Цели:
- Способствовать формированию навыков сознательного, правильного, беглого чтения умения работать с текстом, в парах, отработать написание изученных букв.
- Продолжить работу по классификации букв звуков.
- Развивать речь, внимание, мышление, фонематический слух.
- Воспитывать чувство товарищества, благородства, дисциплинированности, самостоятельности.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
1. Игра “ Снежки”
Учитель: – Какое время года у нас за окном? (Ответы учащихся – зима.)
Учитель: – А какой месяц? (Январь.)
Учитель: – Какие еще зимние месяцы знаете? (Декабрь, февраль).
Учитель: – Во что вы любите играть зимой? (Ответы учащихся.)
Учитель: – А мы сейчас поиграем в снежки. Поймав снежок, выходите к доске и расскажите все о той букве, которая записана на каждом снежке. (Ответы учащихся.)
К Т С Ш Ч Р Щ
Учитель: – Давайте еще раз прочитаем эти буквы.
Учитель: – Какие они? (Согласные.)
Учитель: – Назовите лишнюю букву. (Р.)
Учитель: – Почему? (Ответы учащихся.)
Молодцы! Садитесь. Снежки соберите в корзинку.
III. Закрепление изученного материала.
1. Беседа об изученной букве.
Учитель: – А с какой буквой мы познакомились на предыдущем уроке? (Щ)
– На что она похожа?
Ответы учащихся:
– На расческу Щ похожа
Три зубца всего! Ну что же?– Щ– играющий щенок
Кверху лапками он лег.– Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Учитель: – Что можем сказать об этой букве? (Ответы учащихся – согласная, глухая, непарная, особенная – всегда мягкая, не дружит с буквами Ю, Я.)
Учитель: – Назовите еще особенные согласные. (Й, Ц, Ч, Ж, Ш)
2. Физкультминутка для пальцев.
3. Работа в тетради.
Учитель: – Запишите буквы Щщ в тетрадях всю строку, а самую красивую пару подчеркните.
Письмо буквы Щщ в тетрадях
Учитель: – Для чего нам необходима заглавная буква? (Для написания имен собственных и начала предложения.)
Учитель: – Для чего маленькая? (Для имен нарицательных.)
Учитель: – Какие буквы похожи по написанию с буквой Щ? (Ии, Шш, Цц, Йй.)
Учитель: – Запишите их также парами в тетради.
Письмо букв парами в тетрадях
Подведение итога работы
4. Работа в печатных тетрадях по чтению. Составление и запись слов, их классификация.
Учитель: – Сегодня к нам пришло письмо. Давайте откроем его. Оно от Незнайки. Он просит вашей помощи. Незнайка сидел дома, составлял слова и у него ничего не получилось. Давайте ему поможем.
ЩАПИ (пища) |
КАЩУ (щука) |
ЧУКОЛ (чулок) |
ШАЧАК (чашка) |
Учитель: – Запишите слова, поделите на слоги, поставьте ударение, выделите орфограмму.
Учитель: – Какие сочетания встретились в словах? (ЩА, ЩУ, ЧУ, ЧА)
Учитель: – А на какие группы их можно разделить? (ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ)
Деление слов на группы
Подведение итога работы
5. Физкультминутка.
6. Работа с чистоговорками и скороговоркой.
Учитель: – Что такое чистоговорка?
– Прочитаем ее.
ЩА-ЩА-ЩА – мы домой несем леща.
АЩ-АЩ-АЩ – мы наденем плащ.
Учитель: – Какой звук чаще всего повторяется? (Ответы учащихся.)
Учитель: – На какие правила встретились слова? (Ответы учащихся.)
Учитель: – Что такое скороговорка? (Ответы учащихся.)
Учитель: – Вспомним нашу скороговорку.
ЩУКУ Я ТАЩУ, ТАЩУ,
ЩУКУ Я НЕ УПУЩУ.
Учитель: – Какой звук чаще всего повторяется? (Ответы учащихся.)
Учитель: – На какие правила встретились слова? (Ответы учащихся.)
7. Работа с учебником Азбука (стр. 192)
1) Чтение учителем рассказа “Два товарища” Л. Толстого.
Учитель: – Сейчас я вам прочитаю рассказ “Два товарища” Л. Толстого.
Учитель: – Какая орфограмма встретилась в названии? (ЩА)
Учитель: – В тексте встретится слово НАЗИМЬ – лечь на землю.
2) Работа по содержанию.
Учитель: – Кто набросился на детей? (Ответы учащихся.)
Учитель: – Как они отреагировали на опасность? (Ответы учащихся.)
Учитель: – Как поступил медведь? (Ответы учащихся.)
3) Повторное чтение рассказа учащимися.
Учитель: – Сейчас мы еще раз прочитаем этот рассказ и ответим на вопросы:
– В чем не прав мальчик, залезший на дерево?
– Чему учит этот рассказ?
4) Выборочное чтение.
Учитель: – Найдите в тексте и прочитайте, какой вывод сделал автор?
Подведение итога работы
8. Физкультминутка.
9. Самостоятельная работа. Составление предложения и запись в тетрадь.
Учитель: – Что мы знаем о предложении? (В предложении о чем-то или о ком-то говорится.)
Учитель: – На снежинках написаны слова. Разложите их в таком порядке, чтобы получилось предложение.
щука, в, живет, реке
Учитель: – Сейчас составленное предложение запишем в тетради, но сначала скажите, что надо помнить при записи предложения? (Начало предложения записываем с большой буквы, в конце ставим точку.)
Учитель: – Запишите предложение, которое у вас получилось.
IV. Итог урока
Учитель: – Где живет рыба? (Ответы учащихся.)
Учитель: – А где живет человек? (Ответы учащихся.)
Учитель: – Нам необходим воздух, земля, солнышко. И когда светит солнышко, нам становится тепло и светло. И сейчас оно подарит вам свои лучики, которые будут греть вас, поднимать настроение и оставят хорошее воспоминание о сегодняшнем уроке. И знания, полученные сегодня, пригодятся вам в дальнейшем.