Тема: Международное гуманитарное право.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Образовательная: создать условия для формирования у учащихся знаний основных международных норм о защите жертв войны, способствовать развитию ключевых компетентностей учеников (практическое использование знаний, навыков мышления: анализа, сравнения, оценки, обобщения и др.)
Развивающая: продолжить развитие информационных умений, закрепление коммуникативных умений (развития устной речи, ведения диалога), расширение кругозора, умение получать информацию из различных источников, систематизировать информацию в виде таблицы.
Воспитательная: способствовать формированию умственной культуры труда, умению общаться на принципах партнерства и сотрудничества при фронтальной и групповой работе, воспитывать гуманное отношение к окружающему миру, актуализация личностных и общественно полезных качеств: коммуникативности, гуманности, активности, ответственности, умения делать осознанный и компетентный выбор в жизненных ситуациях.
Методы обучения:
1. Метод проблемного изложения материала.
2. Диалоговые методы обучения.
3. Практико-ориентированный подход в обучении.
Формы организации познавательной деятельности:
1. Фронтальная беседа.
2. Постановка учебной задачи.
3. Групповая работа, в том числе с ноутбуками.
4. Применение полученных знаний в практической ситуации.
5. Работа с информацией сайта.
6. Заполнение таблицы в электронном виде.
7. Оценка своей и чужой деятельности.
Средства обучения:
1. Учебник Л.Н. Боголюбова «Обществознание» 8–9-й класс, М., Просвещение, 2007 г.
2. Электронная презентация учителя «Международное гуманитарное право». (Приложение 1)
3. Мультимедийный проектор для демонстрации презентации, ноутбуки.
4. Материалы сайта http://dic.academic.ru (документы по МГП).
5. Видеофрагмент документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» (1942 г.)
6. Фотоматериалы о грузино-осетинском конфликте с сайта http://vesti.ru. (Приложение 1)
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
- понятие международного гуманитарного права;
- содержание Женевской конвенции 1949 г. и других международных документов о защите жертв войны;
- значение норм международного гуманитарного права для человечества.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять смысл основных понятий;
- комментировать высказывания;
- аргументировано излагать свою точку зрения;
- извлекать информацию с Интернет-сайтов, систематизировать ее;
- применять нормы международного права для оценки современных ситуаций в обществе.
Ход урока
(Используется сокращение МГП – международное гуманитарное право.)
Этапы |
Деятельность |
Деятельность |
Оргмомент |
Осуществляет психологический настрой на урок. (Слайд 1) |
Готовят рабочее место, настраиваются на урок. |
Актуализация |
Сообщает место урока в теме. Проводит фронтальную беседу по вопросам: Какие международные документы о правах человека вам известны? Что они закрепляют? Когда принята Всеобщая декларация прав человека? (Слайд 2) |
Отвечают на вопросы: Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека и т.п. Закрепляют неотъемлемые права и свободы. Принята 10 декабря 1948 г. |
Мотивация и целеполагание |
Просит объяснить, почему именно в это время появляется Всеобщая декларация? Демонстрирует отрывок из док/ф «Разгром немецких войск под Москвой» о зверствах фашистов над мирным населением, просит выразить свое отношение к увиденному. (Слайд 3) Подводит учащихся к главному вопросу урока (Слайд 4) и формулирует тему. (Слайд 5) |
Должны установить причинно-следственные связи с событиями II мировой войны и принятием этого документа. Делают вывод о недопустимости нарушения прав человека даже в условиях войны Определяют задачи урока: Можно ли защитить людей, которые не являются вооруженной силой, а также раненых, военнопленных? Какие правовые документы содержат такие правила? |
Изучение нового материала Понятие международного гуманитарного права |
Предлагает рассмотреть понятие МГП, объяснив значение каждого слова. Обобщает ответы и выводит на экран понятие МГП из словаря. (Слайд 7) Знакомит учащихся с историей возникновения международных документов о защите прав жертв войны. (Слайд 8) Обращает внимание на Женевскую конвенцию 1949 г., чем объясняется ее принятие? |
Объясняют значение слов, закрепляя из знания по схеме. (Слайд 6) Читают и записывают в тетрадь. Отвечают, ссылаясь на многочисленные жертвы среди мирного населения в годы Второй мировой войны. |
Групповая работа по содержанию норм права |
Ставит задачу: Если бы вы участвовали в разработке документов о защите жертв войны, то какие правила вы бы включили в них? Дает задания группам. (Слайд 9) Группе экспертов предлагается найти информацию о защите жертв войны на странице сайта, где помещены документы МГП, и заполнить предложенную таблицу, затем оценить ответы групп, сравнив их с полученной информацией. Выводит через принтер копии таблицы. |
Работают в группах, определяя основные правила по отношению к мирному населению, раненым, военнопленным, методы и средства ведения войны, сообщают результаты. Группа работает с ноутбуками по заполнению таблицы, которую затем демонстрируют на экране. (Приложение 2) Эксперты оценивают ответы групп, сравнивая их с полученной информацией. Вклеивают таблицу «Нормы МГП» в тетрадь. |
Первичное закрепление полученных знаний |
Демонстрирует кадры из Цхинвала (август 2008г.) и просит оценить их с точки зрения норм МГП. (Слайд 10 – гиперссылка) Просит объяснить значение этих норм для современного общества. |
Дают оценку увиденному, используя содержание изученных документов и таблицу в тетради. Объясняют значение МГП как важного инструмента для защиты жизни и достоинства человека в условиях войны. (Слайд 11) |
Рефлекия |
Возвращается к основным вопросам урока и просит ответить на них. |
Делают вывод о достижении поставленных целей, отвечают на вопросы, закрепляя полученные знания |
Домашнее задание |
Сообщает задание: параграф 37 учебника, выполнить на выбор задание №5 или №6 на стр. 238. |
Записывают задание в дневник. |