Цель: содействие переносу в жизнь способов коммуникаций и проявления дружеского отношения.
Задачи:
- помочь учащимся понять ценность безоговорочной любви, ценность и радость возможности давать, ничего не ожидая взамен;
- учить устанавливать отношения, основанные на бескорыстной способности отдавать, прежде чем что-то получить;
- развивать способность интерпретировать поведение окружающих людей;
- помочь учащимся принять на себя самообязательство и нести ответственность за его исполнение;
- культивировать глубокие чувства привязанности, эмоциональной близости друг к другу.
Ключевые ценности:
- понимание
- добро
- дружба
- доброжелательность
- самопознание
Ключевые компетенции:
- оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
- выстраивать доброжелательные отношения к себе, к людям и окружающему миру;
- поддерживать дружеские отношения дома, в сфере ближайшего окружения, в совместной деятельности на основе принципов нравственности и норм духовности; осознавать негативность ссор, конфликтов, уметь преодолевать их и взаимодействовать на основе сотрудничества и согласия;
- ценить дружбу и общение, быть терпеливым, прощать обиды, непонимание; уметь выслушать и понять другого человека.
Содержание этапов этико-психологического упражнения-игры “Мой тайный друг”.
I-й этап (основной).
Содержание.
- Организация беседы “Что значит дружить?” В ходе обсуждения учащиеся делают выводы о том, что такое дружба, какими качествами должен обладать друг, что дает человеку дружба и др. Таким образом, идет подготовительная работа к началу этико-психологического упражнения-игры “Мой тайный друг”.
- Записать имена и фамилии каждого человека на отдельном листке, включая учителя. Свернуть листки так, чтобы их нельзя было прочитать.
- Сложить записки с именами в ларец (открытую коробку) и пройти по классу, чтобы каждый ученик вытянул записку. Увидев на ней имя, ученик не должен никому его говорить. Если кто-то вытянул свое имя, он должен снова свернуть листок, положить на место и тянуть еще раз.
- Объяснить ученикам, что тот человек, чье имя они вытянули, становится отныне их “тайным другом”. Учитель тянет из коробки последнюю записку.
- Объяснить классу, что в течение следующей недели все должны, не выдавая себя, проявлять как можно больше внимания к “тайным друзьям”, чтобы те почувствовали себя самыми нужными людьми на свете. Можно писать для них стихи, дарить небольшие подарки, угощать, делать все, чтобы друг почувствовал себя нужным и любимым.
- Каждый день нужно делать хотя бы один приятный сюрприз своему другу. Объяснить ученикам, что чем больше они вложат себя, своей души в заботу о тайном друге, тем больше будет их радость, когда они увидят, как их внимание и забота приносят счастье другим.
- Выработка правил участия в упражнении-игре.
Примерные правила участия в игре
• Обязательная активность каждого участника;
• Угадывать “Тайного друга” – запрещено;
• Оказывать знаки внимания не только своему “Тайному другу” и др; - Провести анкетирование участников в последний день упражнения-игры (Приложение 1).
II-й этап (рефлексивный).
Содержание.
Введение.
Круг радости.
Приветствие и пожелания участников встречи друг другу.
В последние дни жизнь нашего класса проходила не совсем обычно, а причина связана с этим сундучком, он объединил нас всех.
- Как вы думаете, зачем мы сегодня собрались?
- В чем заключается смысл упражнения “Мой тайный друг”?
Основная часть.
До подведения итогов нашей игры-упражнения мы отвечали на вопросы анкеты. Рассмотрим наши результаты.
Вопрос №1 (результаты выводятся на слайд).
Легко ли было выполнять правила участия в упражнении-игре “Мой тайный друг”?
- Итак, как распределились ответы? (Комментарии к слайду 1.)
Действительно, соблюдать правила игры и держать тайну иногда бывает очень трудно. Почему? А может быть, ответ содержится в следующем слайде?
Рис. 1
Вопрос №2 (результаты выводятся на слайд).
Отметьте, какие ценности имели для вас значение в упражнении-игре “Мой тайный друг”
- А что такое ценность вообще? Поясните смысл данного понятия.
- Какие же качества более всего ценятся вами в этом упражнении-игре?
- Сравнивая результаты этих двух вопросов анкеты, какой вывод можно сделать, ребята?
Вывод.
Как это здорово, когда ценностью для нас становится добро, понимание, любовь, а расчетливость и выгода отступают назад. Но эти качества-ценности порой требуют от нас усилий, воли и напряжения.
Рис. 2
А вот, каких эмоций и чувств было пережито нами больше, в процессе игры-упражнения расскажут результаты следующего вопроса.
Вопрос №3 (результаты выводятся на слайд).
Отметьте те эмоции и чувства, которые вы испытывали и переживали, участвуя в упражнении игре “Мой тайный друг”.
Что же мы с вами переживали? (Учащиеся читают слайд.)
Рис. 3
Это общие результаты, а теперь поделитесь своими личными переживаниями и размышлениями.
Мы все знаем, как приятно получать знаки внимания.
- Может ли человек испытывать радость от возможности отдавать, ничего не ожидая взамен? (Возможность выхода на дискуссию.)
- Кто-то из вас почувствовал эту радость?
- Отличается ли радость получения подарка от радости его дарения? В чем разница?
Давайте переживем еще раз эти приятные моменты и вспомним самые яркие дружеские знаки внимания, которые оставили в вашей душе теплый свет.
(Ребята называют способы проявления дружественного отношения.)
Вопрос №4 (результаты выводятся на слайд).
Был еще такой вопрос: “Нашел ли ты новый для тебя способ проявления дружественного отношения к окружающим людям благодаря участию в этом упражнении-игре?”
Сколько человек смогло найти в ходе игры-упражнения новые способы проявления дружественного отношения к окружающим людям?
Рис. 4
Игра – это тоже жизнь, а в жизни приходиться искать ответы на новые вопросы. И хотя график показывает, что находок было много, я хочу, чтобы вы не останавливались на этом пути открытий, а смело шли вперед, каждому из вас хочу пожелать удачи на жизненном пути.
удь подобен книгеБ
И не переставай читать,
Пока не изучишь последнюю главу.
Будь подобен цветку
И не переставай расти,
Пока твое цветение не раскроется во всей красе.
Будь подобен приключению
И не переставай исследовать,
Пока не раскроешь последней тайны.
Будь подобен песне
И не переставай звучать,
Пока не затихнет последний тон.
Будь подобен личинке
И не переставай развиваться,
Пока твои крылья не будут готовы к полету.
Будь подобен огню
И не переставай гореть,
Пока все в тебе не будет охвачено этим пламенем.
Будь подобен лучу
И не переставай светить,
Пока все в тебе не станет светлым и чистым.
А теперь наступает волнующий момент. Ведь мы все хотим узнать, для кого мы были тайным другом? Наверное, у каждого из вас есть свои предположения-гипотезы. Так давайте их проверим. Подойдите к тому человеку, который, по вашему мнению, все это время тайно оказывал вам знаки внимания, и спросите, правильна ли ваша догадка. По мере того, как вы подтвердите свою догадку, возвращайтесь на свое место.
Проверка гипотезы – свободное, непосредственное общение участников встречи.
Звучит фоновая музыка.
Творческая деятельность.
Итак, тайна раскрыта. А сейчас я предлагаю еще раз оказать знак внимания своему тайному другу. Подойдите к столу и возьмите незаконченную открытку-пожелание того одноклассника, кто в игре-упражнении был вашим тайным другом. Напишите ему самые добрые, теплые и искренние пожелания, а затем поместите ее в “Галерею дружбы”. Используйте все свободное пространство.
Вопрос №5 (результаты выводятся на слайд).
Удовлетворены ли вы своим участием в упражнении-игре “Мой тайный друг”?
Я заметила, что последнее задание вы выполняли охотно, с улыбками на лице… вот и слайд показывает, что 85% ребят были удовлетворены своим участием в игре, но 15% – затруднились ответить на этот вопрос.
- Изменилось ли ваше мнение после встречи, что вы сейчас думаете? Кто хочет высказаться?
Рис. 5
Заключительная часть.
Я надеюсь, что сегодня вы сделали для себя определенные выводы, а может быть, даже извлекли уроки жизни.
На ваших анкетах я каждому из вас написала несколько слов. Мне будет приятно, если вы прочтете мои записи, задумаетесь и поразмышляете наедине с самим собой (учитель раздает заполненные ребятами анкеты, в которых содержатся небольшие комментарии учителя, для помещения их в портфолио ученика).
Заканчивая нашу встречу, я хочу обратиться к вам, ребята, “Как сделать так, чтобы все хорошее, что мы сегодня чувствовали, и чему научились, не ушло с окончанием упражнения? (Ответы учащихся.)
Наша игра-упражнение “Мой тайный друг” закончилась, я благодарю вас, ребята, за сегодняшнюю встречу, и мне так хочется сказать: “А ведь как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…”
Круг от сердца к сердцу: исполнение песни “Как здорово…”