Пояснительная записка.
Моя концепция преподавания.
- Моя педагогическая цель – научить моих учеников умению учиться.
- Помочь ученикам почувствовать себя способным и то, что усилия дают результат.
- Гибкие стиль, формы, методы обучения.
- Предоставлять учащимся возможность выбора видов, форм, содержания деятельности.
Реализация концепции преподавания в уроке.
1. Развивающие цели на уроке являются ведущими.
2. Предложенный вариант урока может быть реализован только при активном участии учащихся. Для всех учащихся есть возможность добиться результата – большого или маленького, почувствовать себя успешным, выполнив опережающую работу самостоятельно или при помощи преподавателя или одногруппников.
3. При подготовке к уроку и его проведении целесообразно использовать средства ИКТ:
Виды использования приложений на уроке MS Office:
- Объяснение нового материала для фиксации внимания учащихся.
- Создание учащимися фотоальбомов в ходе выполнения опережающего домашнего задания.
- Подготовка учащимися презентации для сопровождения собственного выступления.
Работа с ресурсами Интернет.
Обоснование использования средств ИКТ на уроке:
- развитие умений, требуемых стандартом среднего (полного) общего образования;
- структурирование и оперативность изложения нового материала;
- представление результатов опережающей работы;
- оказание преподавателем детям образовательной поддержки в информационной среде.
4. Учащимся предоставляется выбор формы организации деятельности на уроке и при выполнении опережающего домашнего задания (индивидуальная, в парах или групповая – до 4-х человек); темы опережающего домашнего задания (учащиеся могут предложить свои темы или воспользоваться вопросами предложенными преподавателем); форма представления на уроке результатов работы
Реализация на уроке ФГОС среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Направленность реализацию следующих целей:
- Овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации
- Освоение системы знаний об истории человечества
Развитие опыта познавательной деятельности: умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность, формулирование полученных результатов информационно-коммуникативной деятельности: поиск, извлечение, передача нужной информации по заданной теме, перевод информации из одной знаковой системы в другую, использование ИКТ для презентации результатов
Тема урока:
Научно-технические достижения и прогресс индустрии в конце XIX – первой половине XX века.
Тип урока: комбинированный
Развивающая цель: развитие умений анализа информации, представленной в визуальном ряде, поиска и извлечения нужной информации по заданным заранее вопросам в сети Интернет, использования ИКТ для представления результатов своей работы, представление результаты работы на уроке в форме конспекта и таблицы.
Образовательная цель: понимание учащимися роли и особенностей научно-технического прогресса в первой половине ХХ века, обусловленности резкого скачка в НТП в этот период.
Воспитательная цель: воспитание уверенности в себе, стремления к сотрудничеству с учителем, библиотекарем, сокурсниками в ходе подготовки к уроку.
Учебники:
- Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. -§1
- Загладин Н.В. Всемирная история XX век.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. -§1,2
- Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. -§1
Возможности учебника для реализации поставленных целей:
1. Материал параграфа хорошо структурирован, выделена основная и дополнительная информация, курсивом выделены опорные слова. Это создает предпосылки для самостоятельной работы с текстом дома (опережающее задание) и на уроке, для достаточно быстрого чтения на уроке.
2. На обложке и форзаце учебника размещены иллюстрации, среди которых символы технического прогресса XX века. Используются для реализации развивающих целей.
3. http:// school-collection.edu.ru к учебникам, используемым на уроках, есть следующие ресурсы, которые можно использовать для реализации развивающих целей: иллюстративный ряд "Революция в естествознании", "Символы технического прогресса.
4. В качестве домашнего задания предложены вопросы учебника, направленные на реализацию целей урока:
- Какое место в мировой науке занимали достижения российских ученых. Приведите примеры из учебника, используя сеть Интернет. Составьте визуальный ряд.
- Заполните таблицу: "Достижения НТП в начале XX в. и их внедрение" С. 17.
Опережающие задания (выступления на уроке).
Задание выдается не менее чем за 2 недели до урока.
1. Составить на основе учебников и конспектов перечень наиболее значимых открытий и изобретений нового времени; подобрать соответствующие иллюстрации в сети Интернет; оформить результаты работы с помощью приложений MS Office.
2. Прочитать: Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. -§1. Подготовить "фотоальбом", презентацию о наиболее значимых событиях, с вашей точки зрения событиях истории НПТ в XX веке, которые повлияли на жизнь человека; дать название и объяснить его.
3. Найдите иллюстративный ряд по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fd5e4a58-89f3-4127-a734-1330543ed403/%5BIS11VI_1-02%5D_%5BGA_01%5D.html . Дайте комментарии на основании материала . §2 Загладин Н.В. Всемирная история XX век.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008.
Почему, с вашей точки зрения, авторы называют эти достижения в качестве символа прогресса?
4. Найдите иллюстративный ряд по ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2d71a615-cb2c-4765-be2a-93bcca1a0750/%5BIS11VI_1-01%5D_%5BGA_02%5D.html . Назовите открытия эти ученых. Каким, на ваш взгляд было влияние их открытий на жизнь общества и человека в XX века.
5. Рассмотрите и назовите символы НТП, расположенные на обложке и форзаце учебника Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. Подберите соответствующие подписи. Объясните, почему авторы выбрали именно эти иллюстрации в качестве символа прогресса? Представьте результаты работы с использованием приложений MS Office
6. Составить вопросы и провести опрос для исследования отношения родителей, родственников, учителей, сверстников к научно-техническим достижениям первой половины XX века. Выявить 5 "полезных" и 5 "негативных" изобретений; представить результаты работы с использованием приложений MS Office.
Для разработки вопросов прочитать: Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. -§1 и Загладин Н.В. Всемирная история XX век.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС"§2 2008.
7. Организовать и провести небольшое исследование на темы:
- Как автомобиль завоевал признание?
- Кто изобрел автомобиль?
- Другие темы, предложенные учащимися
Представить результаты работы с использованием приложений MS Office
10. Общее задание.
Что такое научно-технический прогресс?
Какие технологические революции в истории человечества вы знаете?
Повторить вопрос необходимо было при помощи таблицы (Приложение 2), которая заполняется с урока "Этапы развития человеческого сообщества".
Приложение можно получить у автора статьи.План урока и временные рамки:
|
1 мин 5 мин 3 мин 28 мин 5 10 13 5 мин 2 мин 1 мин |
Ход урока
1. Организационный этап.
Задачи: проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания учащихся.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная.
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе: организация внимания учащихся, приветствие; визуальный контроль готовности рабочего места, внимание учащихся.
2. Проверка выполнения домашнего задания.
Задачи: актуализация знаний учащихся для установления внутрипредметных связей, проверка умения анализировать визуальный ряд и переводить информацию в текст.
Домашнее задание:
- Повторить технические достижения XIX вв.
- Что такое научно-технический прогресс?
- Какие технологические революции в истории человечества вы знаете?
Повторить вопрос необходимо было при помощи таблицы (приложение 2), которая заполняется с урока "Этапы развития человеческого сообщества"
Форма организации и виды деятельности учащихся.
Индивидуальная форма: выполнение письменного задания.
Фронтальная беседа: устный ответ на вопросы преподавателя.
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.
1. Демонстрация задания для письменной работы (приложение1).
Задание: Просмотрите "фотоальбом" и перечислить технические достижения XIX вв., их авторов. Запишите ответ в таблице (приложение3).
Задание разработано совместно с учащимися, которые выбрали опережающее задание 1. Задача преподавателя обеспечить методический аспект (временные рамки, последовательность, и т.д.)
2. Организация беседы по вопросам:
- Что такое научно-технический прогресс?
Движение вперед человеческого общества в развитии науки и техники. - Какие технологические революции в истории человечества вы знаете?
Повторить вопрос необходимо было при помощи таблицы (приложение 2), которая заполняется с урока "Этапы развития человеческого сообщества".
3. Организация промежуточного контроля.
- Заполненная таблица "Технологические революции в истории
человечества" (2 строки).
Оценивается наличие, аккуратность, заполнение строк 1,2 и граф 1-4, правильность заполнения. - Успешность выполнения задания для письменной работы по результатам
самопроверки.
Оценивается правильность ответов, отсутствие ошибок в терминах и фамилиях, умение анализировать визуальный ряд и переводить информацию в текст. - Отметить результат работы учащихся с опережающим заданием 1.
3. Мотивация, целеполагание.
Задачи:
Привлечь внимание учащихся к привычным сегодня вещам, появившимся только в XX веке, вызвать интерес к теме урока, определить задачи урока для учащихся и пути их достижения (рассказ учителя, самостоятельная работа по учебнику, выступления учащихся).
Форма организации и виды деятельности учащихся.
Фронтальная беседа, отвечают на вопрос преподавателя.
Просмотр слайд-шоу, которое было подготовлено учащимися – опережающее задание 2, названное авторами "7 шагов". Шаг ,с их точки зрения, – это событие в истории НТП в первой половине XX века. Они не позволили остаться миру прежнему.
Запись темы урока.
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.
Организация совместного рассуждения о значении НТП в XX веке на основе имеющихся знаний и опыта по вопросам:
- Без каких вещей, предметов, мы не представляем нашу жизнь сегодня?
- Знаете ли вы, когда они были изобретены?
- Представляете ли вы, какими были привычные сегодня вещи в момент их изобретения: телефон, автомобиль, высотное здание и т.д.?
90% всех предметов, созданных человеком и окружающих сегодня нас, были придуманы в XX веке. Наука и техника радикально изменили весь наш образ жизни. Вы дающийся русский ученый В.Вернадский считал, что наука и техника превратили деятельность человека в особую геологическую силу, преобразовавшую всю поверхность Земли, существенно повлиявшую на биосферу. Они изменили структуру и характер общественных процессов, весь образ жизни человека.
Демонстрация презентации "7 шагов", слайды 1,2 презентации преподавателя
Задачи: 1. Составить конспект занятия по предложенным вопросам в ходе рассказа преподавателем, самостоятельного выполнения работы с учебником.
2. Сделать вывод о роли и особенностях научно-технического прогресса в первой половине ХХ века и заполнить строку 3 в таблице "Технологические революции в истории человечества"
Необходимо напомнить о наличии правил составления и оформления конспекта (Приложение 6)
4. Изучение нового материала
Задачи:
Развить опыт извлечения и передачи нужной информации по теме, перевод информации из одной знаковой системы в другую, презентации опережающих заданий с помощью ИКТ; понять причины ускорения, основные направления, самые значимые открытия, обусловленность перехода к крупномасштабному индустриальному производству
Формы организации и виды деятельности учащихся:
1.Оформление записей в тетради в соответствии с правилами составления конспекта и оформления текста в ходе рассказа преподавателя.
2.Выполнение самостоятельной работу по учебнику с целью проверки сформированности умения внимательно читать текст и выделять главное, продолжить записи в тетради.
3. Представление результатов работы над опережающим домашним заданием. Дополнение конспектов на основе выступлений других учащихся.
В конспекте должны быть отражены следующие вопросы:
- Причины ускорения НТП в начале XX века (рассказ учителя, слайды)
- Основные направления научно-технического прогресса (рассказ учителя)
- Имена ученых, чьи открытия в наибольшей степени повлияли на развитие НТП
в начале XX века (учебник, с.11–13, выступления учащихся – задания 3,4)
Обратить внимание: Г.Форд, Ф.Тэйлор, В.К. Рентген, Э. Резерфорд, Н. Бор, А. Эйнштейн (учебник с.11–13, выступления учащихся) - Страны, которые охватил научно-технический прогресс (учебник,§1)
- Переход к индустриальному типу производства (учебник, с.14–16;
выступления учащихся – задание 7)
Обратить внимание: массовое потребление, конвейерное производство, система Тейлора (с.11, 14–15, выступление учащихся)
Приложение 7 – один из вариантов конспекта.
Основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.
1. Рассказывает (слайды 4–10 учительской презентации).
- О причинах ускорения НТП в начале XX века.
- О направлениях научно-технического прогресса.
2. Организует самостоятельную работу учащихся по учебнику по вопросам.
- Назвать основные направления НТП в начале XX века и наиболее значимые научные открытия XX века и имена их авторов.
- Дать определение терминам "массовое производство", " система Ф.Тейлора", "конвейерное производство".
- В чем причина перехода к крупномасштабному индустриальному производству?
- Назвать страны, которые охватил научно-технический прогресс.
3. Дает необходимые пояснения учащимся по ходу выполнения самостоятельной работы.
4. Следит за соблюдением регламента выступлений учащихся.
5. При оценивании работ учащихся оцениваются: степень самостоятельности в поиске информации в сети Интернет, точность раскрытия темы задания, наличие и правильность оформления ссылок, использование средства MS Office при выступлении, своевременность выполнения работы.
5. Закрепление, обобщение нового материала.
Задачи:
Проверить степень усвоения знаний по теме урока, сделать вывод по теме.
Форма организации деятельности учащихся.
1. Выполняют задание (по выбору учащихся – индивидуально или в парах):
Составьте:
- список из пяти научно-технических достижений, которые изменили мир в лучшую сторону;
- список из пяти научно-технических достижений, которые вы оцениваете негативно.
2. Сравнивают ответы с результатами опроса, который был проведен как одно из опережающих заданий – задание 3 и представлен учащимися на уроке
3. Совместный вывод об особенностях научно-технического прогресса, о влиянии его на изменение мира в первой половине XX века и соответствующие записи в конспекте.
Основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.
- Контроль правильности суждений учащихся, анализ допущенных ошибок в ходе представления работ.
- Совместный вывод об особенностях научно-технического прогресса, о влиянии его на изменение мира в первой половине XX века.
- На этом этапе оценивается умение выслушать точку зрения других, аргументировать свой ответ.
- Делает заключение.
6. Домашнее задание.
- Прочитать §1учебника Загладин Н.В. Всемирная история XX век. История России и мира.11 класс.– М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2008. – §1.
- Какое место в мировой науке занимали достижения российских ученых. Приведите примеры из учебника, используя сеть Интернет. Составьте визуальный ряд.
- Заполните таблицу: "Достижения НТП в начале XX в. и их внедрение" С. 17
Форма организации деятельности учащихся.
- Записывают домашнее задание.
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе.
- Визуальный контроль, наличие записей о домашнем задании.
- Установление правильного понимания сути заданного на дом учащимися.
7. Подведение итогов.
Задачи:
Подвести итоги учебного занятия (оценить работу группы на уроке).
Форма организации и виды деятельности учащихся: фронтальная беседа.
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе:
- Выставление отметок.
- Характеристика лучших работ, отметить продвижение учащихся в сравнении с аналогичной предыдущей работой.
- Оценка общего стиля и темпа работы.