Рабочая программа по образовательной области "Технология" для специальных коррекционных классов VII вида со смешанным типом обучения

Разделы: Технология


Тематическое планирование составлено на основе программ основного общего образования по образовательной области “ Технология”, приведенных в сборнике нормативных документов “Технология” изд. “Дрофа” М. 2004 г.; Настольная книга учителя технологии: справ.-метод. пособие/ сост. А.В. Марченко.– М.; АСТ:Астрель, 2005г.

Программа составлена в 2009 г. для специальных коррекционных классов седьмого вида со смешанным обучением (мальчики и девочки занимаются вместе).

Дети с задержкой психического развития традиционно определяются как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем трудоспособности, недоразвитием эмоционально-личностной сферы.

Исходя из данной характеристики, целями курса являются :

– обеспечение психолого-педагогических условий, необходимых для формирования способности к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию на основе раскрытия творческих и интеллектуальных возможностей личности, а также для коррекции негативных тенденций развития;

– освоение начальных знаний по прикладной экономике, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;

– воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;

– получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Структура программы.

Программа включает в себя основные разделы: “Технологии ведения дома”, “ Создание изделий из текстильных и поделочных материалов”, “ Кулинария”, “Личная гигиена” и отвечает задачам трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Раздел “Технологии ведения дома” предусматривает овладение учащимися необходимыми теоретическими и практическими навыками по ведению домашнего хозяйства, уходу за одеждой и обувью, знакомятся с бытовой техникой и правилами ее использования, Учатся производить мелкий ремонт сантехнического оборудования, мебели. Знакомятся с источниками семейных доходов и статьями расходов, способами сокращения расходов. Учатся аккуратному, бережному отношению к вещам. Знакомятся с видами трудовой деятельности, рынком услуг.

Раздел “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов” знакомит с традиционными видами рукоделия и декоративно-прикладного творчества. На этих уроках дети учатся своими руками создавать предметы для украшения интерьера, используя природный материал, остатки ткани, фурнитуры и другие подручные материалы.

Раздел “Кулинария” начинают темы касающиеся этики семейных отношений, где дети знакомятся с особенностями культуры общения и поведения, семейными традициями и обычаями, особенностями совместного проживания людей разного возраста, учатся создавать комфортные условия проживания для себя и других членов семьи. Затем начинаются темы, касающиеся технологии приготовления пищи. Учащиеся знакомятся с системой пищеварения, значением витаминов и минеральных веществ, правилами этикета, технологией приготовления различных блюд. Убеждаются в том, что искусство приготовления пищи и подачи ее на стол не только форма обеспечения организма питательными веществами, но и путь к созданию благоприятного климата в семье.

Раздел “Личная гигиена” содержит информацию о лечебных свойствах питательных веществ, входящих в состав пищевых продуктов, учатся распознавать признаки отравлений и оказывать первую помощь при несчастных случаях.

Программа предусматривает отведение до 70% учебного времени на практические и лабораторные занятия. Остальное время – изучение теоретического материала.

Оценка знаний, умений и уровня развития учащихся осуществляется с помощью тестирования, перечня теоретических вопросов, практических работ и заданий в течении года. Для оценки теоретических понятий используются проверочные тесты, для оценки умений – практические задания.

В результате освоения обучающимися различных видов деятельности предполагается сформировать и развить компетентности: социально-трудовую, социально-бытовую, самообслуживания, коммуникативную.

Тематическое планирование.

5 класс

Количество часов Тема Содержание
1. Технология ведения дома.
2 Значение жилища для человека Требования, предъявляемые к жилищу.
Функциональные особенности помещений.
2 Уборка помещения – генеральная и повседневная. Значение уборки для физического и психического здоровья.
Как сократить время на уборку.
Чем и как убирать.
4 Уход за одеждой. Мелкий ремонт – пуговицы, крючки, вешалки.
2 Уход за обувью Выбор кремов для чистки кожаной обуви.
Уход за резиновой обувью.
2 Расходы на одежду, обувь, личные принадлежности. Как в семью приходят деньги.
Виды расходов. Пути экономии расходов.
4 Бережное отношение к вещам. Условные знаки по уходу за одеждой.
Способы удаления пятен.
Хранение одежды и обуви.
2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.
8 Самоделкины поделки Поделки для украшения интерьера из природного материала, остатков ткани, пуговиц.
3. Кулинарич.
4 Умение общаться в семье.
Семейный авторитет.
Психологический климат в семье, ответственность каждого члена семьи, выход из конфликтных ситуаций.
2 Разделение труда в семье.
Совместная работа.
Будни и праздники, ежедневная уборка, ремонт.
4 Ешьте на здоровье.
Правила питания.
Общее знакомство с системой пищеварения.
Значение витаминов и минеральных веществ.
Сбалансированное питание.
Общее знакомство с бытовой техникой, используемой для приготовления пищи в домашних условиях.
8 Накорми себя сам. Сервировка чайного стола. Подача блюд. Правила этикета. Приготовление изделий из песочного, слоеного, дрожжевого теста.
2 Щи да каша – пища наша. Значение овощей и круп в питании человека. Питательная ценность этих продуктов. Технология приготовления блюд.
2 Наши помощники на кухне. Приспособления для первичной обработки и нарезки овощей. Кухонная посуда. Способы и средства мытья посуды. Способы определения массы и объема продуктов.
Общие правила безопасной работы, санитарии и гигиены.
14 Накорми себя сам. Приготовление заправочных супов.
Приготовление гарниров из овощей и круп.
4. Личная гигиена.
2 Пищевые отравления. Симптоматика, подручные средства первой помощи. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.
2 Ожоги, порезы.
Укусы насекомых. Первая помощь.
Оказание первой помощи подручными средствами при ожогах и порезах. Первая помощь при кровотечениях, укусах насекомых.
4 Уход за руками и ногами.
Уход за ртом.
Средства по уходу за кожей рук промышленные и приготовленные в домашних условиях. Уход за стопами ног.
Средства по уходу за полостью рта.

Тематическое плпнирование.

Технология 6 класс

Кол. часов Тема Содержание
1. Технология ведения дома.
2 Бытовая химия. Моющие средства.
Выбор и правила использования.
Средства для стирки, средства для чистки мебели, стекол, зеркал, ковров. Средства для мытья полов.
2 Уход за одеждой. Хранение зимней и летней одежды. Условные знаки. Удаление пятен. Мелкий ремонт: заплаты, клепки, кнопки.
2 Уход за обувью Хранение зимней и летней обуви. Выбор чистящих средств для замши и набука.
2 Бытовые приборы и техника Правила безопасного использования и способы ухода: холодильник, микроволновая печь, электроплита, газовая плита, пылесос, стиральная машина.
4 Мое и чужое. Что такое собственность. Собственность частная, государственная. Движимое и недвижимое имущество. Как внести вклад в собственность свою и своей семьи.
4 Затраты на лечение и сохранение здоровья. Увеличение затрат на сохранение здоровья из за вредных привычек и неправильного питания.
2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.
8 Самоделкины поделки Поделки из природного материала для украшения интерьера.
3. Кулинария.
2 Семейные традиции Бабушки, дедушки, место работы, заслуги, другие родственники.
4 Семейные праздники Совместная подготовка к празднику. Игры, викторины, розыгрыши. Техника безопасности при проведении праздников.
2 Личная свобода Личное место, личное время, права и обязанности.
2 Наши помощники на кухне Кухонные приспособления: назначение, правила безопасной работы. Мясорубка, кофемолка, блендер, кухонный комбайн.
8 Накорми себя сам Классификация супов. Приготовление овощных супов, с макаронными изделиями и крупами.
2 Критерии качества продуктов и блюд Правила и сроки хранения продуктов и приготовленных блюд. Маркировка на упаковках.
2 Соусы на нашем столе Соусы благородные, полублагородные. Технология приготовления. Сладкие соусы.
14 Накорми себя сам Запеканки: овощные, крупяные. Сладкие блюда. Напитки.
6. Личная гигиена.
2 Пищевые и непищевые отравления Отравление грибами, консервированной продукцией. Симптоматика и первая помощь.
Химические отравления. Симптоматика и первая помощь.
2 Средства народной медицины Использование пищевых продуктов в качестве профилактических и лечебных средств при простудных заболеваниях.
2 Ушибы и переломы Первая помощь, наложение шины при переломах подручными средствами.
2 Личная гигиена Уход за волосами, ногтями. Угревая сыпь.

Тематическое планирование.

Технология 7 класс.

Кол. часов Тема Содержание
1. Технология ведения дома.
2 Бытовая химия Моющие средства. Выбор и правила использования. Средства для чистки санузла, ванной, труб. Чистка плит, духовок. Техника безопасности.
2 Бытовые приборы и техника Соединение проводов, ремонт розетки, вилки.
Ремонт сливного бачка.
2 Уход за мебелью Мебель лакированная и полированная, мягкая мебель, ковры, зеркала. Замена мебельной фурнитуры.
4 Уход за одеждой Уборка летних вещей на хранение.
Обработка низа клеевыми материалами, ремонт распоровшихся швов на верхней одежде. Клеевые заплаты для кожи и ткани.
2 Уход за обувью Уборка на хранение летней обуви, уход за цветной и лаковой обувью. Мелкий ремонт.
2 Знакомство с профессиями Виды трудовой деятельности. Знакомство с современными профессиями. Профессии родителей.
2 Рынок труда Источники информации о рынке труда. Трудовой договор. Труд подростков.
4 Производитель и потребитель Задачи производителя и потребителя. Спрос и предложение. Правовая защита потребителя. Информация для потребителя. Реклама.
2. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.
6 Самоделкины поделки Ремонт и реставрация мебели.
3. Кулинария.
2 Средства общения Значение жестов, мимики и интонации для взаимопонимания.
2 Управление эмоциями Мое плохое настроение. Как пережить обиду. Как подарить и принять подарок.
2 Скажи мне кто твой друг. “С кем поведешься, от того и наберешься”
Дружба и приятельские отношения.
2 Ешьте на здоровье Признаки качества мяса, мясных продуктов, колбасных изделий. Качество рыбы и морепродуктов.
2 Первичная обработка продуктов Первичная обработка мяса, птицы, рыбы. Приготовление котлетной массы.
2 Изделия из теста Виды теста. Разрыхлители. Ассортимент изделий из теста. Блюда из черствого хлеба.
6 Накорми себя сам Приготовление блюд из мяса, субпродуктов, рыбы, котлетной массы.
2 Фарши и начинки Технология приготовления. Контроль качества пищевых продуктов. Тепловая обработка.
14 Накорми себя сам Приготовление изделий из песочного, слоеного, дрожжевого теста. Приготовление фаршей и начинок из овощей, яиц, творога, ягод.
4. Личная гигиена.
2 Домашняя аптечка Настои трав для ухода за кожей лица. Веснушки, пигментные пятна. Уход за ртом
2 Психофизическое развитие подростка Беседа психолога.

Беседа врача.

4 Хороший повар лекаря со двора гонит Приготовление смеси для очистки кожи лица. Составление памятки по уходу за телом. Средства народной медицины.

Учебно-методическая литература.

  1. Гончарова В.М. , Баранюк Е.Г. Основы экономической культуры : Учебник для 5–6 классов общеобразоват. учреждений./ Изд. переработ. и дополн. – Екатеринбург: Изд. “Сократ”, 2006.
  2. Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики: Учебное пособие для 5–6 кл. общеобразоват. учрежд.– 4-е изд.– М.: МЦЭБО–Вита-Пресс, 2005.
  3. Самородский П.С. , Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. Технический труд: 5; 6; 7 класс: Учебник для учащихся общеобразоват. учреждений.– 3-е изд., перераб./ Под ред. В.Д. Симоненко.– М.: Вентана-Граф, 2008.
  4. Технология. Обслуживающий труд: 5; 6; 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.– 4-е изд. переработ. / под ред. В.Д.Симоненко.– М.: Вентана-Граф, 2008.
  5. Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5–9 кл.: Метод. пособие /А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Маркутская – М.: Дрофа, 2003.
  6. Маркутская С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5–7 классы–М.: “Экзамен”,2006.
  7. Марченко А.В. Настольная книга учителя технологии: справ. -метод. пособие: М.: АСТ: Астрель,2005.
  8. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии./ Авт.-сост. Казакевич В.М., Марченко А.В.– М.: Дрофа, 2000.