Урок обществознания в 9-м классе "Международное гуманитарное право"

Разделы: История и обществознание


Тема: Международное гуманитарное право.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели:

Образовательная: создать условия для формирования у учащихся знаний основных международных норм о защите жертв войны, способствовать развитию ключевых компетентностей учеников (практическое использование знаний, навыков мышления: анализа, сравнения, оценки, обобщения и др.)

Развивающая: продолжить развитие информационных умений, закрепление коммуникативных умений (развития устной речи, ведения диалога), расширение кругозора, умение получать  информацию из различных источников, систематизировать информацию в виде таблицы.

Воспитательная: способствовать формированию умственной культуры труда, умению общаться на принципах партнерства и сотрудничества при фронтальной и групповой работе, воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, актуализация личностных и общественно полезных качеств: коммуникативности, гуманности, активности, ответственности, умения делать осознанный и компетентный выбор в жизненных ситуациях.

Методы обучения:

1. Метод проблемного изложения материала.
2. Диалоговые методы обучения.
3. Практико-ориентированный подход в обучении.

Формы организации познавательной деятельности:

1. Фронтальная беседа.
2. Постановка учебной задачи.
3. Групповая работа, в том числе с ноутбуками.
4. Применение полученных знаний в практической ситуации.
5. Работа с информацией сайта.
6. Заполнение таблицы в электронном виде.
7. Оценка своей и чужой деятельности.

Средства обучения:

1. Учебник Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 8–9-й класс, М., Просвещение, 2007 г.
2. Электронная презентация учителя «Международное гуманитарное право». (Приложение 1)
3. Мультимедийный проектор для демонстрации презентации, ноутбуки.
4. Материалы сайта http://dic.academic.ru (документы по МГП).
5. Видеофрагмент документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» (1942 г.)
6. Фотоматериалы о грузино-осетинском конфликте с сайта http://vesti.ru. (Приложение 1)

Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:

- понятие международного гуманитарного права;
- содержание Женевской конвенции 1949 г. и других международных документов о защите жертв войны;
- значение норм международного гуманитарного  права для человечества.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять смысл основных понятий;
- комментировать высказывания;
- аргументировано излагать свою точку зрения;
- извлекать информацию с Интернет-сайтов, систематизировать ее;
- применять нормы международного права для оценки современных ситуаций в обществе.

Ход урока

(Используется сокращение МГП – международное гуманитарное право.)

Этапы
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Оргмомент

Осуществляет психологический настрой на урок. (Слайд 1)

Готовят рабочее место, настраиваются на урок.

Актуализация

Сообщает место урока в теме.

Проводит фронтальную беседу по вопросам:

Какие международные документы о правах человека вам известны?

Что они закрепляют?

Когда принята Всеобщая декларация прав человека? (Слайд 2)

 

Отвечают на вопросы:

Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека и т.п.

Закрепляют неотъемлемые права и свободы.

Принята 10 декабря 1948 г.

Мотивация и целеполагание

Просит объяснить, почему именно в это время появляется Всеобщая декларация?

Демонстрирует отрывок из док/ф «Разгром немецких войск под Москвой» о зверствах фашистов над мирным населением, просит выразить свое отношение к увиденному. (Слайд 3)

Подводит учащихся к главному вопросу урока (Слайд 4) и формулирует тему. (Слайд 5)

Должны установить причинно-следственные связи с событиями II мировой войны и принятием этого документа.

Делают вывод о недопустимости нарушения прав человека даже в условиях войны

Определяют задачи урока:

Можно ли защитить людей, которые не являются вооруженной силой, а также раненых, военнопленных? Какие правовые документы содержат такие правила?

Изучение нового материала

Понятие международного гуманитарного права

Предлагает рассмотреть понятие МГП, объяснив значение каждого слова.

Обобщает ответы и выводит на экран понятие МГП из словаря. (Слайд 7)

Знакомит учащихся с историей возникновения международных документов о защите прав жертв войны. (Слайд 8)

Обращает внимание на Женевскую конвенцию 1949 г., чем объясняется ее принятие?

Объясняют значение слов, закрепляя из знания по схеме. (Слайд 6)

Читают и записывают в тетрадь.

Отвечают, ссылаясь на многочисленные жертвы среди мирного населения в годы Второй мировой войны.

Групповая работа по содержанию норм права

Ставит задачу: Если бы вы участвовали в разработке документов о защите жертв войны, то какие правила вы бы включили в них?

Дает задания группам. (Слайд 9)

Группе экспертов предлагается найти информацию о защите жертв войны на странице сайта, где помещены документы МГП, и заполнить предложенную таблицу, затем оценить ответы групп, сравнив их с полученной информацией.

Выводит через принтер копии таблицы.

Работают в группах, определяя основные правила по отношению к мирному населению, раненым, военнопленным, методы и средства ведения войны, сообщают результаты.

Группа работает с ноутбуками по заполнению таблицы, которую затем демонстрируют на экране. (Приложение 2)

Эксперты оценивают ответы групп, сравнивая их с полученной информацией.

Вклеивают таблицу «Нормы МГП» в тетрадь.

Первичное закрепление полученных знаний

Демонстрирует кадры из Цхинвала (август 2008г.) и просит оценить их с точки зрения норм МГП. (Слайд 10 – гиперссылка)

Просит объяснить значение этих норм для современного общества.

Дают оценку увиденному, используя содержание изученных документов и таблицу в тетради.

Объясняют значение МГП как важного инструмента для защиты жизни и достоинства человека в условиях войны. (Слайд 11)

Рефлекия

Возвращается к основным вопросам урока и просит ответить на них.

Делают вывод о достижении поставленных целей, отвечают на вопросы, закрепляя полученные знания

Домашнее задание

Сообщает задание: параграф 37 учебника, выполнить на выбор задание №5 или №6 на стр. 238.

Записывают задание в дневник.