На процесс обучения, восприятие и развитие заинтересованности школьников в немалой степени оказывает влияние интерьер, оформление учебного заведения. От того, насколько уютно, комфортно ученик чувствует себя в стенах родной школы, зависит, по большому счету, качество учебного процесса в целом. Недаром на современном этапе развития многие школы стараются оформить свои интерьеры с учетом региональных, историко-краеведческих, иногда этнокультурных особенностей.
Непохожесть каждой школы, столь значимая для ее позитивного восприятия, может достигаться различными способами - оформлением интерьера, выбором доминирующих цветов, различными декоративно-художественными элементами оформления и пр.
Не касаясь оформления школьного пространства в целом, рассмотрим проблему создания комфортной и функциональной среды швейной мастерской, и влияние ее оформления на заинтересованность в процессе обучения самих школьников.
Следует отметить, что данная проблема является весьма малоизученной, хотя, казалось бы, вопрос актуален и требует решения. Ведь от того, насколько органично, комфортно ощущают себя школьницы на уроках технологии, факультативных занятиях, в оборудованных для этой цели помещениях, зависит развитие их интересов, подготовленность к будущей жизни, а также результаты трудового обучения.
В любом человеке в той или иной степени выражено эстетическое начало. Поэтому и мастерская должна иметь свою эстетическую выразительность, свойственную именно этому помещению, должна отражать в своем оформлении те виды деятельности, которой здесь занимаются.
Данное помещение должно также быть удобным и функциональным, поскольку выполняются различные виды работ - раскрой, шитье, отутюживание изделий, работа на оверлоке и т.д.
Кроме того, в мастерской должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и общие принципы оборудования учебных кабинетов:
1. Оборудование должно полностью удовлетворять педагогическим требованиям: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетические вид.
2. Все приборы, имеющие общее назначение (силовые трансформаторы, выпрямители, кабели, электропроводка и т.д.), должны соответствовать друг другу и демонстрационным установкам.
3. Количество и типы средств обучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программы в системе, но без излишеств.
4. Средства обучения должны соответствовать реальным условиям работы школы.
Швейная мастерская в школе обязательно должна быть оборудована наглядными пособиями. Желательно иметь их для каждой темы занятия, но, в принципе, каждый педагог разрабатывает свою систему. Бесспорным является то, что недостаток наглядности отрицательно сказывается на активности и качестве знаний учащихся. Естественно, в кабинете должны быть обеспечены все условия для демонстрации наглядных пособий: источники постоянного и переменного тока, заземление, затемнение, проекционная аппаратура, экраны, стенды и т.д.
Не стоит загромождать кабинет пособиями, которые морально устарели, поскольку они не только не вызывают никакого интереса, но, напротив, мешать уже сложившемуся положительному стереотипу.
По многим темам может быть несколько различных средств обучения: печатные пособия, демонстрационный стенд, кинофильм и т.п. Демонстрационное оборудование и печатные пособия не заменяют, а дополняют друг друга, обеспечивая различные дидактические цели.
Большую положительную роль в обучении играют коллекции и модели. Под коллекциями принято понимать наборы определенных предметов, подобранных по каким-либо признакам или характеристикам и служащих, как для изучения нового материала, так и для повторения и самостоятельной работы. Например, это может быть коллекция различных видов тканей, пуговиц и т.п. Коллекция вызовет больший интерес, если в ее создании наряду с преподавателями участвовали и сами учащиеся.
Наиболее интересными для обучающихся швейному делу являются, конечно же, коллекции готовых изделий, но, к сожалению, размеры помещений не всегда позволяют такую коллекцию разместить. Тем не менее, в любой мастерской будет интересным и уместным наличие небольшой коллекции (выставки) лучших работ учащихся.
При объяснении нового материала могут использоваться демонстрационные коллекций, изготовленные на листе ватмана, картона (например: фасоны юбок, экскурс в историю моды и т.п.).
В оформлении школьной мастерской можно использовать портреты знаменитых кутюрье или мастеров швейного дела, возможно, кто-то из учащихся захочет получить о них больше информации и в дальнейшем последует их примеру.
Живой интерес учащихся всегда вызывает сменная экспозиция, освещающая актуальные вопросы повседневной жизни учащихся или кружковцев: тематика работы кружка, план занятий, положения о проведении каких-либо конкурсов, лучшие работы учащихся (кружковцев), творческие задания или вопросы тематической викторины, информация о новостях в мире моды, о победителях какого-либо школьного мероприятия и т.п.
В современных школьных мастерских все большее распространение получают персональные компьютеры, снабженные специальными программами управления учебной и познавательной деятельностью учащихся, связанной с формированием построения чертежей, выкроек, рисования на экране дисплея. Занятия с использованием ПК всегда интересны и результативны, поскольку отвечают духу времени и способны предоставить много возможностей их использования (от графики до демонстрации учебного фильма и т.п.)
В целом, надо сказать, все технические средства обучения помогают учителю заинтересовать учащихся, обеспечить их учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.
Главным же элементом школьной швейной мастерской является современное швейное оборудование, позволяющее в короткий срок успешно им овладеть и применить на практике полученные теоретические знания.
При расстановке швейного оборудования целесообразно применить зонирование, даже если мастерская совсем небольшая. Самое разумное, разместить все оборудование по родам деятельности. Шитье одежды состоит из трех этапов: раскладки и раскроя ткани, стачивания деталей и приутюживания. Поэтому мастерскую можно распланировать в виде треугольника с данными тремя центрами. Также все необходимые инструменты и материалы для шитья целесообразно разделить на три группы и расположить в том порядке, в каком учащиеся будут с ними работать.
Ножницы, щетки лучше развесить на крючках. Катушки с нитками можно надеть на специальные стержни плоской деревянной этажерки, закрепленной на стене над рабочим столом. При таком расположении хорошо видна каждая катушка. Прочие мелкие вещицы можно разложить в прозрачные коробки с крышками или выдвижные ящички.
Швейные машины должны располагаться на широкой ровной поверхности. Вокруг каждой машины должно оставаться достаточное пространство. Шить удобнее всего, сидя на стуле на колесиках с вертящимся сиденьем и регулируемыми высотой и наклоном спинки.
Место для раскладки выкроек и раскроя материала. Стол должен быть ровным и достаточно широким, чтобы можно было разложить отрез ткани во всю ширину. По прямым углам стола удобно выравнивать направление по долевой.
Место для глажения оборудуется гладильной доской, пароэлектрическим утюгом, ручным пульверизатором, проутюжильником. Если в мастерской оборудовано удобное место для глажения, у учащихся легко выработается привычка приутюживать изделие по мере стачивания деталей.
Очень удобно, если рядом со швейной машиной установлен оверлок, что позволяет работать поочередно то на одной, то на другой машине, не вставая со стула. На стене позади машины можно расположить план раскладки выкроек, чтобы он постоянно был перед глазами.
Таким образом, удобная и рационально оборудованная мастерская, оформленная в соответствии с требованиями современного интерьера, обставленная удобной мебелью, имеющая достаточную площадь, хорошее освещение всегда будет привлекательна для занятий и творчества учащихся, будет способствовать развитию интереса к швейному делу.