Тема: Что англичане считают началом своих свобод. (Урок истории в 6-м классе.)
Цель урока: на примере Англии показать, как шёл процесс формирования парламентаризма.
|
Задачи урока |
Для учителя |
Для ученика |
1. |
Образовательная. |
Создать условия для освоения учеником информации по данной теме, используя наглядный материал с помощью компьютерной обработки. |
Знать основные понятия, даты и события по изучаемой теме. |
2. |
Развивающая. |
Создать условия для умения анализировать исторический документ и события, делать собственные выводы о возможных последствиях. |
Развивать самостоятельность в поиске и отборе информации, умение формулировать понятия. |
3. |
Воспитательная. |
Способствовать пониманию понятий закон, свобода, права человека, парламент, парламентаризм. |
Сформировать представление о свободе как умению человека жить в обществе, не нарушая прав и свобод других людей. |
Ожидаемый результат: Урок проводится в информационно-технологической методике с использованием материалов интернета, справочников, пособий, оформленных в виде слайдов в программе Power Point. Это должно вызвать интерес учащихся, эмоциональный подъём, задействовать все виды памяти для усвоения изучаемого материала. Рефлексия должна подтвердить ожидаемый результат.
Оборудование:
- учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской История средних веков;
- В.Е.Степанова, А.Я. Шевеленко История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителей;
- рабочая тетрадь;
- мультимедийные средства обучения: ноутбук, проектор, экран, мультмедийная презентация (Приложение).
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
I. |
Оргмомент |
Подготовка к уроку, включает проектор, сообщает, что урок посвящен изучению нового материала. |
Проверяют наличие всего необходимого к уроку. |
II. |
Мотивационный блок |
Учитель поясняет место данного урока в системе уроков по Разделу, актуализирует знания детей по предыдущей теме. На экране слайд с темой урока. Тема сегодняшнего урока «Что англичане считают началом своих свобод?» |
|
Запишите тему урока в тетрадь. Внимательно посмотрите на название темы. Сможете ли вы сейчас дать ответ на вопрос «Что англичане считают началом своих свобод?» |
Записывают тему урока в тетрадь. |
||
Что, на ваш взгляд, нам необходимо знать, чтобы ответить на этот вопрос? Итак, сегодня мы должны ответить на главные вопросы: 1. Что понимается под словом свобода? На экране слайд «Главные вопросы урока». |
Мозговой штурм, выход на главные задачи урока. |
||
III. |
Новый материал |
||
1. |
«Великая хартия вольностей» |
Когда нам непонятно какое-либо слово, мы обращаемся к словарю. На экране слайд «Свобода – это...» |
Находят и зачитывают определение понятия свободы в Толковом русском словаре В.И. Даля Записывают определение в тетрадь. |
Была ли свобода в Англии? Давайте проанализируем то, что мы уже знаем. Основная масса населения – это крестьяне. Были свободны английские крестьяне? А горожане, рыцари, бароны? На экране слайд «Была ли свобода в Англии?» Безусловно, что каждая категория населения желала для себя свободы. В 1199 году на престол Англии вступил новый король Иоанн, прозванный Безземельным, так как в неудачной войне с Францией потерял все свои владения. На экране слайд с изображением Иоанна Безземельного. |
Отвечают на поставленные вопросы, приходят к выводу, что практически все категории населения Англии были несвободны. |
||
Что это был за человек? Откройте учебник стр. 157 п. 3. Были бароны довольны таким королём? Что бы вы предприняли на их месте? Да, действительно, недовольные притеснениями короля, бароны подняли против него мятеж. К ним присоединились и другие слои населения. Почему? На экране возврат к слайду «Была ли свобода в Англии?» |
Работают с текстом учебника, зачитывают вслух характеристику Иоанна. Участвуют в обсуждении, предлагают варианты ответов. Приходят к выводу, что притеснения короля вызвали недовольство крупных феодалов – баронов, а также других слоев населения Англии. |
||
Иоанн остался в одиночестве, его поддерживала лишь небольшая свита. Что бы вы предприняли на месте короля? Как подавить мятеж и сохранить трон? |
Приходят к выводу, что в этих условиях единственный выход для короля – идти на уступки. |
||
На экране продолжение к слайду с изображением Иоанна о принятии Великой хартии вольностей. Учитель поясняет значение слова хартия. Принятие Великой хартии и считают англичане началом своих свобод. |
Записывают в тетради 1215 год – принятие Великой хартии вольностей. |
||
Я предлагаю вам обратиться к тексту Великой хартии вольностей и ответить на вопрос: почему англичане считали принятие этого документа началом своих свобод? На экране слайд «Основные положения хартии». |
Работа в парах с документом 2-3 минуты. Обсуждение статей хартии, общие выводы о том, что власть короля была несколько ограничена. |
||
Полной ли свободы достигли англичане после принятия хартии? Почему? Общий вывод: Великая хартия – это лишь начало свободы. |
Великая хартия вольностей защищала в основном, права баронов и церкви. Основная масса населения: крестьяне и горожане свобод не получили. |
||
2. |
Английский парламент и его роль в жизни общества |
Итак, оказавшись в безвыходном положении, Иоанн Безземельный подписал хартию. Население успокоилось, мятеж сошёл на нет. Но Иоанн не думал выполнять условия хартии. Он думал о том, как вернуться к прежнему правлению: обладать всей полнотой власти. Не советуясь ни с кем, Иоанн единолично объявляет новые налоги. Англия вновь восстала. Об этих событиях и их последствиях подготовили небольшое сообщение Илья Александров и Илья Рахимов. Слово им. |
Презентация ребят о создании английского парламента. |
Итак, как вы поняли, что такое парламент? |
Записывают в тетрадь дату созыва первого английского парламента и определение понятия. |
||
Чем занимался английский парламент? На экране слайд «Функции английского парламента». |
Анализируют функции парламента, приходят к выводу, что принятие законов – основная функция парламента. |
||
Какая функция на ваш взгляд самая главная? |
Мозговой штурм, приходят к выводу: свобода невозможна без соблюдения законов. |
||
Почему свое выступление ребята закончили словами Цицерона «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными». А теперь вернёмся к главным вопросам нашего урока. Ответили мы на них? Что такое свобода? Какие события стали для англичан началом свобод? |
Делают выводы, закрепляют полученные знания. |
||
IV. |
Рефлексия |
Решите тест «Что англичане считают началом своей свободы». |
Решение теста. |
Проверь себя! На экране слайд «Проверь себя». |
Проверяют, оценивают свои знания по теме. |
||
V. |
Домашнее задание |
Параграф учебника, даты и понятия в тетради. |
Записывают домашнее задание в дневники. |