Тема: И. Бунин. «Листопад» (отрывок).
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста произведения.
Развивающие: содействовать формированию и развитию умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
Воспитывающие: содействовать воспитанию любви к природе.
Оборудование: компьютер и проектор, портрет писателя И. Бунина, учебник и хрестоматия, рабочие тетради, презентация И.Бунина «Листопад», карточки для рефлексии, модели обложек, карточки с пословицами, раздаточный материал для чтения про себя.
Учебник: Л.А. Ефросинина. Литературное чтение. 4-й класс.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Форма урока: урок-экскурсия.
Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия и усвоения – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.
ПЛАН УРОКА
1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.
2. Актуализация полученных ранее знаний и умений: результаты дифференцированной домашней работы в рабочих тетрадях методом экспресс-опрос, самостоятельное чтение.
3. Речевая разминка.
4. Организация восприятия учащимися материала: упражнение «Фото», словарная работа.
5. Организация усвоения учащимися материала: выразительное чтение отрывка стихотворения учителем и подготовленными учащимися.
6. Физкультминутка: упражнения на развитие внимания, упражнения для глаз.
7. Организация осмысления учащимися нового материала: подготовка учащихся к чтению.
8. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение отрывка по смысловым частям, работа по формированию навыка выразительного чтения: соблюдение интонации и придание голосу нужной эмоциональной окраски.
9. Организация деятельности школьников в рабочей тетради.
10. Творческая работа. Работа в группах. Игра «Собери пословицу». Индивидуальная работа. Упражнение «Проба пера».
11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке.
12. Разноуровневое домашнее задание.
13. Рефлексия.
Ход урока
Занятие сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)
1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке
(Слайд 1)
Учитель:
Ну-ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаем всем удачи.
За работу, в добрый час!
Постановка цели урока
(Слайд 2)
У.: Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
На сегодняшнем уроке мы будем,
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.
2. Актуализация полученных ранее знаний и умений
(Слайды 3)
Проверка дифференцированного домашнего задания в тетрадях методом «экспресс – опрос».
1 группа - упражнение «Проталинки».
2 группа - упражнение «Точное слово», «Эрудит».
3 группа - упражнение «Проталинки», «Соответствие».
Тренировочное чтение
(Слайд 4)
Жужжащее чтение текста И.С. Соколова-Микитова «Русский лес».
Вопросы после чтения:
- К какому жанру относится произведение?
- Кто автор?
- О чём этот текст?
3. Речевая разминка
(Слайд 5)
У.: На уроке мы будем много читать. Сделаем речевую разминку. Итак, вперед, разминка ждет!
Упражнение 1. Артикуляционная гимнастика
Открыть рот, кончик языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево, кругом.
Упражнение 2. Развитие высоты голоса
Повышение и понижение голоса при произнесении гласных:
Упражнение 3. Дыхательная гимнастика
Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей (фу! – фу! – фу!).
Упражнение 4. На развитие интонационной выразительности речи
У.: Кто сейчас отправляется на экскурсию?
Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.
У.: Мы когда отправляемся на экскурсию?
Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.
У.: Что мы делаем сейчас?
Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.
У.: Куда мы отправляемся сейчас?
Д.: Мы сейчас отправляемся на экскурсию.
У.: Прочитайте предложение: печально, удивлённо, радостно.
Да, сегодня мы отправляемся на экскурсию. Мы будем наблюдать за природой! Мы готовы к дальнейшей работе.
4. Организация восприятия учащимися материала
Упражнение «Фото»
(Слайд 6)
Учитель показывает рисунок с изображением листопада.
У.: За чем будем наблюдать?
Д.: За природой.
Словарная работа
(Слайд 7)
Чтение за диктором.
Вдова - женщина, у которой умер муж.
Подсед - ярус молодых деревьев.
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа.
5. Организация усвоения учащимися материала: выразительное чтение отрывка стихотворения учителем и подготовленными учащимися
(Слайд 8)
У.: Определите жанр и тему произведения. Докажите свою точку зрения. Познакомить вас с текстом мне помогут Катя, Федя и Даша. (Учитель и дети читают отрывок.)
Д.: Стихотворение о природе.
6. Физкультминутка на развитие внимания (по Базарному)
У.: Прочитайте слова на листиках и составьте предложение об осени. Слова для чтения (слева): лес, точно, снег, терем, снежинка, расписной. Слова для чтения (справа): лиловый, сосулька, мороз, золотой, шапка, багряный, солнце.
Дети составляют предложение:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Физкультминутка для глаз
7. Организация осмысления учащимися нового материала: подготовка учащихся к чтению
У.: Кому понравилось произведение? Что понравилось, что не понравилось? Какие чувства вызывает произведение?
Составление модели обложки
(Слайд 9)
У.: Кто автор? Определите жанр и тему произведения. Как называется это произведение?
Дети на отдельных листочках обозначают «заместителями» жанр и тему сказки. Проверяют свою работу по образцу на доске.
8. Первичная проверка понимания произведения. Чтение учащимися отрывка стихотворения по смысловым частям. Определение тона чтения
У.: Ребята, определите тон чтения текста в начале, в середине, в конце?
Д.: Радостный, смешанный, грустный.
1 часть - чтение «разведка» (14 строк)
(Слайд 10)
Вопросы перед чтением:
- С чем поэт сравнивает лес?
- Какие деревья в лесу?
- Чем пахнет лес?
2 часть- чтение «цепочкой» (14 строк)
(Слайд 11)
Вопросы перед чтением:
- Какие осенние картинки нарисовал автор?
- Найди сравнения. (Лес-терем, лес-стена, елочки-вышки, просветы-оконца.)
- Как изменилось настроение автора?
9. Организация деятельности школьников в рабочей тетради
(Слайд 12)
Самостоятельное выполнение упражнения №4 «Точное слово» в тетради. Задание к тексту:
1) прочитайте,
2) подчеркните сравнения,
3) найдите рифмы,
4) расставьте паузы,
5) выразительное чтение отрывка учащимися.
10. Творческая работа. Работа в группах. Игра «Собери пословицу»
(Слайд 13)
- Ноябрь - сентябрю внук.
- Сентябрь - первый месяц осени.
- Сентябрь - чародей цвета.
- Сентябрь - пора золотой осени.
- Ноябрь - ворота зимы.
- Ноябрь - последний месяц осени.
У.: Какая из пословиц подходит к стихотворению «Листопад»?
Д.: Сентябрь-первый месяц осени.
Сентябрь - пора золотой осени.
Сентябрь - чародей цвета.
Индивидуальная работа. Упражнение «Проба пера»
(Слайд 14)
У.: Придумайте предложения об осени с предложенными рифмами.
1. Пришла-принесла.
2. Солнце-оконце.
11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний
(Слайд 15)
У.: Каким бывает лес осенью по настроению, по внешнему виду?
12. Разноуровневое домашнее задание. По выбору
(Слайд 16)
Выучить наизусть понравившийся отрывок.
Оформить обложку к стихотворению и подписать словами из текста.
Сочинить свои стихи, используя рифмы.
13. Рефлексия
Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей и высказывается одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
У.: Если вам урок понравился, то я предлагаю украсить осеннее дерево листьями.
Дети приклеивают на дерево зеленые, красные, желтые листья.
У.: Спасибо за урок.