Цели урока:
- Образовательная: Комплексное применение знаний, умений, навыков при выполнении арифметических действий с натуральными числами.
- Развивающая: Формирование умения самостоятельно применять математику в окружающей действительности, осуществлять перенос знаний в новые условия. Усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
- Воспитательная: Активизация работы учащихся на уроке за счет вовлечения их в игру. Воспитание настойчивости, целеустремленности, умения оценивать свои знания. Воспитание положительного отношения, интереса к здоровому образу жизни через занятия спортом.
Формы учебной деятельности: групповая работа, индивидуальное выполнение заданий. Самоконтроль и взаимоконтроль.
Методы и приемы:
- Технология сотрудничества (коллективно – групповая работа).
- Словесно-наглядный, частично-поисковый методы повторения и обобщения, приемы контроля, приемы решения задач.
Оборудование.
- Атрибуты олимпийских игр(инсценировка зажжения факела, гимн, флаг); таблицы и карточки с заданиями, табло, материал для конструирования, магнитофон, награды для победителей (медали).
Организация игрового урока.
- Класс разбивается на 2 команды, выбирается капитан, вратарь, ведущий и жюри (судьи).
Правила игры.
- Футбол – командная игра. Побеждает в ней команда, набравшая наибольшее число очков. В начале игры члены команды(им присвоены номера от 1 до 6) располагаются на исходном рубеже. По сигналу ведущего капитан команды(сильный участник – консультант) получает задание для каждого участника и разделяет их, контролирует и консультирует выполнение задания.
- Если задача решена, то вратарь передает ее решение судьям (жюри). Судьи подсчитывают очки и выдают карточки: красную за правильное решение, желтую за неправильный ответ Вратарь команды подсчитывает очки на табло после каждого этапа. Побеждает команда, набравшая больше очков.
-
Ход урока
- Подготовительный этап.
- Разминка (устный счет).
- Нападение (теоретический блок).
- Минутный перерыв (физкультминутка).
- Защита (практическая работа).
- Технический перерыв (историческая справка).
- Пенальти (контроль знаний).
- Награждение (подведение итогов).
Этапы урока. Цель. | Деятельность учителя. | Деятельность учеников. |
Торжественное начало урока. Сцена зажжения олимпийского факела, олимпийский гимн, поднятие флага. | – Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к олимпийским играм. В 2014 году в российском городе Сочи стартует XXII Белая Олимпиада. Мы посвящаем ей наш урок! | Слушают. Наблюдают. Осмысливают. |
I-й этап. Подготовительный. Ориентация учащихся в учебной деятельности на уроке. |
Знакомство с правилами игры. | Запоминают. |
II-й этап. Разминка (устный счет). Актуализация знаний учащихся. |
– Узнайте, как называется игра, которая включена в программу олимпийских игр. Для этого решите примеры и заполните таблицу (См. приложение 1). | Самостоятельно выполняют учебное действие. Историческая справка. (происхождение слова “футбол”)[8] |
III. Нападение. (теоретический блок) Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. |
Разыгрываем лотерею. По два человека от команды берут
билет и отвечают на теоретические вопросы билета. Жюри подводит итог, вратари выставляют очки.(См.приложение 2) |
Припоминают и воспроизводят знания. Выполняют учебные, мыслительные и речевые действия. |
IV. Минутный перерыв. (физкультминутка) | – Зарядку проводит капитан футбольной команды. | Выполняют упражнения. |
V. Защита (практическая работа) Применение обобщенных знаний и умений в новых условиях. |
– Выполняем практическую работу по конструированию модели футбольного поля из геометрических фигур. Вычисляем его площадь, площади игровых зон. (См. приложение 3) | Самостоятельно выполняют учебное действие. Припоминаю и воспроизводят знания. Анализируют результаты своей работы. |
VI. Технический перерыв (историческая справка). | 1.Игрок I команды рассказывает об истории Олимпийских
игр. [6] 2. Игрок II команды рассказывает об истории футбола. [8] |
Сообщение рассказывают два ученика. |
VII. Пенальти (контроль знаний) | Разгадываем кроссворд.
Жюри подводит общий итог. (См. приложение 4) |
Припоминают и воспроизводят знания. |
VIII. Награждение (подведение итогов). Торжественное закрытие. |
– Слово для награждения предоставляется тренеру футбольной команды | Анализируют результаты своей работы. |
Приложение 5. Фотографии.
Список используемых ресурсов.
- Гудкевич Е.С.. Игротека для мальчиков. – М.: “Олимп”, “Премьера”, 2000. – 224 с.
- Епишева О.Б., Волкова Е.Е. Повторим математику. Учебное пособие для поступающих в вузы.- Тобольск, 1995.
- “Затейник” альмонах, 23 выпуск.– М.: “Молодая гвардия”, 1979.
- Звягина В.В. Здоровьесберегающие методики организации образовательного процесса. Методическое пособие.– Тюмень, ТОГИРРО, 2004.
- Математика. 5 кл.Учебник. Н.Я.Виленкин.-М.: Мнемозина, 2005.– 384 с.: ил.
- Ривкин Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве древней Греции.– М.: “Искусство”, 1969.
- Терешин Н.А., Терешина Т.Н. Сборник задач и примеров по математике, 5 кл. – М.: “Аквариум”,1997.-256 с.
- Юрмич Г. От А до Я по стране спорта. Какая ты, Спортландия? Энциклопедия.– М.: “Ф и С”, 1980.