у детей интерес к проблемам окружающей среды, развить понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека, привлечь учащихся средних и старших классов к научно- практической деятельности, которая формирует у них знания о структуре окружающего мира.
В данный процесс вовлечены как учащиеся школы, так и их родители; жители Заозерской волости, Угличского района, Ярославской области. В настоящее время школьное лесничество имеет тесную связь с различными организациями как районного, так и областного масштаба:
- Управление образования г. Углич
- Угличский лесхоз;
- Станция юннатов г. Углич;
- Дом творчества г. Углич;
- Администрация Ильинского поселения Угличского МР;
- Научно-географическое общество г. Углич;
- Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Ярославской области;
- Ярославская НТС ВООП
Активизации массовой природоохранной деятельности способствует проведение экологических акций: “Птичья столовая”, “Берегите Новогоднюю красавицу”, “Родничок”, “Бобры”, “Дубы Евразии”, “Уберем сами - своими руками”, “Чистая река”, “ Мы умеем творить добро” и акции “Леса России” Всероссийского эколого-краеведческого марафона “ Зеленая планета”, посвященного 180-летию Российского лесничества, “Летопись добрых дел по сохранению природы”.
В рамках этих акций ребята:
- производят посадку лесных культур (с 1996-2008год на полщади-120 га);
- осуществляют уход за посевами в питомнике;
- производят санитарную уборку леса и посадок;
- изготавливают скворечники и кормушки;
- подкармливают птиц зимой;
- производят огораживание муравейников;
- озеленяют село (посадка деревьев около храма Казанской Божьей Матери, берегам реки Устье, на территории бывшей усадьбы Салтыкова- Щедрина, закладка плодового сада, посадка аллеи выпускников ( ежегодно) и др.);
- разбивают цветники и ухаживают за ними;
- очищают территорию села и его окрестности от мусора;
- благоустраивают зоны отдыха в окрестностях села Заозерья и другие мероприятия.
По итогам областного смотра трудовых объединений школьников в направлении “Школьные лесничества” (номинация “Формы и методы экологического образования”)
в 2004 и 2005 годах члены школьного лесничества стали участниками Всероссийского съезда школьных лесничеств в городах Москве и Суздаль.
Члены школьного лесничества активно участвуют в конкурсах муниципального, областного уровней :“Юный лесовод”, “Юный эколог”, “ Человек на Земле”, “Подрост”, становясь призерами.
В 2009 году Кудрин Евгений в муниципальном конкурсе юных экологов занял 1 место в номинациях: “Геоботаника”, “ Зоология”, “Охрана природы”, “Гидробиология”;
3 место - в номинации “Почвоведение”
Горностаева Яна стала призером в номинациях: “Геоботаника” - 2 место
“Гидробиология” - 3 место
“ Топография” - 3 место
Эколого-просветительская работа осуществляется через:
- Кружок “Юный лесовод”;
- Элективный курс “Мир, в котором я живу”;
- Организацию конкурсов рисунков, фотографий. ( “Мгновение в лесу”, “Вся прелесть застенчивой русской природы и др.);
- Конкурс “Проба пера”;
- Литературно-краеведческие праздники “Азбука леса”, “Праздник птиц”, “День Земли”;
- Выступление по местному радио;
- Выпуск стенгазет по итогам экологических рейдов “Окно в природу”;
- Проведение экскурсий по школьной экологической тропе;
- Организацию экскурсий и походов по родному краю;
- Организацию экскурсии в дендрарий (г. Переславль)
С целью пропаганды экологических знаний в школе выпускаются листовки по охране природы, например, “Берегите Новогоднюю красавицу”. Традиционными стали встречи со специалистами лесного хозяйства, членами общества охотников.
Отрадно, что дети увлеклись природоохранной деятельностью. Им нравится изучать, исследовать, экспериментировать и оказывать помощь природе родного края.
Ведь задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Время показало, что потребительское отношение к природе – это всеобщая катастрофа, что только гармония взаимоотношений между человеком и природой принесут нам благополучие.