Урок литературного чтения по теме "И.Бунин. Листопад"

Разделы: Начальная школа


Тема: И. Бунин. «Листопад» (отрывок).

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста произведения.

Развивающие: содействовать формированию и развитию умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

Воспитывающие: содействовать воспитанию любви к природе.

Оборудование: компьютер и проектор, портрет писателя И. Бунина, учебник и хрестоматия, рабочие тетради, презентация И.Бунина «Листопад», карточки для рефлексии, модели обложек, карточки с пословицами, раздаточный материал для чтения про себя.

Учебник: Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. 4-й класс.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Форма урока: урок-экскурсия.

Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия и усвоения – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.

ПЛАН УРОКА

1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.

2. Актуализация полученных ранее знаний и умений: результаты дифференцированной домашней работы в рабочих тетрадях методом экспресс-опрос, самостоятельное чтение.

3. Речевая разминка.

4. Организация восприятия учащимися материала: упражнение «Фото», словарная работа.

5. Организация усвоения учащимися материала: выразительное чтение отрывка стихотворения учителем и подготовленными учащимися.

6. Физкультминутка: упражнения на развитие внимания, упражнения для глаз.

7. Организация осмысления учащимися нового материала: подготовка учащихся к чтению.

8. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение отрывка по смысловым частям, работа по формированию навыка выразительного чтения: соблюдение интонации и придание голосу нужной эмоциональной окраски.

9. Организация деятельности школьников в рабочей тетради.

10. Творческая работа. Работа в группах. Игра «Собери пословицу». Индивидуальная работа. Упражнение «Проба пера».

11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке.

12. Разноуровневое домашнее задание.

13. Рефлексия.

Ход урока

Занятие сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)

1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке

(Слайд 1)

Учитель:

Ну-ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи.
За работу, в добрый час!

Постановка цели урока

(Слайд 2)

У.: Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

На сегодняшнем уроке мы будем,
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.

2. Актуализация полученных ранее знаний и умений

(Слайды 3)

Проверка дифференцированного домашнего задания в тетрадях методом «экспресс – опрос».

1 группа - упражнение «Проталинки».
2 группа - упражнение «Точное слово», «Эрудит».
3 группа - упражнение «Проталинки», «Соответствие».

Тренировочное чтение

(Слайд 4)

Жужжащее чтение текста И.С. Соколова-Микитова «Русский лес».

Вопросы после чтения:

- К какому жанру относится произведение?
- Кто автор?
- О чём этот текст?

3. Речевая разминка

(Слайд 5)

У.: На уроке мы будем много читать. Сделаем речевую разминку. Итак, вперед, разминка ждет!

Упражнение 1. Артикуляционная гимнастика

Открыть рот, кончик языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево, кругом.

Упражнение 2. Развитие высоты голоса

Повышение и понижение голоса при произнесении гласных:

Упражнение 3. Дыхательная гимнастика

Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей (фу! – фу! – фу!).

Упражнение 4. На развитие интонационной выразительности речи

У.: Кто сейчас отправляется на экскурсию?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Мы когда отправляемся на экскурсию?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Что мы делаем сейчас?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Куда мы отправляемся сейчас?

Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.

У.: Прочитайте предложение: печально, удивлённо, радостно.

Да, сегодня мы отправляемся на экскурсию. Мы будем наблюдать за природой! Мы готовы к дальнейшей работе.

4. Организация восприятия учащимися материала

Упражнение «Фото»

(Слайд 6)

Учитель показывает рисунок с изображением листопада.

У.: За чем будем наблюдать?

Д.: За природой.

Словарная работа

(Слайд 7)

Чтение за диктором.

Вдова - женщина, у которой умер муж.

Подсед - ярус молодых деревьев.

И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа.

5. Организация усвоения учащимися материала: выразительное чтение отрывка стихотворения учителем и подготовленными учащимися

(Слайд 8)

У.: Определите жанр и тему произведения. Докажите свою точку зрения. Познакомить вас с текстом мне помогут Катя, Федя и Даша. (Учитель и дети читают отрывок.)

Д.: Стихотворение о природе.

6. Физкультминутка на развитие внимания (по Базарному)

У.: Прочитайте слова на листиках и составьте предложение об осени. Слова для чтения (слева): лес, точно, снег, терем, снежинка, расписной. Слова для чтения (справа): лиловый, сосулька, мороз, золотой, шапка, багряный, солнце.

Дети составляют предложение:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.

Физкультминутка для глаз

7. Организация осмысления учащимися нового материала: подготовка учащихся к чтению

У.: Кому понравилось произведение? Что понравилось, что не понравилось? Какие чувства вызывает произведение?

Составление модели обложки

(Слайд 9)

У.: Кто автор? Определите жанр и тему произведения. Как называется это произведение?

Дети на отдельных листочках обозначают «заместителями» жанр и тему сказки. Проверяют свою работу по образцу на доске.

8. Первичная проверка понимания произведения. Чтение учащимися отрывка стихотворения по смысловым частям. Определение тона чтения

У.: Ребята, определите тон чтения текста в начале, в середине, в конце?

Д.: Радостный, смешанный, грустный.

1 часть - чтение «разведка» (14 строк)

(Слайд 10)

Вопросы перед чтением:

- С чем поэт сравнивает лес?
- Какие деревья в лесу?
- Чем пахнет лес?

2 часть- чтение «цепочкой» (14 строк)

(Слайд 11)

Вопросы перед чтением:

- Какие осенние картинки нарисовал автор?
- Найди сравнения. (Лес-терем, лес-стена, елочки-вышки, просветы-оконца.)
- Как изменилось настроение автора?

9. Организация деятельности школьников в рабочей тетради

(Слайд 12)

Самостоятельное выполнение упражнения №4 «Точное слово» в тетради. Задание к тексту:

1) прочитайте,
2) подчеркните сравнения,
3) найдите рифмы,
4) расставьте паузы,
5) выразительное чтение отрывка учащимися.

10. Творческая работа. Работа в группах. Игра «Собери пословицу»

(Слайд 13)

- Ноябрь - сентябрю внук.
- Сентябрь - первый месяц осени.
- Сентябрь - чародей цвета.
- Сентябрь - пора золотой осени.
- Ноябрь - ворота зимы.
- Ноябрь - последний месяц осени.

У.: Какая из пословиц подходит к стихотворению «Листопад»?

Д.: Сентябрь-первый месяц осени.

Сентябрь - пора золотой осени.

Сентябрь - чародей цвета.

Индивидуальная работа. Упражнение «Проба пера»

(Слайд 14)

У.: Придумайте предложения об осени с предложенными рифмами.

1. Пришла-принесла.
2. Солнце-оконце.

11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний

(Слайд 15)

У.: Каким бывает лес осенью по настроению, по внешнему виду?

12. Разноуровневое домашнее задание. По выбору

(Слайд 16)

Выучить наизусть понравившийся отрывок.

Оформить обложку к стихотворению и подписать словами из текста.

Сочинить свои стихи, используя рифмы.

13. Рефлексия

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей и высказывается одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

У.: Если вам урок понравился, то я предлагаю украсить осеннее дерево листьями.

Дети приклеивают на дерево зеленые, красные, желтые листья.

У.: Спасибо за урок.

(Приложение)